Собранные данные свидетельствуют о глубоком кризисе в детском сообществе, несущем реальную угрозу безопасности общества. Дети, по сути, оказались его самым слабым звеном. Разумеется, не по собственному хотению. Беспризорными и безнадзорными становятся не в силу причуд слишком нервного солнца, а совсем по другим, более суровым причинам. Каким? Многим, но в первую очередь из-за краха социального бытия. Из некогда насиженных гнезд птенцы выпали на невозделанную почву и без подкормки захирели, на ней. Кормильцы, сломя голову, бросились перекраивать бытие, резать собственность, напрочь забыв о существовании молодняка и среде его обитания. На родники, питающие детский организм, уложили кубометры первоклассного бетона. В итоге: погас семейный очаг, рассыпалась система стройного образования воспитания, здравоохранения, спорта и досуга. На самой раскаленной наковальне оказалась семья!На нее свалили все возможное и невозможное. Теперь она сама, и никто более, должна кормить, одевать, обувать, воспитывать, учить, лечить и готовить к жизни своих детей. А на что? Заработки низкие, цены и тарифы не поддаются осмыслению. В России 42 миллиона семей, из которых треть однодетные. В девяти миллионах семей - по два ребенка; 4% приходится на долю многодетных семей. Самая сложная социальная ситуация в неполных и многодетных семьях. В неполных семьях воспитывается каждый третий ребенок. Половина бедных семей - это полные семьи работников бюджетной сферы. Безденежные родители не в состоянии обеспечить минимальные потребности собственных детей, которые не желают мириться с аномальным порядком вещей.
Переведем взоры на другую картину. Ежегодно 40 тысяч родителей лишаются родительских прав. Без отца и матери беспроблемных детей не бывает. Каждый год 350 тысяч детей появляются на свет вне брака; 20 тысяч малюток рождаются вне брака у матерей, не достигших совершеннолетия.
Ежегодно, таким образом, свыше 700 тысяч детей попадает в зону рискованного существования.
Вот где лежит главный фактор беспризорности и безнадзорности. Главный, правда, но далеко не единственный.
Обратимся к школе. Казалось бы, в такой напряженный момент для семьи, именно школа должна была часть её хлопот взять на себя, помочь детям обрести уверенность в своих силах. Не тут-то было! Милое для семьи учреждение повело себя самым странным образом. Оно, по большому счету, отвернулось от нее. Более того, соорудила самые изощренные препятствия: отказалась от воспитания и дачи всеобщего среднего образования. Школа превратилась в настоящую коммерческую организацию. Московское образование уже не мыслит свое существование без поборов. В первые классы без денег уже попасть невозможно. Величина подношений зависит от крутизны школы и наглости директора. Вымогают в открытую, не стесняясь. По окончании девятилетки детей вышвыривают как непригодных для дальнейшего обучения. А кто их ждет? В самом критическом возрасте ребенок оказывается на распутье. Руку подать некому. Школу захлестнула кастовость: гимназические, языковые, математические, гуманитарные и прочие классы. Дети только ступили на землю, а их уже поделили на умных и дураков. Почувствовав неладное, многие страны мира отказались от подобной социальной несправедливости. У нас же она искусственно и трепетно насаждается. Что в сухом остатке? На сегодняшний день около полумиллиона ребят от 7 до 15 лет нигде не учатся и не работают. Около - трех тысяч детей не имеют даже начального образования, а еще свыше трех тысяч вообще не знают, что такое школа и что в ней делать. Мозг отказывается воспринимать эту ненормальную статистику, но факты, как говорят, упрямая вещь.
Масло в огонь подливает и здравоохранение.Отсутствие регулярного медицинского наблюдения за будущей матерью и ребенком напрямую сказывается на уровне его здоровья. Как показали проведенные исследования, сейчас практически вся российская детвора имеет ту или иную патологию. Больные родители производят хилое потомство. Детей нужно лечить и оздоравливать, но доступ к врачам закрыт. Медицинские учреждения втянулись в глубокие коммерческие и коррумпированные процессы. Система обязательного медицинского страхования не срабатывает. А поведение ослабленных детей не предсказуемо. Вдумаемся в цифры и факты: ежегодно свыше миллиона детей милиция задерживает за самые различные правонарушения; 40 тысяч ребят объявлены во всероссийский розыск - пропали. Действия подростков отличаются исключительной жестокостью, цинизмом и глумлением. В структуре преступности превалируют имущественные деяния, в том числе разбои и грабежи. Каждый год за эти преступления осуждается более 15 тысяч подростков. Подавляющее, большинство из них осуждается впервые.
