На уровне социальных, культурных или идеологических групп эти утверждения очевидны и не оспариваются никем. Проблемы начинаются исключительно на этническом уровне.
Создается впечатление, что люди, категорически не приемлющие этнических обобщений, просто лишены соответствующих рецепторов, отвечающих за распознавание «свой-чужой». Живут же на свете дальтоники - и ничего. Правда, дальтоники не требуют с пеной у рта, чтобы нормальные люди отказались от своей «неправильной» картины мира...
В каждом обществе время от времени баланс любопытства и настороженности по отношению к «инородцам» нарушается. Как в ту, так и в другую сторону. Причины бывают самыми разными, но для любого народа существует пороговое количество гостей, за которым рост численности «чужих» начинает восприниматься как угроза самой этнической идентичности. Высота порога может варьироваться в зависимости и от экономической и демографической конъюнктуры, и от политического самочувствия коренного этноса, и от степени комплиментарности гостей и хозяев. Но само наличие порога отменить невозможно. Если количество мигрантов заведомо превышает возможности хозяев интегрировать пришельцев, неизбежны эксцессы
Последние десять лет наблюдается вызывающий тревогу быстрый рост числа случаев проявления нетерпимости, дискриминации, расизма и ксенофобии в форме открытого насилия, которому подвергаются мигранты практически в каждом регионе мира. Как показывают исследования, расовая дискриминация на рабочем месте может оказывать серьезное влияние на положение меньшинств и трудящихся-мигрантов и на будущее развитие и карьеру их детей. Служащие, которые подвергаются дискриминации на почве своей расы, цвета кожи, национальности, происхождения и этнической принадлежности, испытывают стресс, гнев и усталость, что в конечном итоге может повлиять на качество труда
4. ПОЛОЖЕНИЕ МИГРАНТОВ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
Финансово-экономический кризис, который перешел уже и в кризис социальный, дает о себе знать во всех сферах жизни и деятельности европейских стран.
В период кризиса страдают все. Последние четыре десятилетия потоки международной миграции шли только в одном направлении. Год за годом миллионы людей перемещались из бедных стран в богатые и из села в город. Сегодня 200 миллионов человек являются иммигрантами - теми, кто рискнул жизнью и состоянием, чтобы избежать смерти и обрести мечту. Но теперь - и это, возможно, один из самых драматичных эффектов глобального экономического кризиса - людская волна замедляется и даже начинает откатываться назад.
Поскольку даже в самых богатых странах перспективы трудоустройства невелики, а меры по противодействию иммиграции становятся все жестче, потенциальные эмигранты из Третьего мира отказываются от планов переезда на 'север', в промышленно развитые страны. Эксперты по миграции прогнозируют 30-процентное снижение миграции с Юга на Север в этом году. Пожалуй, еще более существенно то, что волны иностранных рабочих начинают направляться домой. По словам Джозефа Чейми (Joseph Chamie), бывшего главы фонда ООН по народонаселению, о чистом оттоке мигрантов сообщает ряд стран, среди которых Испания, Чехия, Объединенные Арабские Эмираты и Соединенные Штаты. 'Возможно, вскоре мы станем свидетелями цунами мигрантов, возвращающихся на родину', - говорит он.
Поворот миграционных потоков на 180 градусов - это, пожалуй, самый видимый из символов окончания эпохи: свободный поток товаров, услуг, денег и людей, который задал направление глобализации и привел нас к исключительному периоду глобального роста, начавшемуся в конце 1970-х, подходит к концу. Банки сидят на своих деньгах, торговля замедляется, а миграция служит предметом критики. Из многих стран отток уже начался. По оценке Британского Института социально-экономических исследований (Economic Social Research Institute), в первом квартале этого года Ирландию, переживающую депрессию, могут покинуть 30 000 рабочих, главным образом, иностранцев. Домой возвращаются и сотни тысяч безработных гастарбайтеров из бывших советских республик и стран восточного блока, практически ничего не заработав на чужбине. А Малайзия, где прибытие и изгнание орд иностранных рабочих давно стало привычным делом, была вынуждена отправить на родину около 200 000 граждан Индонезии после массового закрытия заводов в 2008 г.
