Смекни!
smekni.com

Проблема "Золотого миллиарда" в современной социологии (стр. 4 из 5)

В докладе «Допустимое развитие», подготовленном Берлинским центром социальных исследований, предпринята попытка переведения сказанного в плоскость количественных показателей. В нем говорится: «По всем признакам в настоящее время состоятельное меньшинство человечества гарантирует себе – за счет эксплуатации естественных ресурсов и наносимого природе вреда – уровень благосостояния, намного превышающий тот, который с экологической точки зрения достаточен для жизни всех людей...

При сохранении такого соотношения, которое, между прочим, видимо, довольно точно отражает действительно олигархический характер принципов распределения мировых жизнеобеспечивающих ресурсов или разделения бремени, связанного с загрязнением природной среды обитания, ситуация конкретно выглядела бы так: богатое меньшинство (около 1 млрд. человек) потребляло бы в гд по 10 единиц условных единиц ресурсов на душу, а 5 млрд. неимущих – всего по одной единице. Заметим также, что культ потребительства в странах «золотого миллиарда» постоянно растет, растут запросы общества потребителей.

Если бы верхний уровень ресурсных затрат оказался доступен всем, то суммарное годовое потребление составило бы 50 млрд. условных единиц – величина совершенно немыслимая. В современных условиях всем обеспечить этот уровень невозможно. При численности населения в 5 млрд. человек экосистема способна выдержать нагрузку, равную трем «демократично» распределенным условным единицам на человека в год.

Существующая ситуация, и без того чреватая взрывом, обострится вдвойне, если дол присваиваемых меньшинством благ (читай: степень эксплуатации естественных ресурсов) увеличится и вдобавок возрастет численность населения...»

Даже при нулевом росте населения человечеству придется приложить огромные усилия, чтобы сохранить среду обитания для пяти миллиардов ныне живущих людей. А ведь человечество неуклонно растет – причем в первую очередь происходит прирост не рабочих рук, а голодных ртов. Человечеству потребовалось сто тридцать лет (с 1800 по 1930 год), чтобы увеличить свою численность с 1 до 2 миллиардов человек, и всего 45 лет для его последующего удвоения. Еще за 12 лет (с 1975 по 1987 год) население Земли возросло на 1 миллиард человек.

Если стандарт потребления пяти миллиардов аутсайдеров поднять до уровня «золотого миллиарда», то надо за 50 лет удвоить потребление всех ресурсов и в 500 раз увеличить производство энергии. Здесь не надо забывать, что человечество к 2030 году удвоится. При существующих технологиях и потребительных ориентациях биосфера планеты этого просто не выдержит, да и при нынешнем техническом оснащении это невозможно.

Тем не менее ликвидация разрыва между Севером и Югом – насущная проблема уже сегодняшнего дня. При этом мы не должны забывать, что те программы помощи, что используются сегодня, не отвечают поставленным задачам.

Реакция на тот факт, что такой стремительный взлет человеческого духа на Западе возымел поистине катастрофические последствия для остальной, менее развитой части человечества, сводится в крайнем случае лишь к стремлению успокоить свою обремененную чувством вины совесть на неоколониалистский лад – с помощью щедрых посулов, оговариваемых, однако, жестким условиями.

Стремительный рост численности населения в этих нищенствующих регионах, регулярно повторяющихся вспышки голода, политические конфликты – и на все это неизменно одна и та же реакция: поднятый кверху в назидание указующий перст, сенсационные сообщения в средствах массовой информации, «одаривание» устаревшей, ставшей уже ненужной самим поставщикам военной техникой. И все, хватит с вас! Помощь этой гигантской обездоленной части человечества отдана, по сути, на откуп отдельным филантропам либо в лучшем случае религиозным организациям, которые пытаются хоть что-то сделать из чувства сострадания, лишь в редких случаях разъясняя при этом истинные причины голода и нищеты. Некоторые любят сравнивать результаты их усилий с ничтожными каплями воды, падающими на раскаленный камень и неспособными остудить его.

И в то же время даже таких капель недостаточно. Вот знаменитый фильм «Голый остров». Японский крестьянин в корзине тащит землю на высоту нескольких сотен метров и высыпает на каменный уступ. Когда крестьянин принесет тысячу (или пять тысяч ) корзин, у него будет участок. Тогда японец будет носить воду, полкилометра вверх каждую пару ведер, чтобы поливать всходы. Среди тех, кто вручал этому фильму высшие фестивальные награды или утирал слезы в зрительном зале, сострадая бедняку, были богатые и очень богатые люди. Любой из них мог бы купить нормальные участки земли, дома и скот десяткам настоящих – не экранных – крестьянских семейств.

