2. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ США
2.1 Основные аспекты социологического образования в США
Институциализация социологического образования в США за последние десять лет вполне закономерно обратила внимание специалистов к своему опыту США, где преподавание социологии имеет давние традиции.
Можно, кажется, до бесконечности рассуждать, что хорошо и что плохо в американской системе социологического образования, но так и не приблизиться к существу вопроса, если не понять главного, что характеризует американскую социологию — чрезвычайно высокого уровня социологической культуры. Точно определить ее довольно сложно. Хотя очевидно, что она имеет, по крайней мере, два важнейших аспекта[5].
1) Чрезвычайно обостренное чувство социальной реальности. Восприятие общества как живого процесса видоизменения социальных форм, за которым скрываются судьбы конкретных людей. Иными словами, к каким бы школам ни относился тот или иной американский социолог, он никогда не теряет из поля зрения «человеческое измерение» теоретической или эмпирической деятельности в области социологии, которая менее всего рассматривается им как наука об абстракциях. Назовем это «гуманистическим нервом» социологии.
2) Высокая степень управляемости общественными процессами внушает социологам чувство повышенной ответственности, причастности к решению кардинальных проблем в области экономической, политической и духовной жизни.В каком-то смысле американские социологи ощущают себя представителями «социальной медицины», т.е. предупреждают, диагностируют и лечат общественные недуги, а потому выступают исполнителями особой миссии, связанной с высоким общественным предназначением науки.
«Медицинский» подход к социологии требует от социологов подчеркнуто неформального, искреннего внимания к индивидуальным человеческим судьбам, биографиям, жизненным обстоятельствам, проблемам и трагедиям. По определению «гиппократовой клятвы» социологов, общее никогда не должно заслонять собой частное и индивидуальное.
Что же касается ярко выраженного нравственного измерения социологической культуры в США, то вполне ощутима его генетическая связь с протестантизмом, требующим повседневного симбиоза упорного труда, материального прогресса, веры и практической нравственности. Впрочем, веберовская концепция «протестантской этики» уже дала классическое описание этого исторического феномена.
Поэтому, как представляется, не столько теоретические новации и достижения, достаточно хорошо известные по многочисленным публикациям у нас, сколько аксеологическнй и сугубо этический фактор поднимают социологическую культуру в США на большую высоту. Именно там, человеческий фактор, так и не ставший у нас чем-то реальным, выстраивает логику научного исследования и практику преподавания.
Анализируя учебные планы и разработки, применяемые в американских университетах и колледжах, знакомясь с практикой преподавания, всякий раз убеждаешься, что ни с технической, ни с содержательной точки зрения система преподавания не заслоняет нравственного смысла социологической науки, ее гуманистического значения[6].
2.2 Специфика и анализ программы преподавания социологии
Состояние современной американской социологии, прежде всего университетской, не такое уж безоблачное, как может показаться. И прежде всего это связано с организационно-финансовыми перспективами социологического образования в США.
В целом неуклонно сокращается финансирование социологических факультетов по сравнению с другими университетскими департаментами, особенно школами бизнеса, юридическими школами, медицинскими факультетами. С одной стороны, снижается финансирование из общеуниверситетского бюджета и внешних источников (национальных и частных фондов развития социальных наук). С другой — социологические факультеты, включая ведущие, жалуются на уменьшение численности студентов, специализирующихся по социологии или записывающихся на курсы социологии в качестве непрофильной дисциплины. В результате факультеты социологии испытывают все возрастающие финансовые сложности, которые нередко ведут к весьма драматическим последствиям.
Причины таких последствий весьма разнообразны. Развитие социологического образования в США, достигшее сейчас необычайного размаха, столкнулось с тем, что в самом обществе объективно упала потребность в социологии, эмпирических исследованиях и социологических кадрах. Социальные науки, в том числе социология, в отличие от экономики, в гораздо меньшей степени нашли точки соприкосновения с бизнесом — главным заказчиком кадров и источником финансирования. Тогда как чисто гуманитарные науки, давно ориентирующиеся на некоммерческие фонды, практически не пострадали от непризнания их бизнесом.
