Смекни!
smekni.com

Потребительство как причина мирового кризиса (стр. 3 из 6)

Еще один удар по репродуктивной системе общества наносит СМИ, который пропагандирует культ секса и, как следствие, непрочность семей.

Причины можно разделить на материальные и духовные. Первая – это нехватка материальных средств к существованию. Большинству семей ребенок просто «не по карману». Духовные причины – нежелание большинства молодых людей иметь детей. Карьера в списке ценностей уже стабильно опережает семью.

И хотя это не только стремление стать богатым, но и способ создать материальную базу для нормального существования семьи, однако, многие люди, имеющие достаточно средств, все же не желают заводить детей. Для них дети – это обуза и пережиток прошлого.

Следующая проблема, которую мы рассмотрим – это попытка реформирования системы образования, которая была гордостью и величайшим достижением России. Именно российские специалисты очень востребованы во всем мире.

Школа – одна из самых устойчивых, консервативных общественных институтов, «генетическая матрица» культуры. В соответствии с этой матрицей воспроизводятся последующие поколения. Следовательно, трудно переоценить её значение.

Рассмотрим процесс разрушения Западом образования прошлого. Добуржуазная школа, основанная на христианской традиции, вышедшая из монастыря и университета, ставила задачей воспитание личности - личности, обращенной к Богу (шире – к идеалам). Для нового общества требовался манипулируемый человек массы, сформированный в мозаичной культуре. Чем отличается выросшая из богословия «университетская» школа от школы «мозаичной культуры»?! Тем, что она на каждом своем уровне стремилась дать целостный свод принципов бытия. Конечно, было множество упреков за то, что она дает «знание, которое не пригодится в жизни». Однако задача той школы не дать человеку навыки и информацию для решения частных задач, а в том, чтобы «наставить на путь». [13, с. 315]

Школа не имеет более важной задачи, как обучать строгому мышлению, осторожности в суждениях и последовательности в умозаключениях.[4]

Итак, в чем же роль классической школы?! В том, что она передает отличительную особенность античной мысли – способность обращать всякую проблему в принципиальную, то есть стремится к упорядочению мозаики опыта. Новое, буржуазное общество нуждалось в школе для фабрикации субъектов, которые должны были заполнить, как обезличенная рабочая сила, фабрики и конторы. Такая школа не давала человеку целостной системы знания, которая учит человека свободно и независимо мыслить. Для выполнения этих функций и подбирался запас знаний, который заранее раскладывал людей «по полочкам». Таким образом, эта школа оторвалась от университета, суть которого именно в целостности системы знания. Возникла мозаичная культура в противовес университетской. Возник и её носитель – человек массы, наполненный информацией для выполнения контролируемых операций. [13, с. 317]

Ортега-и-Гассет писал: "Специалист служит нам как яркий, конкретный пример "нового человека" и позволяет нам разглядеть весь радикализм его новизны... Его нельзя назвать образованным, так как он полный невежда во всем, что не входит в его специальность; он и не невежда, так как он все-таки "человек науки" и знает в совершенстве свой крохотный уголок вселенной. Мы должны были бы назвать его "ученым невеждой", и это очень серьезно, это значит, что во всех вопросах, ему неизвестных, он поведет себя не как человек, незнакомый с делом, но с авторитетом и амбицией, присущими знатоку и специалисту... Достаточно взглянуть, как неумно ведут себя сегодня во всех жизненных вопросах - в политике, в искусстве, в религии - наши "люди науки", а за ними врачи, инженеры, экономисты, учителя... Как убого и нелепо они мыслят, судят, действуют! Непризнание авторитетов, отказ подчиняться кому бы то ни было - типичные черты человека массы - достигают апогея именно у этих довольно квалифицированных людей. Как раз эти люди символизируют и в значительной степени осуществляют современное господство масс, а их варварство - непосредственная причина деморализации Европы".[25, с. 78]

Из этого нам важно понять, что для буржуазного/ капиталистического/ демократического общества правительству нужен именно «человек массы», а такового можно воспитать только реформировав классическую систему образования.

Сегодня ко всему прибавилась новая интересная особенность – а именно: ускорение социального времени. Технологический цикл обогнал цикл смены поколений. Сегодня полная смена технологий необходима для успешного развития производства каждые 5-6 лет. Это приводит к тому, что человек уже не сможет обойтись фактологическими знаниями, иначе ему придется переучиваться каждые 5 лет. Назрела необходимость полной замены старой системы образования.

Некоторые эксперименты по созданию нового принципа образования достигли положительных результатов. Например, школа Щетинина в Текосе, где дети к 20 годам успевают получить по 1-2 высших образования гос. стандарта.