Правонарушения, как правило, носят групповой характер и отличаются высокой степенью организованности. Отчетливо прослеживается и другая тенденция: почти треть уголовно наказуемых деяний юная поросль совершает под руководством взрослых. Быстро растет число правонарушителей, не достигших четырнадцатилетнего возраста.
Подавляющее большинство правонарушений совершают безнадзорные и беспризорные. Кроме того, безнадзорность и беспризорность сопровождаются пьянством, наркоманией, токсикоманией, проституцией, венерическими болезнями и СПИДом. Зло, как видите, страшное и расползлось так стремительно, что к его появлению на авансцене жизни никто не был готов. А когда спохватились, то бурный поток никакими отдельными преградами унять было уже невозможно. Беспризорность и безнадзорность выскочили на оперативный простор. Эксперты стали думать, как обуздать их. Тему принялись обсуждать на самых разных уровнях: в правительстве, парламенте, у президента страны, на научных конференциях и в органах самоуправления. Все сошлись во мнении: проблема крайне острая и ее надо незамедлительно решать.
1 июля 1992 года Президент России издал Указ "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы". В целях его реализации появилось несколько программ, направленных на улучшение благосостояния населения, в том числе и программа "Основные направления государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года", утвержденная Указом Президента РФ 14 сентября 1995 года. Позже возникли ряд программ под общим названием "Дети России". 24 июня 1999 года принят Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". На сегодняшний день в общей сложности по детской линии действует свыше ста правовых актов, в том числе Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В стране созданы и работают 1300 социальных приютов, социально – реабилитационных центров, центров помощи детям. Функционирует Межведомственный оперативный штаб по координации деятельности органов исполнительной власти, который возглавляет министр внутренних дел России. На местах работают комиссии по делам несовершеннолетних. В реализации мер по ликвидации беспризорности и безнадзорности принимают участие 35 неправительственных организаций. На первый взгляд, действует мощная государственная и общественная машина. Однако если пристально посмотреть на реальное положение вещей, то высветится картина далеко не в радужных тонах.
Проблема не только не притупляется, скорее, наоборот, обостряется. Почему? К ней не найден главный ключ. Хотя он и лежит на поверхности. Предпринимаемые шаги направлены не на причину, а на следствие беспризорности и безнадзорности. Общество и государство по отношению к ним еще не выработали стройной и ясной политики. Отсутствует должный государственный контроль за исполнением законов и деятельностью детских учреждений. Делу мешает ведомственная разобщенность. Считают ошибкой придание Министерству труда и социального развития РФ функций главного борца с беспризорностью и безнадзорностью. Что оно может? У него нет опыта работы с беспризорной и безнадзорной средой. Одно наращивание социальных учреждений мало что дает. К тому же не определены научные и методические подходы к работе с проблемными детьми. Не вовлечены в широкую профилактическую деятельность общественные организации и средства массовой информации, не налажен учет "слоняющихся ребят". Их точную цифру назвать никто не может, она колеблется от полумиллиона до трех миллионов.
Наблюдается разрыв между словом и делом. Словесная продукция совещаний, заседаний и конференций практически не влияет на конкретных беспризорников и безнадзорников, на их семьи и детские учреждения. А этого быть не должно.
Так что же делать? Дел, собственно, не так уж много.
Первое. Чтобы беспризорность и безнадзорность канули в Лету, надо осознать, отныне и присно, что дети и семья - это святое, дороже ценностей нет и быть не может. Этот постулат необходимо возвести в ранг общественной, государственной политики и законодательно закрепить его. Бюджетные средства нужно инвестировать не на поворот северных рек и в строительство деловых центров, а прежде всего в семью и ребенка. Информационное сопровождение этой политики законодательно возложить на средства массовой информации.
Второе. Когда-то мы гордились своей системой охраны здоровья. Профилактические осмотры и диспансеризация были нормой нашего бытия. Теперь иное: медицина стала недоступной для большинства россиян, в том числе и детей.
Отсюда следует, что систему охраны здоровья нужно строить на совершенно иных принципах. Иначе усилия на преодоление беспризорности и безнадзорности окажутся бесплодными, так как поступки детей во многом зависят от их физического и психического состояния.
Третье. Совершенно очевидно, что первостепенная роль в предупреждении и преодолении беспризорности и безнадзорности должна принадлежать школе. Здесь закладываются основы знаний и мировоззрения. Она вместе с семьей должна стать хранителем и источником общечеловеческих ценностей. Необходимо снять все ограничения в получении среднего образования, а также решительно изгнать из классов дух стяжательства и неравенства. Самыми ценными нужно провозгласить права ребенка.