По мере углубления глобального кризиса эта тенденция, вероятно, ускорится. По прогнозам Всемирной организации труда, в этом году рецессия уничтожит 52 миллиона рабочих мест по всему миру на фоне снижения спроса в энергетическом секторе, легкой промышленности, строительстве, секторе услуг здравоохранения и гостиничном бизнесе - все это магниты для миграции, как иностранной, так и внутренней. Результат: в ближайшие месяцы может быть уволено до половины из 13 миллионов иностранных рабочих, трудящихся на нефтяных месторождениях и в секторе услуг государств Персидского залива. Им придется отправляться домой. В Японии, где с перебоями работают даже такие гиганты, как Toyota, за последние четыре месяца 10 из 317 тысяч временных рабочих из Бразилии потеряли работу. Поскольку предоставление жилья обычно обусловлено трудовыми договорами, многие из них теперь уезжают.
Между тем, около 20 миллионов крестьян, ринувшихся в города в годы промышленного бума в континентальном Китае, после остановки конвейеров в Шандуне, Донгуане и Шанхае возвращаются в свои деревни. Аналогичный феномен имеет место и в Индии, где закрываются заводы в крупных городах. Хуже того, улучшений на горизонте не видно. 'Это самый тяжелый экономический кризис со времени Великой депрессии, а положение мигрантов, вероятно, станет гораздо хуже', - говорит Деметриос Пападемитру (Demetrios Papademetriou) глава американского Института миграционной политики.
По словам экспертов по демографии, если данные тенденции продолжатся, то это может приблизить окончание одной из самых драматичных глав в истории глобальной миграции. Во время роста глобальной экономики на протяжении последних четырех десятилетий наиболее трудолюбивые из граждан бедных стран начали освобождаться из «ловушки бедности», как ее называют ученые, и мечтать о жизни в чужих краях. В то же самое время в развивающихся странах произошел демографический бум и «миллионы младенцев стали миллионами молодых людей», говорит гарвардский экономист Джеффри Уильямсон (Jeffrey Williamson), то есть, именно теми, кто в наибольшей мере склонен поддаваться на соблазны миграции. Подгоняемые технологическими достижениями, благодаря которым стало проще найти работу в далекой стране и отправить деньги домой, десятки миллионов людей отправились за рубеж по морю, через горы и пустыни, увеличив, начиная с 1975 г., общую численность мигрантов почти в два раза. По словам Пападеметриу, это была 'одна из самых ярких эпох человеческой миграции в мирное время'.
Промышленно развитые страны, как правило, встречали их с распростертыми объятьями, и к концу 1990-х доля мигрантов в населении земного шара достигла рекордной отметки в 3 процента и оставалась на ней все предыдущее десятилетие. Но теперь, несмотря на рост населения планеты (хотя менее быстрыми темпами, чем в прошлом), процент мигрантов сокращается.
Рост урбанизации и числа женщин на рынке труда способствовали снижению рождаемости в странах Третьего мира, ослабив демографическое давление, вынуждавшее миллионы людей покидать свою страну. Улучшение условий на развивающихся рынках убедило многих людей остаться дома. Сегодня углубление рецессии в самых богатых странах стало решающим фактором для многих людей, решивших переждать ее на родине. Например, в 2000-2006 гг. границу с Соединенными Штатами ежемесячно переходил 1 миллион мексиканцев. Но в условиях сокращения американского рынка труда и ожидаемого в этом году в Мексике роста в 1 процент эксперты предсказывают, что в 2009 г. на север направится на 39 процентов меньше мексиканцев. Точно так же, мало кто в Индии захочет занять место соотечественников, вернувшихся безработными из стран Персидского залива, пораженных кризисом.
В странах Западной Европы происходит сейчас свертывание производства повсюду - на предприятиях, в обслуге, в результате чего практически с каждым днем увеличивается число безработных. Всего в этом году в Европейском союзе потеряют работу более 5 млн человек, а безработица уже превысила 8 процентов трудоспособного населения всех стран, включая Швейцарию. Соответственно безработица ударила и по гражданам, прибывшим в Западную Европу из восточноевропейских стран. Этим переселенцам не остается ничего другого как возвращаться назад, что они в массовом порядке и делают.
Однако возвращение мигрантов в свою страну не решает проблем этой категории тружеников. Дело в том, что кризис создает в странах Восточной Европы те же самые проблемы, что и в Западной Европе, но с добавление еще больших трудностей и осложнений. В этих странах большинство банков оказалось на финансовой мели, в результате чего производство свертывается, и безработица тоже растет.
Вся надежда восточноевропейских стран на старших партнеров по Евросоюзу, которые, однако, не в состоянии предоставить им помощь в том объеме, в каком ее просят.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В новом столетии Западу придется столкнуться с опасным вызовом, порожденным масштабной иммиграцией из стран "третьего" мира. Исторические условия, в которых этот вызов становится реальностью, весьма специфичны.