Смекни!
smekni.com

Представления о человеке в истории науки. Индивидуальные и общественные потребности (стр. 2 из 3)

Вместе с человеком в материальный мир приходит совершенно новый и уникальный процесс - труд. Главным механизмом развития человека и общества становится не изменение строения организма (как было у животных), а трудовая деятельность.

Труд — не какой-то «местный», локальный социальный процесс. Он имеет глубокие предпосылки, заложенные во всех возникших до общества формах материи. Если говорить на языке философских по­нятий, каждая форма материи создает гораздо больше конструктив­ных возможностей, чем она способна реализовать. Простейший изго­товленный человеком предмет (каменный топор, лук со стрелами, стол или стул и т. п.) состоит только из вещества природы, но приро­да никогда не создает его самостоятельно. Автомобиль или компью­тер тоже состоят только из атомов и молекул, т. е. из вещества при­роды, но было бы смешно ожидать, что они где-то возникнут без вмешательства человека. Освоив трудовую деятельность, человек создал единственный в мире материальный процесс, позволяющий реализовать такие скрытые возможности природы. Если бы она об­ладала разумом и волей, можно было бы выразиться более образно: природа миллиарды лет ожидала, пока возникнет сила, способная реализовать ее скрытые, «законсервированные» конструктивные воз­можности. С появлением человека и человеческого труда изменилась вся Вселенная, так как труд является совершенно новым механиз­мом развития материи. Общество стало развиваться за счет преобра­зований не человеческого тела, а всех более простых форм материи. При этом возникает тот мир искусственных, очеловеченных предме­тов, которому мыслители Х1Х-ХХ вв. подыскали несколько назва­ний: «вторая природа», «техносфера», «антропосфера», «ноосфера».

Развитие общества «вперед», «вверх» происходит за счет его обращения «назад», т. е. путем перестройки более простых форм ма­терии, — как известных сейчас, так и тех, которые будут открыты в будущем. Это направление развития выражают в парадоксальном афоризме: «Вверх по лестнице, идущей вниз». Бесконечная сложность, неисчерпаемость природы создает базис для бесконечного развития труда, а вместе с ним — мышления и всего человеческого общества в целом.

Человеческие потребности и труд связаны отношением взаимодействия. Удовлетворяя одни потребности, трудовая деятельность (которая тоже является общественной потребностью) порождает другие, направляется теперь на их удовлетворение и так далее до бесконечности. Неживая природа не имеет никаких потребностей. В ней действуют только объективные законы. Экзистенциалисты правы в том, что природа не дает человеку заданий или целей. Ни она, ни фантастические сверхъестественные силы не могут придать смысл нашему существованию и деятельности. У животных простейшие потребности уже появляются (но не осознаются), так как организм нуждается в поддержании определенных отношений со средой. Только потребности человека удовлетворяются в процесс труда, а поэтому осознаются и находятся в постоянном развитии. Бесконечное развитие способности к труду и человеческих потребностей становится возможным благодаря бесконечности материального мира, на преобразование которого направлен труд. Однако возможность перестройки природы, создания ноосферы может реализовываться по-разному. Удовлетворение человеческих потребностей не детерминировано жестко и однозначно — человек распоряжается им сам, делая выбор, о котором говорят экзистенциалисты. В настоящее время ведущие политические деятели и ученые ищут способы направлять удовлетворение человеческих потребностей в позитивное, а не разрушительное русло, находить баланс интересов различных стран, народов и социальных групп. Свой вклад в решение этой про­блемы может внести и сервисная деятельность.

3. Индивидуальные и общественные потребности

Общество состоит из индивидов, имеющих свои биологические осо­бенности — состояние здоровья, особенности физиологических про­цессов в организме, различия в строении и функционировании нерв­ной системы, которые определяют природные задатки человека. На основе природных задатков формируются способности, которые че­ловек реализует в своей жизни. На формирование потребностей лич­ности влияют как ее природные индивидуальные черты, так и воз­действие социальной среды.

В разные эпохи общество имело потребность в использовании различных природных задатков и способностей людей. Так, в усло­виях кастового строя способности, не связанные с предписанным данной касте родом занятий, казались ненужными. Например, чело­век, родившийся в касте купцов, имел право заниматься только тор­говлей, в касте стиральщиков белья — только стиркой и т. п.

