Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. История употребления наркотиков…………………………………….4
Глава 2. Проблема наркомании в повести М.А. Булгакова «Морфий»……….7
Заключение……………………………………………………………………….14
Список источников литературы………………………………………………...15
Введение
В наше время число консоциальных, то есть общесоциальных проблем насчитывает не один десяток наименований. Среди них коррупция, бедность, терроризм, безработица, загрязнение окружающей среды, политическая нестабильность, распространение СПИДа, межэтнические конфликты и многие другие явления. Все они в той или иной мере, к сожалению, присущи и России. Но, мое внимание в данной работе обращено к проблеме наркомании, ставшей страшным бичом для российского общества, в особенности для молодежи.
В своем реферате хочу рассмотреть проблему наркомании, как консоциальную проблему, на примере повести Михаила Афанасьевича Булгакова «Морфий». Но для этого необходимо сказать несколько слов о самих наркотиках.
Наркомания давно пополнила ряды первостепенных социальных проблем. По сути это один из видов социального отклонения, девиантного поведение индивидов и групп, осуждаемое обществом.[1] Но что же такое наркотики? В бытовом представлении некое зелье, порошок или раствор для шприца, одурманивающий наших граждан. На самом деле к классу наркотиков относится такое количество веществ, по разному действующих на людей, что определить это понятие не так уж легко. Всемирная Организация Здравоохранения в широком смысле определила наркотик как «вещество или смесь веществ, отличное от необходимых для нормальной жизнедеятельности (подобно пищи), прием которого влечет за собой изменение функционирования организма и, возможно, его структуры». Вообще термин «наркотики» понятие скорее правовое и социальное, чем медицинское. В Росси наркотиками считаются вещества, причисленные к таковым приказом Министерства Здравоохранения. В отличии от алкоголя, который считается пищевым продуктам и не относится к наркотикам.
Глава 1. История употребления наркотиков
Начиная со времен зарождения религии человечество начало употреблять компоненты психоактивных растений, как часть ритуалов. В руинах шумерских и месопотамских городов археологи находят таблички с рецептами изготовления опия из маковых головок. А Геродот свидетельствует о том, что скифы, наши предки, вдыхали некий наркотик, бросая в костер некие плоды.
В мифах Древней Греции головка мака- атрибут Бога сна Гипноса, выросшая из слез Венеры, выступает символом забвения, боли страданий.[2]
Ветхий Завет, Талмуд и другие священные книги также не обходит стороной мак, упоминания о маковых головках и соке, выжатом из маковых зерен, встречаются в них несколько раз.
Особенно опийная культура утвердилась в исламском мире, где наркотические вещества занятии место спиртных напитков, запрещенных Кораном. Во времена средневековых завоеваний арабов, традиция опия переместилась дальше на Восток и Запад. В Европе в то время, мак также был в почете. Король Карл Великий требовал, чтобы мак выращивали в каждом крестьянском дворе. А история медицинского применения мака берет свое начало со времен древнегреческого лекаря Гиппократа.
Однако, не взирая на такую распространенность мака, ни в одном из медицинских трактатов или других источниках, не упоминается об его токсических свойствах. Скорее всего, это обусловлено недостаточностью знаний или иным отношением общества к дурманящим веществам. Черты социальной проблемы наркомания начала принимать в XVIII веке, когда наркотики распространились за пределы Европы. Первым борьбу с гашишем начал Наполеон, чьи солдаты чрезвычайно увлекались его употреблением.
В 1840 году произошла первая массовая эпидемия наркомании в Европе. В Англии были приняты меры в «пользу трезвости». В связи с недостатком алкоголя спрос на опий вырос чрезвычайно. В Ирландии в тоже время началась эпидемия эфиромании, в результате чего был открыт общий наркоз. Во время Парижского восстания в 1848 году повстанцы требовали свободной продажи конопли. В дальнейшем массовой наркомании способствовали Крымская и Франко-Прусская войны. Боль ранений ликвидировалась морфием, к которому как считалось невозможно привыкнуть через инъекции. По такой же схеме развивался морфинизм и в США.
В начале девятнадцатого века стали появляться синтетические наркотики, созданные учеными искусственно. Спустя полвека в Европе стал популярен напиток – абсент, содержаний туанин, растительный наркотик из компонентов полыни. «Зеленая фея», так называли абсент, приобрела неслыханную популярность среди буржуазии и богемы. Напиток «кока-кола» также изначально содержал наркотические вещества из листов американского растения – коки. Именно оно дало миру кокаин.
Очередной всплеск употребления наркотиков в США и Европе относится к шестидесятым годам прошлого века. Она была в первую очередь связана с социальной «революцией» молодежи, увлекшейся беспорядочными связями, наркотиками и рок-музыкой.