Отдельно стоит сказать о бюрократии как тормозе благополучного развития какого-либо Дела (под таковым будем понимать результат труда человека, за который потребитель готов платить). Для этого необходимо разобраться с сущностью власти, ведь большинство людей представляет, что она возникает от начальника. Но это в корне не верно. Основа власти в подчиненном и возникает только тогда, когда подчиненный начинает исполнять команды начальника.

Из-за непонимания природы власти и возникло представление о бюрократах, как о неких начальниках, сидящих в конторах и раздающих противные народу приказы. Но бюрократы они только в том понимании, что подчиняются вышестоящему бюро.

Объективно существуют законы поведения людей:

• Человек действует так, чтобы в результате получить максимально необходимое ему поощрение и минимальное наказание.

• Человек делает только то, что ему указывает инстанция, поощряющая или наказывающая его. Именно эта инстанция имеет над человеком власть.

В основании сферы управления людьми лежит треугольник. Дело, начальник и подчиненные лежат в вершинах этого треугольника. Но кому лучше присвоить власть?! Человечество пошло по пути неверному. Оно дало власть начальникам, передало им право поощрять и наказывать работников. Таким образом, получилась бюрократическая система.

Если исполнитель будет слушать указания начальника, то он бюрократ, если указания Дела – то делократ. Конечно, начальник не враг своему Делу, но у такой системы есть один большой недостаток. Начальник желает, чтобы Дело было сделано самым лучшим образом, и его указания могут быть блестящи и гениальны, ведь, как правило, он раньше сам работал на месте того исполнителя, кому сейчас дает задание. Однако, данное раз, его указание не меняется до тех пор, пока он снова не вернется к нему. А Дело меняется непрерывно, поэтому указание утрачивает свою ценность, но исполнитель все равно обязан его выполнить. К тому же есть оправдание в случае ухудшения ситуации: «я сделал, как было сказано». Таким образом, исполнитель снимает с себя всякую ответственность.

Поэтому в основном лишь 1 человек, хозяин фабрики/завода/фирмы и т.д., является делократом, остальные же – бюрократы. И на своем предприятии он и управленец, делящий свое Дело между подчиненными, и носитель власти, поощряющий и наказывающий. Этим он заставляет служить подчиненных не Делу, а лично себе. Для них святы его указания, а не состояние Дела.

Достаточно точно и разумно антибюрократические меры вводил советский способ управления людьми. Идея была такова: в экономике Дело поощряет и наказывает с помощью денег, но не было известно, как сделать, чтобы каждый человек поощрялся именно Делом, а не начальником. Поэтому надо объявить, что деньги – это ничто, а человек, алчущий денег – не советский человек. Главное для нашего человека – это честь служения Родине, слава за хорошо исполненное Дело. Следовательно, надо поставить доски почета, устроить соревнования, ввести ордена, медали. Однако, в конце концов, произошел срыв системы. По идее, слава должна была идти от Дела, но кончилось тем, что и слава и деньги стали исходить опять от начальства. Бюрократизм ещё больше усилился.

Но эта идея хорошо привилась на японской земле. Японская система управления людьми считается непревзойденной, лучшей в мире, но невоспроизводимой. Попытки американцев привить ее у себя окончились ничем. Основой японской системы является моральный кодекс граждан, их образ мысли. В СССР образ мысли был схож с японцами: все рассматривают Отечество как семью. Но японский кодекс чести требовал также беззаветного служения и более маленьким коллективам – своим фирмам. Они и их рассматривают как семью.

В итоге доход работника не зависит от начальника, он зависит от процветания Дела.

Бедность и нищета. Неотъемлемая часть любого современного общества. Люди сегодня живут по закону джунглей, где выживает сильнейший. Главная цель – прибыль, люди – одно из средств. Никакие гуманные соображения не работают там, где замешаны огромные деньги. Если необходимо будет кинуть миллионы людей на ужасную смерть ради денег – это будет сделано.

Многие считают, что люди в США хорошо живут потому, что сфера обслуживания сегодня должна довлеть над всеми остальными сферами экономики. В итоге – менеджеры, юристы и экономисты намного выше и светлее в глазах обывателей, нежели рабочие, производящие реальные материальные ценности. Второе заблуждение – это то, что до экономического успеха Запад довел их рациональный ум.

На основе этого возникает неправильное мнение, что развитая страна должна в основном состоять из сферы обслуживания. В чем здесь подвох. США поднялись потому, что именно эту страну выбрала мировая финансовая элита. Благодаря ей США поднялись за счет 1 и 2 мировых войн. После войны доллары США привязали к золоту, а в 1973г – отвязали. Так как доллар к тому времени уже стал общепризнанной международной валютой, то выпуск ничем не ограниченных долларов стал самым прибыльным средством обогащения за всю историю человечества.