Смекни!
smekni.com

Причины возникновения межэтнических конфликтов (стр. 2 из 3)

Структура этноконфликта включает в себя такие составляющие как: объект конфликта (противоречия, порождающие конфликтную ситуацию), субъекты конфликта (стороны, оппоненты), основу конфликта (конфликтную ситуацию). Чтобы ситуация переросла в конфликт, необходим импульс – инцидент. В случае этноконфликта таким инцидентом выступают обычно действия со стороны оппонентов (как правило, сначала одного из них), направленные на осуществление своих интересов путём ущемления и ограничения интересов другой стороны (экономических, политико-правовых, культурно-языковых, конфессиональных и т.д.). Если в результате этого оппонент отвечает защитными действиями, то инцидент можно считать состоявшимся и национальный конфликт из потенциального становится реальным.

Имеются различные точки зрения относительно схем выделения стадий разворачивания и развития конфликта. Наиболее типичной из этих схем является следующая: стадия конфликтной ситуации (или потенциального конфликта), переходная стадия (стадия перехода, перерастания потенциального конфликта в реальный), стадия непосредственно самого конфликта (стадия конфликтной активности, конфликтных действий), стадия разрешения или снятия конфликта. Можно выделить две крайние точки на конфликт: первая – считать конфликт нормальным социальным феноменом, частным случаем проявления общественных противоречий; вторая – считать конфликт социальной аномалией, своего рода социальной болезнью. Разница в оценках обуславливает разницу в подходах: в первом случае главным считается управление и овладение конфликтной ситуацией, во втором – основной упор делается на коренное излечение, профилактику и недопущение рецидивов.

Анализ показывает, что первопричины конфликтов кроются в дисгармонизации национальных интересов. Эффективное урегулирование возможно только путём выработки норм сосуществования этносов в рамках единой социальной, политической, экономической системы. Гармонизация интересов возможна лишь в условиях бесконфликтного сосуществования (бесконфликтного – не значит беспроблемного). Генезис этноконфликта зависит от тех проблем и противоречий, которые реально существуют в обществе, и в определённый момент всплывают на поверхность в виде конфликта. В развитой форме конфликт является проявлением тенденций в развитии национальных движений. Эти движения можно расклассифицировать на: сепаратистские, ирредентистские (воссоединительные), автономистские, этнолингвистические, этноконфессиональные, этноэгалитаристские (уравнительные), антимиграционные

Деление на типы условно, тем более что одно движение может нести в себе признаки нескольких типов, иметь различные тенденции. Например, ирландское движение в Ольстере можно квалифицировать и как сепаратистское (отделение от Великобритании), и как ирредентистское (желание воссоединиться с Ирландией), и как этноконфессиональное (католическое движение против засилья протестантизма). Нередко этнолингвистические и этноконфессиональные движения бывают взаимосвязаны, особенно если религиозное меньшинство одновременно является языковым. Национальные движения могут трансформироваться в ходе исторического развития: автономистские движения по достижении своих целей (получение автономии) могут перерастать в сепаратистские или ирредентистские и т.д.

Характер национального конфликта зависит не только от генезиса, но и от целей. По этому признаку выделяют конфликты: реалистические, нереалистические, смешанные. Реалистические конфликты предполагают, что субъекты конфликта имеют чётко осознанные цели, а конфликт выступает средством достижения. Это подразумевает поиск альтернативных способов решения конфликтов при постоянстве целей сторон. Нереалистичесие конфликты имеют место, когда субъекты конфликта не очень отчётливо осознают мотивы конфликта, а сам он является лишь средством эмоциаональной разрядки. Для нереалистических конфликтов свойственна альтернативность не способов решения, а объектов конфликта. Нереалистические конфликты более стихийны, иррациональны, менее подвластны управлению. «Смешанные конфликты» – наиболее тяжёлый случай, когда субъекты поляризованы в целях, способах и функциях конфликта. Это происходит, когда для одного из субъектов конфликт выступает как реалистический, а для другого – как нереалистический.