Социология оказалась сидящей между двумя стульями. С одной стороны, она слишком гуманитарна, т.е. непрактична с точки зрения бизнеса. С другой, стороны, интенсивно развивавшаяся с опережением в течение десятилетий (к примеру, более двухсот университетов США имеют аспирантуры по социологии), она слишком отдалилась от гуманитарных дисциплин и уже не в состоянии, подобно им, питаться только подаяниями меценатов.
Негативные тенденции, разумеется, не могут поставить под сомнение ценность американского опыта организации социологического образования, но должны стать предметом серьезного внимания тех, кто в нашей стране требует бурного развития социологического образования любой ценой без разработки стратегического плана, без глубокого прогноза относительно того, как социология будет сочетаться с другими общественными науками и социальными структурами, главным образом в условиях свободного рынка.
Рассмотрим и проанализируем материалы, отражающие специфику преподавания социологии в университетах и колледжах США. Одна из особенностей этих документов — их аутентичность. Они даются практически в таком же виде, в каком распространяются на американских факультетах.
Программа I[7]
Профессор Фэй Бэрр преподает курс «Введение в социологию» в двухгодичном колледже, где обучаются 3 400 студентов. Курс преподается в течение одного семестра в группах по 35 человек. Он включает 50 занятий по 50 минут каждое. Ниже приводится адаптированный перевод программы в том виде, в каком он распространяется среди студентов, записавшихся на него.
1. Название курса: Социология 105.
II. Базовый учебник: Hess, Markson, StainSociology.
Любой имеющийся социологический справочник — по желанию студентов.
III. Задачи курса. Социология как наука осуществляет систематическое и практически ориентированное изучение общества. Однако многие считают, что социология дискредитирует истинное знание о человеке и социальной среде его обитания, ибо эта дисциплина часто противоречит суждениям здравого смысла. Учитывая сказанное, выделим следующие цели курса:
1. Научиться распознавать, понимать и правильно оценивать сущность социальной среды, в которой находится социолог.
2. Научиться ориентироваться в социальной структуре общества.
3. Подойти к осознанию того, что ни одна социальная система не может находиться в состоянии абсолютного покоя и что в ней всегда присутствуют хотя бы отдельные элементы подвижности.
4. Убедиться в необходимости точно интерпретировать социальные факты.
5. В ходе развития способности правильно интерпретировать социальные факты открывается возможность освоения конкретных приемов, используемых в социологическом исследовании.
Кроме овладения основами социологии для успешного завершения курса студент должен продемонстрировать:
А. Коммуникативные способности
а) Знание английского языка.
б) Овладение практическими приемами прикладных социальных исследований.
в) Развитие критического и творческого мышления.
Б. Общее развитие
а) Понимание основных факторов развития личности, включая исторические и современные.
б) Представление о различных системах ценностей и определение многообразия причин их возникновения и социального смысла.
IV. Структура курса: В ходе занятий преподавание будет направлено на прояснение смысла, применение и иллюстрирование учебного материала. Определенное время будет уделено дискуссиям и работе в группах.
V. Правила организации занятий:
А. Посещаемость '
а) Студенты обязаны регулярно посещать занятия и активно участвовать в дискуссиях. В случае пропуска занятия студент несет полную ответственной за освоение пропущенного материала. Правила колледжа обязывают факультет периодически представлять на рассмотрение администрации отчеты о посещаемости, на основании которых соответствующие органы колледжа перераспределяют и утверждают фонды, обеспечивающие проведение учебных занятий.
б) Не существует положения, согласно которому пропущенные внутрисеместровые зачеты могут быть пересданы. В случае отсутствия студента в день сдач: зачета по уважительной причине, программа финального экзамена может быт соответственно изменена и дополнена за счет пропущенного материала. Желательно заранее предупредить преподавателя о предполагаемом пропуске. Если необходимо — оставить записку у секретаря факультета.
в) Контрольные сроки сдачи письменных работ указаны в программе, никакая отсрочка недопустима. Время сдачи входят в сетку учебных часов и не распространяется на другое учебное время. Каждый день задержки со сдачей работы снизит Вашу оценку на 10 зачетных очков.