Конечно, такой альтруизм допустим только со стороны частных лиц с гуманитарной помощью, предоставляемой опять-таки частным лицам. Глобальные программы предоставления помощи развивающимся странам уже не могут более сводиться лишь к бездумному выделению средств на кратковременное обеспечение благополучия немногих. Ибо в перспективе это может лишь порождать все новые и новые проблемы: финансовая зависимость стран «третьего мира» возрастет, а планета окажется перед лицом новых экологических осложнений. Бригитте Эрлер, автор статьи «Оставить две трети мира в покое» из сборника «Один мир для всех», к примеру, считает, что «такие инструменты мирового господства, как Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития, своими действиями и намерениями делают все возможное для того, чтобы способствовать обнищанию населения Южного полушария».

Страны «золотого миллиарда» в своей «помощи» твердо стоят на том, что «третьему миру» обязательно надо «помочь» пойти по западному пути развития. Это понятно: такое положение дел обеспечивает дальнейшее развитие скрытого колониализма. А ведь именно такой поворот событий, при котором бы, как выразилась Бригитте Эрлер, «две трети мира были бы оставлены в покое» позволил бы наконец обездоленным странам впервые с колониальных времен взять процесс своего развития в собственные руки.

Единственный положительный результат, достигнутый в направлении реальной помощи Югу, связан, как это ни странно, с крушением постоянно помогавшей им социалистической системы. Происходившее до последнего времени параллельно с переменами в бывшем восточном блоке снижение напряженности в отношениях между Востоком и Западом оказало благоприятное воздействие на развитие целого ряда стран из числа тех, что составляют две трети мира.

С отказом от коммунистической стратегии завоевания мирового господства оказались лишенными смысла те междоусобные войны в Азии, Латинской Америке и Африке, которые с момента окончания второй мировой войны унесли миллионы человеческих жизней, приведя в упадок не одну национальную экономику. Вооруженные конфликты в Намибии, Анголе,, Эфиопии, Никарагуа, Афганистане и Камбодже перестали быть составной частью конфронтации между Востоком и Западом. Их рамки сузились до размеров национальных или региональных конфликтов. Правда, не везде это привело к их окончанию, но указанная трансформация, несомненно, облегчает их урегулирование.

Сейчас стало невозможным использовать пресловутую «угрозу» распространения коммунизма в качестве оправдания для военного вмешательства западных держав. Впрочем, как мы можем видеть на примере конфликтов в Персидского залива и Югославии, военные действия по прежнему остались средством давления на «третий мир» со стороны Севера. Просто странам «золотого миллиарда» приходится прикладывать чуть больше усилий для того, чтобы найти повод для военного вмешательства. Но в целом они продолжают действовать по принципу «Если бы Югославии не было, ее следовало бы придумать».

* * *

Так что же ждет нас впереди?

Андрей Дмитрук в послесловии к книге «Битва Богов», говорит: «Так уж складывается наша непростая и – если не видеть в ней некоего высшего смысла – довольно безнравственная земная история... Чудовищный, не знающий границ эгоизм приказывает: заставь их, покоренных, работать на себя за само право жить; отбери продукты их труда, чтобы накормить и одеть свое семейство; заставь надрываться сотни, тысячи людей, чтобы ты, самка твоя и детеныши жили в роскоши; сохраняя свое здоровье, продлевая жизнь, богатую чувственными радостями, возьми, если надо, кровь рабов, пересади себе или своему отпрыску их кожу, глаза, сердце... Всегда находятся те, кому во имя собственной сытости выгодно, чтобы миллиарды оставались голодными; и найдутся послушные жрецы, которые споют гимны извечному, «боговдохновенному» неравенству...»

Книга Андрея Дмитрука относится к жанру фантастики. То, чего не было, но что могло бы или еще может быть: высокоразвитая технологически раса, где самый ничтожный ее член имеет больше, чем необходимо для жизни: богатство, роскошь, излишества. Все благосостояние «высшей» расы обеспечивается миллионами, миллиардами рабов из «низших», «диких» рас, которые не имеют таких технологий, как их хозяева.

И, читая книгу, невольно задумываешься: а не это ли ждет человечество? Ведь уже сейчас соотношение «сытых» и «голодных» - 1:5. Вряд ли «золотой миллиард» существенно увеличится. А рост «южан» вполне вероятен. Что будет, если, скажем, путей решения проблемы в ближайшее время не найдется, а число «голодных» вырастет до 20 миллиардов? Соотношение 1:20 – есть о чем задуматься. Это уже опасно для «золотого миллиарда»... если только не сделать шаг первыми и не превратить «голодных» в рабов официально (благо неофициально Юг и в наше время в значительной мере находится в рабстве или по крайней мере в кабале у Севера).