За пять тысячелетий существования человечества содержание, характер и методы социального знания претерпели радикальные изменения. Возникнув, как простая фиксация события с точным указанием даты, места и основных действующих лиц, социальное знание постепенно обогащалось и аналитическим осмыслением. С возникновением развитой социально-философской мысли оно от чисто фактологического по своему характеру переходит в разряд эмпирико-аналитического. Возникновением нового аналитического уровня в социальном познании человечество обязано сначала древнекитайским философам, а затем и антике. Именно античные философы Платон и Аристотель придали социальному менталитету ту конфигурацию, которая господствует сегодня не только в нашем обществе, но и во всей современной европоцентристской цивилизации.
Однако аналитический характер социального знания, появившегося на гребне развития ряда древних цивилизаций, не избавил процесс познания от ряда существенных ограничений и недостатков. Наиболее серьезным из таких ограничений было, в частности, господство преобладающих идеологий, априорно предписывавших знанию об обществе некоторые параметры, крайне важные для сохранения иерархии ценностей господствующего класса. Это безусловное подчинение знания ценностям элиты можно наблюдать от ассиро-вавилонской культуры вплоть до появлении капитализма в Европе. Лишь английская и французская революции, написав на своих знаменах лозунги свободы, равенства и братства, создали идеологические предпосылки для теоретического возникновения социального знания, не столь жестко привязанного к базовым ценностям того или иного класса. Правда, как известно, от провозглашения принципа до его реализации, особенно в масштабах всего общества в целом, всегда существует большая дистанция"[17].
"Следующим существенным недостатком социального знания предшествующего периода было частое обращение к мистике и иным недоказуемым элементам в тех случаях когда не хватало эмпирически проверенных данных либо логических аргументов при доказательстве тех или иных предположений. Знание этой поры не отвечало строгим критериям научности, требующим строгости, логической непротиворечивости и верифицируемости всех положений и выводов.
Поскольку во все времена социальное знание служило не только целям объяснения того, что происходило, но и некоторым основанием для практической деятельности, перед процессом социального познания всегда стоял соблазн описать не столько реально существующее, сколько идеальное и желаемое состояние общества. Этот перфекционизм, переходящий очень часто в утопизм, к сожалению, всегда был постоянным спутником социальной аналитики, начиная со знаменитого диалога Платона "Государство".
Слабостью ранней социальной аналитики было то обстоятельство, что общие теоретические выводы были достаточно оторваны от непосредственной действительности и не опирались впрямую на данные строгих наблюдений или иных объективных научных процедур. Поэтому такое социальное знание носило абстрактный, спекулятивный характер.
Выделение социологии в качестве самостоятельной научной дисциплины было напрямую связано с назревшей необходимостью преодолеть перечисленные выше ограничения и слабости в сфере познания общества. Известно, что любая новая наука возникает не просто потому, что придумано новое название, и даже не только потому, что углублен и уточнен предмет этой науки, но лишь тогда, когда возникает принципиально новый методологический подход, позволяющий более глубоко решать задачи, ранее казавшиеся неразрешимыми. Такой момент в развитии социального познания наступил в середине XIX века, и социология утвердилась в качестве самостоятельной дисциплины именно потому, что она сформулировала принципиально новые критерии, характеризующие возросшее качество социального знания, а затем и реализовала эти знания в практике конкретных социологических исследований"[18].
"Совокупность этих новых критериев, ставших своеобразным "игольным ушком", лишь пройдя которое социальное знание достойно называться социологическим, можно свести к трем основным положениям.
1. Общество является универсальным, многофакторным процессом, подчиняющимся в своем развитии определенным объективным закономерностям. Тем самым любое конкретное состояние общества социология рассматривает лишь как точку в длинном ряду эволюционных изменений, подчиняющихся строгой логике объективных причинно-следственных связей. Утверждение это подчеркивает также цельный, взаимозависимых характер связей между всеми отдельным элементами, составляющими общество как некоторую целостность.
Еще один важный аспект данного положения - полифакторность, воздействие на изменения в обществе не какого-то донного фактора, а всей совокупности факторов, участвующих в социально-историческом процессе. Наконец, латентно подчеркнут главный принцип научности знания - его объективность, независимость от субъективных партикуляристских, то есть носящих частный характер ценностей. Таким образом, социальный ученый должен осуществлять поиск знания без оглядки на какие бы то ни было социальные, политические, религиозные и иные ценности.