Примерами реалистических конфликтов могут служить армяно-азербайджанский, грузино-абхазский, молдавско-приднестровский и т.д. Нереалистические конфликты – осетино-ингушский, ошский, ферганский и т.д. Смешанные конфликты – таджикский, грузино-мингрельский, чеченский и т.д. По длительности конфликты можно разделить на кратковременные (ферганский, ошский), долговременные (кавказские, балканские, ближневосточные) и промежуточные. С длительностью связана острота. Кратковременные конфликты бывают острыми, долговременные – хроническими. Возможны и острые долговременные конфликты (ближневосточный, южноафриканский, афганский, кашмирский). Ещё одним основанием деления конфликтов на группы является интенсивность протекания конфликта, т.е. роль насилия в ходе происхождения и развития конфликта. В западной конфликтологии выделяют: насильственные конфликты; чреватые насилием насильственные, но управляемые; потенциально насильственные; ненасильственные, управляемые. Чем больше роль насилия в конфликте, тем менее он подвержен управлению. На интенсивность протекания национальных конфликтов оказывает влияние целый ряд факторов: эмоциональный накал конфликта, численность и организованность задействованных в конфликте групп, характер целей и средств.

Особенности этнических стереотипов молодежи

Важную роль в межнациональных отношениях играют этнические стереотипы. Это разновидность социальных стереотипов, представляющая собой упрощенный и эмоционально окрашенный образ той или иной нации. Существующие стереотипы могут сыграть значительную роль в осуществлении межнационального общения, повлиять на характер межнациональных отношений, их интенсивность. Особую роль играют этнические автостереотипы, поскольку являются не только показателем восприятия собственной нации, но и индикатором социального самочувствия. От того насколько уверенно чувствует себя человек, на сколько доволен он своим положением, во многом, зависит и характер автостереотипа. И в тоже время, если его оценка своей нации отличается доминированием положительных характеристик, он ощущает стабильность своего положение, связь со своей нацией, его отношение к представителям других нации становится лояльней. Соответственно, возможность возникновения межнационального напряжения, перерастающего в конфликт, ниже, чем в противоположном случае.

Длительный кризис в России оказал влияние на формировании ценностей и ценностных ориентаций молодежи, на формировании сознания данной категории. Трудности проявляются не только в становлении гражданского сознания, но и политического и этнического сознания молодого поколения.

Исследователи особенностей молодежного этнического сознания особое внимание уделяют проблеме формирования молодежных этнических стереотипов. Наблюдаемый в последнее время глобальный процесс взаимодействия и взаимопроникновения культур, цивилизаций, ведущий к их унификации, свидетельствует о важности исследования не только гетеростереотипов, но и этнических автостереотипов, знание которых способствует сохранению собственных культурных ценностей того или иного этноса, его национальной самобытности. Этнические стереотипы служат измеряемой формой проявления национального характера и выполняют важную функцию, влияя на симпатии / антипатии человека и определяя тем самым его поведение в различных коммуникативных ситуациях. Усваиваемые в процессе социализации автостереотипы способствуют формированию понятий хорошо / плохо и задают ориентиры в межличностном взаимодействии. Важность изучения автостереотипов связана еще и с тем, что культурные ценности в отличие от гетеростереотипов анализируются внутри этнической общности, то есть теми, кто знает и понимает эту культуру.

В связи с этим в апреле 2007 года в городе Твери было проведено прикладное исследование, целью которого явилось изучение этнических автостереотипов тверской молодежи как одной из разновидностей этнических стереотипов. Было опрошено 300 человек, из них учащихся 11-х классов МОУ СШ г. Твери – 100 человек, студентов 1 курса ВУЗов г. Твери – 100 человек, студентов 4 курса ВУЗов г. Твери – 100 человек.

Результаты исследования позволили сделать ряд выводов. Среди школьников, студентов 1 курса и студентов 4 курса одинаково высока доля тех, кто идентифицировал себя с какой-либо нацией.

В основном в исследовании принимали участие представители русской нации. Следует отметить, что среди опрошенных в каждой категории выделилась определенная доля тех, кто отнес себя не к русской нации. Но доля данных респондентов не позволяет проанализировать ответы представителей каждой нации на предмет автостереотипов, поскольку полученные результаты не отражают реальной ситуации среди представителей этой нации.

Школьники и студенты 1 курса выделили в качестве главных цветов, ассоциирующимися с русскими, белый и синий. Однако студенты 4 курса определяют главным цветом красный, что свидетельствует о тревожности, присутствующей при оценке своей нации. Данный выбор вполне можно объяснить не только смысловой нагрузкой этих цветов, но и их использованием в официальной символике государства. Из представителей животного мира русских однозначно ассоциируют с медведем. Медведь символизирует добродушие и ярость, силу, лень, обжорство и аскетизм одновременно. В самом образе заключено двоякое прочтение, что соответствует и определению главных черт национального характера и цветовым ассоциациям