В России наркотики также появились давно. Еще до Первой Мировой Войны и революции российская богема употребляла кокаин и морфин. Гражданская Война только усилила популярность этих веществ. После Второй Мировой Война также возник всплеск наркомании, но он был быстро подавлен. Постепенный рост употребления наркотиков в Советском Союзе начался в 70-х годах прошлого века, а в начале девяностых, после распада Союза, он стал угрожающим. Причин этого роста было несколько: психологический шок, политический шок, экономический шок, — наступившие после фундаментального слома государственного устройства.
В 2002 году Министерством здравоохранения был проведен опрос, в результате которого выяснилось, что 13 процентов молодых людей от 11 до 24 лет в России принимают наркотики, — и что самое страшное, где-то порядка 5 процентов принимают самые опасные внутривенные наркотики — героин или амфетамины. Причем пик смертности от наркотиков приходится на 26 лет.
Борьба с наркоманией в первую очередь должна быть направлена на профилактику, а лучшей профилактикой может стать чужой пример. Ведь не зря же говорил скифский мудрец Анахарсис «Чтобы не стать пьяницей, достаточно иметь перед глазами пьяницу во всем его безобразии».
Глава 2. Проблема наркомании в повести М.А. Булгакова «Морфий»
Повесть «Морфий»[3], входящая в цикл «Записей юного врача» обязательная для прочтения всем, особенно молодым людям. Она с поразительной точность и психологическими деталями описывает заболевание, передает страдания наркомана, приводящие к его гибели. Нужно заметить, что морфий как яд фигурирует и в других рассказах этого цикла.[4] Повествование происходит от имени доктора Владимира Михайловича Бомгарда, который раньше работал на отдаленном фельдшерском участке в Горелове, а затем волею судьбы перебрался на должность педиатра в больницу уездного города. Его очень радовало новое место, общение с коллективом и город, но когда доктор почти стал забывать свой участок, оттуда неожиданно приходит письмо, написанное рукой его старого знакомого Сергея Полякова. Этот несчастный, занявший мест Бомгарда в Горелове и сам тяжело заболел. Он просил помощи у коллеги, и в его мольбе звучало отчаяние. Владимир Михайлович чрезвычайно озадачился этим письмом, он не мог понять отчего Поляков не пишет о самой болезни ее симптомах, однако же решил прийти на помощь больному. Но, не успел выехать в Горелов, так как среди ночи пришла весть о том, что врач застрелился. Полякова доставили из Горелова в хирургическое отделение больницы, в который выполнял свои обязанности Бомгард. Но, все оказалось напрасно, от полученный раны он скончался. В руки Бомгарда попал завещанные ему дневник самоубийцы, и доктор с жалостью и страхом стал читая их, осознавать, что Поляков стал жертвой наркомании.
Чаще всего причинами наркозависимости становятся социальные и личные факторы.[5] Среди социальных причин можно упомянуть общественные неурядицы, распространенность наркомании в регионе, профессии, связанные с легким доступом к наркотикам. Из личных факторов главное место занимают семенные проблемы, недостаток внимания и любви, отсутствие гармонии во взаимоотношениях.
В случае, описанном Михаилом Булгаковым, доктор Поляков заболел вследствие сочетания социальных и личных причин. Он пережил личную драму, от него ушла горячо любимая жена, к тому же, находясь в состоянии депрессии, Сергей уезжает в глухую провинцию, замыкается в себе, и имея свободный доступ к наркотическим веществам, начинает делать инъекции морфия.
«И слава богу: чем глуше, тем лучше. Видеть людей не могу, а здесь я
никаких людей не увижу, кроме больных и крестьян» – начинает записи в своем дневники Поляков.
«…конечно, недостойно, доктор Поляков. Да и гимназически - глупо с площадной бранью обрушиваться на женщину за то, что она ушла! Не хочет жить
- ушла. И конец. Как все просто, в сущности. Оперная певица сошлась с молодым врачом, пожила год и ушла.
Убить ее? Убить? Ах, как все глупо, пусто. Безнадежно! Не хочу думать. Не хочу...» - с горечью восклицает он, обращаясь к самому себе.
Но, первая доза морфия не становится случайно. Расстроенные нервы будущего наркомана дали о себе знать физическими недугами. В первую очередь желудочными болями.
«Вчера ночью интересная вещь произошла. Я собирался ложиться спать, как вдруг у меня сделались боли в области желудка. Но какие! Холодный пот выступил у меня на лбу… Со стоном добрался до кухни, где ночует кухарка с мужем своим, Власом. Власа отправил к Анне Кирилловне. Та ночью пришла ко мне и вынуждена была впрыснуть мне морфий».