2. Предметом социологии является не то, каким общество должно быть, но только то, каким оно является на самом деле. Прежние социальные теории почти всегда предлагали некие модели совершенного общества, либо описывали процессы, какими они должны быть в идеале. Так было и в пяти основных школах древнекитайской философии, так было и в многочисленных трактатах европейских ученых, включая французских энциклопедистов и социалистов-утопистов. Однако делом подлинно научного познания является не построении идеальных схем, но строгий анализ существующей реальности, какой бы "неправильной" она ни была". [19]
"Таким образом, социальное познание в социологии окончательно и осознанно отказывается от утопизма и перфекционизма.
3. Социология признает лишь те обобщенные выводы, которые опираются на эмпирические данные. Тем самым устанавливается прочная связь между теорией и эмпирикой, логика и опыт остаются единственными инструментами научного познания, а само социальное познание поднимается до жестких критериев познания естественно-научного.
Кроме того, впервые в истории социального знания появляется возможность применения не только качественного, но и количественного социального анализа. Тем самым, в обществоведение вводятся новые качества - квантифицируемость социальных показателей. Социальная наука, таким образом, перестает быть лишь качественной и начинает становиться также и количественной наукой.
Квантификация социальных показателей приводит к тому, что в социальное познание вводятся ранее не применявшиеся процедуры: формализация, верификация, репрезентативность, количественная воспроизводимость полученных результатов. А это, в свою очередь, дает возможность построения прогнозов, выражаемых в числовых, количественных параметрах.
Таким образом, появление социологии не просто расширило границы и углубило традиционный предмет социального знания - можно с полным правом заявить о том, что социология знаменовала собой революционный переворот в социальном познании". [20]
Учебные пособия:
1. Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов. Социология: учебник, 3-е изд. - М.: Гардарики, 2006г. - 512с.
2. Г.Е. Зборовский. История социологии: учебник, М.: Гардарики, 2007г. - 608с.
3. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичёв. Социология общей теории: учебник для вузов, М.: Норма, 2003г. - 912с.
Интернет - источники:
4. С.С. Новикова, История развития социологии в России: учебное пособие, 1996г.,288стр. http://www.vusnet.ru/biblio/archive/novikova_soc/
5. В.П. Култыгин, Специфика социологического знания: преемственность, традиции и новаторство, 2000г.,
http://maxxpain. narod.ru/docs/kultigin_1. htm
6. И.А. Голосенко, В.В. Козловский, История русской социологи XIX-XX вв.: пособие, 1995г.,
http://www.soc.ru/publications/books/history_of_russian_sociology
[1] И.А. Голосенко, В.В.Козловский, История русской социологии XIX-XX вв.: пособие, 1995г.
[2] С.С. Новикова, История развития социологии в России: учебное пособие, 1996 г.,288стр.
[3] Г.Е. Зборовский, История социологии: учебник, 2007г.,232-233стр.
[4] С.С. Новикова, История развития социологии в России: учебное пособие, 1996 г., 288стр.
[5] Г.Е. Зборовский, История социологии: учебник, 2007 г., 233 стр.
[6] Г.Е. Зборовский, История социологии: учебник, 2007 г., 234-235 стр.
[7] С.С. Новикова, История развития социологии в России: учебное пособие, 1996 г., 288 стр.
[8] С.С. Новикова, История развития социологии в России: учебное пособие, 1996 г., 288 стр.
[9] Г.Е. Зборовский, История социологии: учебник, 2007 г., 236 стр.
[10] С.С. Новикова, История развития социологии в России: учебное пособие, 1996 г., 288 стр.
[11]С.С. Новикова, История развития социологии в России: учебное пособие, 1996 г., 288 стр.
[12] Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичёв, Социология общей теории: учебник для вузов,2003г.,43-45стр.
[13] Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичёв, Социология общей теории: учебник для вузов,2003 г.,45-46 стр.
[14] Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичёв, Социология общей теории: учебник для вузов,2003г.,46-47стр.
[15] Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов, учебник «Социология», 2006 г., 30-31 стр.
[16] Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В.Попов, учебник «Социология», 2006 г., 31 стр.
[17] В.П. Култыгин, Специфика социологического знания: приемственность, традиции и новаторство, 2000 г.
[18] В.П. Култыгин, Специфика социологического знания: приемственность, традиции и новаторство, 2000 г.
[19] В.П. Култыгин, Специфика социологического знания: преемственность, традиции и новаторство,2000г.
[20] В.П. Култыгин, Специфика социологического знания: преемственность, традиции и новаторство, 2000 г.