Одна из главных тенденций развития отношений между челове­ком и обществом — индивидуализация личности. Развитие, экономи­ки, усложняющиеся процессы производства требовали все более квалифицированных, компетентных и самостоятельных работников. В настоящее время это приводит к постепенному формированию ин­дивидуального стиля производственной деятельности и взаимосвя

занного с ним индивидуального стиля потребления. Механизм взаимодействия индивида и общества модифицируется и перестраивается. Это отражается на соотношении индивидуальных и общественных потребностей.

В человеческих сообществах всегда существовали различия меж­ду потребностями индивидов, групп людей и общества в целом. Как уже отмечалось, для регуляции отношений между обществом и индивидом были выработаны особые механизмы — это в первую оче­редь мораль и право. Однако теперь необходимо уточнить характер этих отношений: каковы конкретные различия между индивидуальными и общественными потребностями и что их объе­диняет?

Механизм взаимосвязи индивидуальных и общественных потреб­ностей отражают следующие закономерности.

1.В простейшем случае общественные потребности представляют собой просто сумму потребностей индивидуальных. Их легко оценить количественно путем простого сложения. Так, если одной семье тре­буется одна квартира, то для расселения тысячи семей потребуется тысяча квартир. Если, например, окажется, что один человек пользуeтся услугами парикмахерской в среднем раз в два месяца, то лег­ко подсчитать, сколько человек будет приходить в парикмахерские города с миллионным населением. На этой простой зависимости основываются градостроительные нормативы, позволяющие оценить потребность отдельного города в магазинах, больницах, школах, предприятиях бытового обслуживания и т. п.

2.В более сложных случаях общественные потребности выходят за пределы индивидуальных и не сводятся к их сумме. Эту закономерность понимали создатели договорной теории государства. Томас Гоббс считал, что государство необходимо гражданам, так как удовлетворяет потребности, существующие у всего на­рода в целом — в управлении обществом, обороне, поддержанииобщественного порядка и т. п. Ряд услуг вообще носит чисто общест­венный характер и не может быть индивидуализирован, направлен только на одного отдельного человека. Это деятельность средств мас­совой информации, общественных организаций, системы образова­ния и здравоохранения, общественного транспорта, армии и органов правопорядка. Все они удовлетворяют общественные потребности. Таким образом, общество в целом, группы и объединения людей приобретают потребности особого рода, которые невозможно до кон­ца, без остатка разложить на индивидуальные потребности. В то же время, удовлетворяя общественные потребности, мы удовлетворяем и индивидуальные потребности людей, входящих в данную социаль­ную общность. Не существует какого-то «человека вообще», явля­ющегося монопольным носителем общественных потребностей.

Различие между общественными и индивидуальными потребно­стями проявляется в различии механизмов их осознания. Общество или социальные группы дольше и сложнее осознают свои потреб­ности, чем отдельные личности. Часто общественная потребность осо­знается сначала небольшой группой людей или государственной структурой, которые привлекают к ней всеобщее внимание и пред­принимают усилия по ее широкому осознанию и удовлетворению. В наше время находятся в состоянии постепенного осознания по­требности в решении экологических проблем цивилизации или в ос­воении космоса, в России — ряд острых социальных проблем (необ­ходимость в заботе общества о бездомных детях, регуляции миграци­онных процессов и т. д.).

Нам представляется, что одни и те же потребности могут иметь разное значение для общества в целом, различных групп людей и для отдельного индивида. Так, потребность в деторождении и воспита­нии детей является насущной для общества в целом — понятно, что без ее удовлетворения оно перестанет существовать. В то же время для отдельного человека эта потребность не считается насущной — даже полный отказ от семейных и сексуальных отношений вполне совместим с жизнью и является обязательным требованием для мо­нахов различных церковных конфессий. Потребность в труде — тоже насущная для общества, но всегда существовали индивиды, которые трудовой деятельностью не занимались и потребности в ней, вероят­но, не испытывали. Подобные различия значимости одной и той же потребности для общества и для индивида связаны, в частности, с тем, что отдельные индивиды выполняют в социальной системе не­одинаковые функции.

3. Наконец, общественные потребности рассматривают как потреб­ности большинства индивидов. В этом смысле потребности людей, не входящих в данное большинство, являются антиобщественными. Так, можно сказать, что система ценностей, выраженная в заповедях Ветхого Завета, и соответствующих ей потребностей является обще­ственной. Для противодействия людям, препятствующим их удовле­творению (совершающим, как говорят, «антиобщественные» поступ­ки), возникли механизмы морального и правового принуждения.