Маркс всесторонне обосновал механизм возникновения и развития социального конфликта, обусловленного неравенством, которое постоянно усиливается при доминировании одних классов над другими. Борьба рабочего класса за изменение порядка распределения производимого продукта приводит к достижению неустойчивого равновесия на основе временного соглашения между эксплуататорами и эксплуатируемыми. В дальнейшем эти противоречия накапливаются, что вызывает новые столкновения, ведущие к новому соглашению на условиях, отличных от прежних. Происходит количественное накопление недовольства у представителей угнетенных классов и сознание или несправедливости своего положения, а одновременно и своей силы. Все это, в конечном счете, становится причиной глобального конфликта и появления новой качественной определенности – бесклассового общества, где производимый продукт распределяется по справедливости и отсутствует какая-либо эксплуатация.
К. Маркса считают изобретателем теории социального конфликта. Если для Конта главное стабилизация общества, то для Маркса – его уничтожение и замена новым, более справедливым. Считается, что вся мировая социология возникла и формировалась, чуть ли не как реакция на марксизм, как стремление средствами теории опровергнуть его. Действительно, Маркс выступал за революционный путь изменения общества, а все другие социологи – за реформистский. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса.
В качестве объекта той или иной науки обычно понимают часть окружающего нас объективного или субъективного мира, существующую в качестве реальности независимо от нашего знания о ней. Эта реальность обладает очевидными границами, относительной автономностью существования и каким-то образом проявляет свою отделенность от окружающей его среды. Объект науки является элементом реальности, которую исследователь регистрирует как некую данность.
Состояние научного знания в современной социологии выражается в ее предмете. Каждая наука вырабатывает свои понятия, с помощью которых она описывает ту или иную реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Например, физика описывает физическую реальность через такие понятия, как гравитация, инерция, электрическое взаимодействие и т.д. Понятия, описывающие предмет данной науки, относятся к фундаментальным.
Предмет науки – логически взаимосвязанная и непротиворечивая система фундаментальных понятий, описывающих часть объективной реальности, на которую нацелены методы исследования данной науки. Часть реальности, изучаемая экспериментом и описываемая физическими понятиями, называется физической реальностью. Часть реальности, изучаемая анкетным опросом и описываемая социологическими понятиями, называется социальной реальностью.
Совокупность понятий, называемая предметом науки, упорядочивает и организует отдельные факты в регулярные, повторяющиеся события. Социолога интересует не исключительное или уникальное, а закономерное и типичное.
Предмет современной социологии – результат длительного исторического развития, плод усилий многих поколений ученых, каждое из которых прибавляло крупицы нового знания, пересматривало установившиеся представления, критиковало, дискутировало, открывало, проверяло и таким способом тщательно просеивало все, что сегодня попало в предметную область социологии.
Трактовка предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялась. Каждый из социологов описывал предмет социологии с помощью различных понятий.
Основоположник социологии, французский мыслитель О.Конт считал ее наукой о фундаментальных законах развития общества, которая есть высшая реальность, подчиняющаяся только естественным законам. Историю творят не великие личности, а объективные законы. Индивид – скорее абстракция. По мнению О.Конта, социология как истинная наука должна отказываться от «неразрешимых» вопросов, т.е. таких, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, доступные эмпирическому наблюдению. Конт настаивал на исследовании взаимосвязей фактов, их функционирования в рамках больших целостностей, больших систем. Высшим видом системы он считал общество, человечество.
Один из наиболее значительных теоретиков социологии Г. Спенсер определял социологию как науку, которая изучает социальные группы. Предметом социологии, по его убеждению, являются процессы образовании, развития, структура и функции социальной группы как продукта взаимодействия людей, природе которых присущи как свойства, общие для всего человечества, так и особенности, свойственные определенной расе.
С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология – это наука о социальном поведении, которое он стремился понять и истолковать. Вебер выделил элементарную частицу поведения индивида в обществе – социальное действие, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. При этом общество, представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей.
Представители различных школ и направлений в социологии высказывали различные точки зрения по поводу предмета социологии. В зависимости от понимания специфики социального как объекта социологического познания различные ученые по-своему определяют и предмет социологии.
Например, профессор Ж..Т. Тощенко считает, что социология изучает сознание и поведение людей в конкретной социально-экономической обстановке, которые обусловливают появление различных социально-демографических, национальных и социально-профессиональных [1.21]. Профессор Г.В. Осипов полагает, что предметом социологии являются социальные отношения. При этом «социальное» он понимает как результат совместной деятельности людей, проявляющийся в их общении и взаимодействии.
Российская социологическая энциклопедия, впервые изданная в России в 1998г., определяет социологию как науку об общих и специфических законах развития и функционирования исторически определенных социетальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, [2.486].
Любая наука в процессе познания определенной области действительности использует определенные способы, средства, приемы для достижения поставленной цели. Поэтому, когда говорят о науке, имеют в виду не только предмет, который она изучает, но и приемы и средства, используемые ею в познании своего предмета.
Научный метод представляет собой совокупность различных приемов, способов и средств, с помощью которых приходят к научным истинам. Учение о методах научного познания обычно называют методологией. Задача методологии – открывать, обобщать и разъяснять методы научного познания.
Науки отличаются друг от друга не только своими предметами, но и методами, которые они используют для познания предмета своего исследования. Социологический метод формировался в процессе становления самой социологии. История социологии может быть рассмотрена как история формирования и развития социологического метода применительно к анализу явлений общественной жизни. Социологический метод развивался в динамике – от позитивизма и материализма в анализе общества к методу понимающей и формальной социологии.
Позитивистское понимание метода социологии состоит в стремлении внести в изучение общества принципы и методы, используемые в естественных науках, и таким образом повысить объективность и точность социологической науки и обеспечить ее уравнивание с естественными науками. Подобная точка зрения связана с убеждением сторонников позитивизма в том, что обустройство общества должно основываться на научных принципах.
Основу марксистского понимания метода социологии составляет взгляд на человеческое общество с позиций материалистической диалектики и материалистического понимания истории. Заслуга Маркса состоит в том, что он соединил материализм и диалектику и распространил этот метод на познание человеческого общества. Согласно этому методу, общество постоянно развивается, и в основе его развития лежит, прежде всего, развитие производства. Таким образом, в основе марксистского понимания метода социологии лежит экономический детерминизм. Деятельность людей, по Марксу, также подчиняется действию объективных законов развития общества, прежде всего экономических.
Множественность подходов в определении социологии определяет ее структуру как многоуровневую. Несмотря на многочисленные попытки социологов, до сих пор не удалось создать единой общей социологической теории. Вместе с тем, различные взгляды социологического знания опираются на существующие объективно два уровня социологического анализа:
- макроуровень, где исследуются крупномасштабные социальные системы и процессы, происходящие в обширные отрезки времени. Это социальные связи, возникающие во взаимодействии основных социальных институтов – семья, государство, религия, информация. Макросоциология – это теоретические и эмпирические исследования больших коллективностей или, выражаясь более абстрактно, социальных систем и социальных структур, экономического и политического строя, выявление более или менее крупных социальных изменений, а также факторов, оказывающих воздействия на такие изменения. Представители макросоциологии, рассматривая в качестве объекта своего исследования общество в целом и его крупные структурные образования, подчеркивают качественное своеобразие социетальных явлений и их несводимость к социально-психологическому уровню;