ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
«ПРОБЛЕМА НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ БРАКОВ »
Выполнила: Вишневецкая Е.В.
Студентка ТюмГНГУ ТЭК гр. Мт- 07(11)
Руководитель: Судникович В.С.
ТЮМЕНЬ 2009 г.
Содержание
Введение
1. Основная часть
1.1 Определение понятия «семья», история развития и её функции
1.2 Понятие «Брак» и история развития правовых брачных отношений
1.3 «Гражданский брак»
2. Исследовательская часть
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
В настоящее время в нашей стране наиболее остро стоит проблема демографического кризиса. Ежегодно население нашей страны сокращается приблизительно на 800 тыс. жителей. Россия по количеству разводов стоит на первом месте (совсем недавно обогнав США). Молодые люди и девушки в настоящее время не спешат обзаводиться семьями и детьми, а создают, так называемые временные браки (незарегистрированные), как принято называть (ошибочно) «гражданский брак».
Что это – возможный выход из демографического кризиса, или еще один шаг к разрушению нравственности общества, и семьи, как социального института человека? Именно в этом заключается актуальность изучаемой проблемы. Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Ведь главной целью семьи во все века была и будет рождение и воспитание детей, то есть продолжение рода.
Целью нашего проекта, является изучение незарегистрированных браков (сожительство), как социальное явление в современной жизни общества и правовой аспект в сущности этого явления.
Задачами исследования являются:
- изучение и разграничение понятий семья и брак.
- Выявление гражданской позиции современной молодежи на брак.
- Поиск возможных путей решения проблемы
Объект исследования – неформальный брак, ошибочно именуемый в обществе, как «гражданский брак». То есть фактическое сожительство мужчины и женщины, без регистрации в органах записи актов гражданского состояния.
Предметом исследования является анализ состояния современного общества по отношению к незарегистрированным бракам, и анализ регулирования взаимоотношений между сожителями в незарегистрированном браке.
В научно-исследовательской работе нами были выбраны такие методы исследования, как:
1. Реферирование.
2. Интервьюирование.
3. Анкетирование.
4. Опрос.
1. Основная часть
1.1Определение понятия «семья», история развития, и её функции
Классическое определение семьи гласит, что семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.
Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель, Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель – в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия “брак” и “семья”, различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями “брак” и “семья” существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Современные советские социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой, общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.
Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.
Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека. Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога А. Маслоу, делится на: 1) физиологические и сексуальные потребности; 2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования; 3) социальные потребности в общении; 4) престижные потребности в признании; 5) духовные потребности в самореализации
1.2 Понятие «Брак» и история развития брачно-правовых отношений
Брак – свободный, равноправный союз между женщиной и мужчиной достигших брачного возраста, не состоящих в другом браке, заключенный в установленном законом порядке, имеющий целью создания семьи.
Традиция связывать брак с соблюдением определенной процедуры его оформления, характерна для российского права, восходит, как это принято считать, к праву Византийскому. В конце 19-го столетия (около 893г.) император Лев Мудрый издал закон, предписывающий вступать в брак не иначе, как по средством церковного венчания. Только такой брак получал государственную поддержку; несоблюдение же формы предписываемой государством и канонами государственной религии, вело к признанию заключенного союза незаконным. Спустя два столетия требование узаконения брака было распространенно и на низшие слои общества – рабов и крепостных.
В дореволюционном русском праве действительным признавался только религиозный брак. Однако и становлению религиозного брака предшествовали иные формы брачных отношений.
Истории древней Руси известны несколько способов заключения браков. Среди них наиболее древний – похищение невесты женихом без ее согласия, однако постепенно увозу невесты начинает предшествовать сговор с ней. В древние времена существовал и такой способ заключения брака, как покупка невесты у ее родственников. При этом согласие невесты на брак не имело существенного значения, хотя уже в Уставе Ярослава содержался запрет выдавать замуж силой.
В это время различны и формы брака. Средневековые источники сообщают о многоженстве, издревле известном у славян, реже о многомужестве. В некоторых местах практиковался пробный брак, когда невеста приселялась к жениху, а свадьба откладывалась до рождения ребенка; если же супружество оказывалось неудачным, свадьба не устраивалась вовсе, и невеста возвращалась к родителям, получая вознаграждение. Молодые люди, не вступившие в брак, подвергались осмеянию, что, однако, не распространялось, на тех, кто давал обет безбрачия намеренно.
С 998г. С Крещения Руси и присвоением церковью монополии права начали складываться нормы брачного права и серьезно меняются представления о порядке заключения брака. В России начинает действовать Номоканон – собрание византийского семейного права. Церковное венчание, введенное в 19-ом веке, практиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало браки по традиционным обрядам.
К концу 13в. Согласие сторон на брак стало фиксироваться в брачном сговоре, составлением которого занимались сваты или родственники. Заключительной частью брачного сговора является церковное обручение. Для вступления в сам венчальный брак от сторон требовалось выполнение многих условий. Одним из них был брачный возраст. Например, для женщин, в 14-15 в.в. он начинался с 12 до 18-20 лет. Русская церковь препятствовала заключению браков с несовершеннолетними. За преступную связь женщины наказывались постижение в монашки, позже ограничивались штрафом. Этот запрет не распространялся на великих княжон. Ограничивалось и число замужеств, нормы христианской морали допускали только два брака. Третий разрешался только в случае смерти второго супруга и отсутствия детей.
Постепенно усиливается роль светского законодательства. Однако дореволюционная Россия так и не дошла до создания единого для всех подданных законодательства о браке. В многонациональной России браки заключались в основном по религиозным нормам, и, соответственно порядок заключения брака, например, у мусульман отличался от классического христианского брака.
До Октябрьской революции 1917г. Браком считался союз, оформленный по религиозным канонам концессий, к которым принадлежали лица, вступившие в брак. Исключением составляли лишь браки раскольников, получавшие юридическое признание после их регистрации в полицейских органах. Именно эти браки представляли уже в то время не сто иное как «граждански браки», т.е. браки, оформленные в органах государственных, а не в церкви.
Введение гражданской формы брака, заключаемого посредством его регистрации в государственных органах, и соответственно отмены церковной формы были проведены в России Декретом ВЦИК и СНК РСФСР 18 декабря 1917г. «О гражданском браке, о детях и о введении книг актов гражданского состояния».
Уже 21 октября 1918г. было издано постановление ВЧК, которое объявляло, что «пометки в паспортах о церковном венчании, присвоении на основании церковного венчания женщине фамилии лица, с которым она венчалась, отметка милицией таких лиц состоящих в браке и выдача венчавшейся паспорта на фамилию гражданина, с которым она венчалась, является саботажем декрета о гражданском браке, присвоением чужой фамилии и звания мужа или жены, т.е. срывом декрета рабоче-крестьянского правительства, а для служащих милиции – преступлением по должности.