Смекни!
smekni.com

Природа социального конфликта, основные теории (стр. 2 из 2)

Вражда должна тем глубже и сильнее возбудить сознание, чем больше схожесть партий, от которых она отталкивается. Люди, у которых много общего, часто куда горше, несправедливее обижают друг друга, чем совершенно чуждые.

Сюда добавляется ещё вот что: чужому, с кем не объединяют ни общие качества, ни интересы, люди противостоят объективно, пряча личность в скорлупу сдержанности, поэтому отдельное различие не так легко становится доминантой человека. С абсолютно чужим соприкасаются лишь в тех точках, где возможны отдельные переговоры или совпадение интересов. Ими ограничивается и течение конфликта.

Чем больше у нас (как целостных людей) общего с другим человеком, тем легче наша целостность станет сопрягаться к каждым отдельным отношением к нему. Отсюда та непомерная резкость, те срывы, какие люди, обычно вполне собою владеющие, иногда позволяют себе как раз с самыми близкими.

Тайное ощущение собственной вины мы весьма предусмотрительно прикрываем ненавистью, которая облегчает приписывание всей вины другому.

Основной мыслью данной статьи, по моему представлению, является идея о том, что конфликт заложен в самой природе человека. Некоторые этого избегают, стараются не замечать, но это так или иначе проявляется. Я думаю, что Г. Зиммель данной статьёй хотел показать не только производность конфликтов и враждебности от самой человеческой натуры, но и необходимость примирения с этим фактом, а также использования позитивной стороны конфликтов в своих интересах. Именно в этом, на мой взгляд, проявляется основное значение данного исследования для современности.

К. Маркс «К критике политической экономии»

В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции.

С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче - от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение.

Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы или которых она дает достаточно простора, и новые более высокие новые производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества: Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решений уже имеются налицо или, по крайней мере, находятся в процессе становления.

Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства, антагонистической не в смысле индивидуального антагонизма, вырастающего из общественных условий жизни индивидуумов; но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма.

Показав в данном отрывке пример конфликта между производительными силами общества и производственными отношениями, сложившимися в этом обществе, Маркс довольно ясно проиллюстрировал возможные последствия этого конфликта. При этом, на мой взгляд, необходимо помнить, что Маркс в большинстве своих работ делал акцент на прогресс, на поступательное развитие. Так и здесь: конфликт служит источником активизации общественных сил, прилагаемых для его разрешения, что, в свою очередь, создаёт источник для развития того же общества.

Для нашего времени опять же наиболее актуальной выглядит идея позитивного влияния конфликта. Маркс ясно выразил эту идею в огромном масштабе – масштабе целого общества. Конфликт, следовательно, имеет положительное влияние не только проявляясь в отношениях между индивидами, но и когда выражается в более крупных формах.

Р. Дарендорф «Элементы теории социального конфликта»

Само исходное состояние структуры, т. е. выявленный каузальный фон определённого конфликта образует первый этап проявления конфликта. На основе существенных в каждом случае структурных признаков в данном социальном единстве можно выделить два агрегата социальных позиций, «обе стороны» фронта конфликта…

Второй этап развития конфликта состоит тогда в непосредственной кристаллизации, т. е. осознании латентных интересов, организации квазигрупп в фактические группировки. Каждый социальный конфликт стремится к явному выражению вовне.

Третий этап заключается в самих сформированных конфликтах. По меньшей мере, в тенденции конфликты являются столкновением между сторонами или элементами, характеризующимися очевидной идентичностью: между нациями, политическими организациями и т. д.

Но хотя само собой разумеется, подавление конфликта редко рекомендовалось как уместное в истории политической философии, многие до наших дней следовали этому рецепту. Однако подавление является не только аморальным, но и неэффективным способом обращения с социальными конфликтами.

Прекращение конфликтов, которое в противоположность подавлению и «отмене» обещает успех, поскольку оно соответствует социальной реальности, я буду называть регулированием конфликтов. Регулирование социальных конфликтов является решающим средством уменьшения насильственности почти всех видов конфликтов.

Формы «правил игры»:

- Переговоры, т. е. создание органа, в котором конфликтующие стороны регулярно встречаются с целью ведения переговоров по всем острым темам, связанным с конфликтом, и принятия решений установленными способами, соответствующими обстоятельствам (большинством, квалифицированным большинством, большинством с правом вето, единогласно).

- Наиболее мягкой формой участия третьей стороны является посредничество, т. е. соглашение сторон от случая к случаю выслушивать посредника и рассматривать его предложения.

- Тем не менее, часто необходимо сделать следующий шаг к арбитражу, т. е. к тому, что либо обращение к третьей стороне, либо, в случае такого обращения, исполнение её решения является обязательным.

- В случае, если для участников обязательно как обращение к третьей стороне, так и принятие её решения, обязательный арбитраж находится на границе между регулированием и подавлением конфликта.

В данной работе Р. Дарендорф провёл вполне самодостаточное исследование структуры конфликта и предложил ряд способов, с помощью которых негативное влияние конфликта преобразуется в позитивное. На мой взгляд, подобное исследование имеет огромное значение для нашего времени, оно создаёт базу для изучения конфликта, а также имеет практическую составляющую – представляя структуру конфликта и предложенные автором способы управления им, можно с максимальной эффективностью использовать конфликты для своих целей (для целей развития) как в профессиональной, так и в иной деятельности. Вместе с тем отсутствие подобных исследований во многом предопределило бы разрушение множества социальных взаимодействий в результате негативного влияния на них конфликтов.