У студентов 1 курса и школьников наблюдаются расхождения при оценке черт характера русской нации и последующем выборе пословицы, символизирующей черту характера. Часто ранее названные черты, не соответствуют тем, что выбираются на уровне ассоциации. Это может являться признаком неустойчивости существующего автостереотипа. При этом студенты 4 курса характеризуют свою нацию более определенно.
В результате можно отметить такую особенность этнических автостереотипов молодежи, как неоднозначность. Это проявляется и в выборе цветовых ассоциаций, животного символа, в оценке черт национального характера через пословицы. Одинаково высокая доля выбора противоположных черт указывает на то, что у молодежи не сложилось устойчивого и однозначного представления о своей нации, о тех чертах, которые ей присущи.
Методика измерения этнических стереотипов
Этнический фактор становится основой формирования конфликтности в современном мире, а повышение толерантности граждан, для любой страны, особенно такой многонациональной, как Россия, становится важнейшей задачей.
Актуальность исследования толерантности, формирования этнических стереотипов определяется сложностью этносоциальных процессов, протекающих в российском обществе. Согласно данным социологических опросов, с середины 90-х годов в России, наблюдался всплеск убийств на национальной почве.
Результаты многочисленных исследований показывают, что установки преломляются через сложную совокупность факторов трех уровней (общества, группы и личности), выступающих в качестве «буфера» между содержанием сознания и поведением. Для выявления проблемы происхождения и формирования стереотипов необходимо выявить, являются ли стереотипы следствием индивидуально-психологических особенностей человека или вызваны иными причинами.
С течением времени этнические стереотипы имеют тенденцию изменяться, особенно сильная трансформация происходит при различного рода кризисах в стране, будь то, социальный, политический, экономический кризис. Также фактором, активирующим трансформацию этнических стереотипов, может выступать межнациональная напряженность в обществе, а отрицательные стереотипы, могут проявляться в крайних формах, таких как, ксенофобии и межнациональной вражда, что вызывает серьезные социальными потрясениями.
В связи со всем вышесказанным, можно утверждать, что необходимо проводить мониторинговые исследования изменений происходящих в этических стереотипах наблюдать за их трансформациями и предпринимать определенные меры по сглаживанию межнациональной напряженности.
Этнические стереотипы возникают из-за отсутствия информации, в связи с тем, что они упрощают суждения и служат универсальными шаблонами, с помощью которых, можно создать собственное видение определенного объекта. Поэтому принципиально важно при изучении стереотипов, определить факторы, влияющие на их формирование и причины их трансформации.
Можно определить три фактора детерминирующих стереотипное мышление:
· социальная реальность, воздействующая на людей и фиксируемая ими культура людей, живущих в этой реальности
· массовые информационные и коммуникационные процессы, отражающие эту реальность и культивирующие ее образы в сознании людей.
Чтобы уменьшить негативное влияние этнических стереотипов, необходимо информировать население о происходящих процессах. Важно выявить основные точки напряженности и причины этих стереотипов и способы их нейтрализации.
Одним из таких способов выяснения причин трансформации этнических стереотипов, факторов влияющих на их формирование и уменьшение подверженности респондентов к стереотипному мышлению путем повышения их информированности, может служить, методика обогащенного общественного мнения.
Помимо традиционных опросов для изучения этнических стереотипов возможно применение опроса с помощью методики обогащенного общественного мнения, поможет определиться с тематикой, по которой необходимо информировать население, какие аспект проблемы нужно отразить в первую очередь, какие стереотипы существуют и причины их появления и многое другое. Тем самым подобные исследования помогут снизить межнациональную напряженность.
Этапы проведения данной методики:
1. Подготовка и проведение базового опроса общественного мнения по традиционной схеме, где изучается сырое, необогащенное общественное мнение.
2. Мнения всех участников базового опроса или, чаще, мнения респондентов, вошедших в сконструированную выборку из участников базового опроса, «обогащаются». Это делается с помощью разных приемов: в небольших группах респондентов обсуждаются соответствующие проблемы; организуются встречи с экспертами; распространяются специально подготовленные материалы; необходимая информация направляется респондентам через электронную почту или «вывешивается» на специальных веб-сайтах и т.д. Современные технические средства уже сейчас позволяют реализовывать еще вчера казавшиеся невозможными схемы коммуникации респондентов.
3. Проводится повторный опрос в группе респондентов, принимавших участие в процедуре обогащения. Интервал между базовым и повторным опросами – от нескольких дней до полутора-двух месяцев. Предполагается, что за это время все респонденты смогут получить, изучить и обобщить необходимую информацию и сформулировать свое новое отношение к соответствующей социальной проблеме. Финальное распределение ответов респондентов классифицируется как решение центральной, базовой задачи, как обогащенное мнение3.
Подводя итог, можно сказать, что таким образом можно «просвещать» респондентов, снимать стереотипность мышления, тем самым, давая им «иммунитет» против подверженности манипуляциям в СМИ по данной тематике. В результате «обогащения» мнений возможно построение модели «продвинутого» в информационном отношении общества.
Заключение
Проблема межнациональных отношений стала одной из актуальных проблем современного общества. Многие ученые связывают возросший интерес к этничности с мировыми процессами интеграции и глобализации, когда происходит интернализация культурных норм и ценностей. В результате этого индивиды утрачивают возможность соотнесения себя с той или иной общностью на базе тех особенностей, которые существовали ранее. Психологи утверждают, что одной из особенностей нашего сознания является стремление идентифицировать себя с какой-либо группой. Именно из этого стремления и происходит рост значения национальной самоидентификации. Роль национальной принадлежности становится всё более значимой. Одновременно это порождает новые проблемы, которые заключаются в высокой степени конфликтности современных межнациональных отношений.
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 2008.
2. Дробижева Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости // От толерантности к согласию. М., 2007.
3. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М.: Аспект-Пресс, 2005.
4. Керимов К.С. Конфликтогенные факторы межнациональных отношений в северном регионе // Вестник Тюменского Нефтегазового университета. Региональные социальные процессы. 2006. №3.
5. Петров В.Н. Миграции населения и этнические мигранты в современной России. Краснодар, 2006.
6. Подростки и юношество в многонациональной Москве: формирование этнического самосознания и межэтнических отношений. М.: Институт социологии РАН, 2007.
7. Хайруллина Н.Г. Социодиагностика этнокультурной ситуации в северном регионе. – Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2007.
8. Хайруллина Н.Г., Салихова А.Р. Динамика социокультурной ситуации на юге Тюменской области // Вестник Тюменского Нефтегазового университета. Региональные социальные процессы. 2007. №1.
9. Арутюнян Ю.В. Этносоциология: учебное пособие для ВУЗов / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов. – М.: Аспект-пресс, 2008.
10. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. – М.: «Механик», 2006.
11. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство – СПб.: Питер, 2007.
12. Докторов Б. Из XVII столетия в наступивший век: к становлению постгэллаповских опросных технологий // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 2007. №2.