Глава 2. Факторы, повлиявшие на формирование японского национального характера
Для начала необходимо осветить вопрос этногенеза японцев. Данная проблема все еще вызывают споры, рождая самые противоречивые гипотезы и теории, ни одна из которых не в силах объяснить всей совокупности накопленных наукой фактов.
В советском японоведении считается, что древнейшую основу населения Японии составляли айны. Их хозяйство базировалось на охоте, рыболовстве, лесном и прибрежном собирательстве. На Хоккайдо к айнам примешивались мигрировавшие туда выходцы с восточного побережья Азиатского материка. На островах Кюсю и Сикоку и на юге Хонсю айнское население смешивалось и ассимилировалось с аустронезийскими племенами.
В середине первого тысячелетия до нашей эры на Японские острова через Корейский пролив с юга Корейского полуострова проникают так называемые протояпонские племена. С их приходом на островах появились домашние животные – лошадь, корова, овца, к этому периоду относится и возникновение культуры поливного риса. Процесс культурного развития пришлых племен, их взаимодействие с местным аустронезийско-айнским населением происходили вплоть до V века. Основным направлением хозяйства на Японских островах окончательно стало рисосеяние. К VI - VII векам островное население восприняло из Кореи, а также и из Китая элементы китайской и корейской культуры. В VIII веке завершилась ассимиляция на юге Кюсю аустронезийского населения. Одновременно начался процесс заселения лесистого севера острова Хонсю. Местное айнское население этого острова частично смешалось с пришельцами, частично было оттеснено на север. В настоящее время Япония – одна из самых однородных по этническому составу стран мира, основу нации (более 99% населения) составляют японцы. Айны теперь сохранились лишь на Хоккайдо, их численность не превышает 30 тыс. В Японии проживает около 600 тыс. корейцев, которые в основном переселились туда в годы второй мировой войны, и до 40 тыс. китайцев. Европейцев и американцев среди постоянных жителей страны ничтожно мало.[5] Именно тот факт, что в Японии 99% населения японцы, является одним из важнейших для формирования японского национального характера, а в современном мире это является показателем того, почему Япония до сих пор остается традиционной по отношению к своей культуре, поведению в обществе, принципам ведения дел и во многом другом. Хотя конечно степень традиционализма в различных сферах жизни японского общества является неодинаковой, но если сравнивать с другими странами, то именно Япония считается традиционной, пусть даже эти традиции имеют совершенно новую направленность, соответствуя современному прогрессивному миру.
Можно выделить и другие факторы, способствующие развитию и закреплению японского характера: климат, географическое положение страны, а также продолжительный период изоляции Японии от влияния внешнего мира.
Географическое положение Японии оказало большое влияние на возникновение и формирование многих обычаев страны и ее культурных ценностей. Ученые называют это влияние географическим детерминизмом.[6] Япония, страна островная и отделенная от азиатского континента труднопреодолимыми морями, развивалась, как в географической так и культурной сферах, в относительной изоляции, не испытывая влияния других стран. Вдобавок Япония – горная страна, здесь мало мест пригодных для проживания. Вследствие этого людям на островах приходилось селиться скученно, соседи хорошо знали друг друга. К тому же этим же условием можно объяснить и современную планировку японских городов, наличие огромного числа многоэтажных домов: так как территорий пригодных для строительства ограниченное количество, то города распространяются не по всей территории (горизонтально), а растут за счет прибавления этажей, то есть в высь (вертикально). Концепция гармонии, согласия, стала важнейшим фактором жизни японцев, помогающим поддерживать взаимоотношения внутри замкнутого сообщества живущих вместе людей.
К тому же на формирование японского характера большое влияние оказал климат. Жаркое лето и обильные дожди способствовали развитию интенсивных форм сельского хозяйства, таких как выращивание риса, которое традиционно требовало разделения общественного труда по ирригации, высаживанию и уборке урожая. Чтобы достичь высокой продуктивности на малом пространстве, люди должны были сотрудничать, так как они не могли выращивать рис без помощи соседей. Работая вместе, они были способны произвести больше продуктов питания. Сформировался своего рода «кодекс согласия», и люди избегали выступать против желания группы (объединения, общины) из-за боязни быть исключенными из сообщества односельчан. Люди жертвовали собой и работали на общину, которая, в свою очередь, поддерживала их; таким образом, японцы совмещали свои собственные интересы с целями группы и прибывали в комфортном для них состоянии гармонии. Данные черты поведения характерны и для современного японского общества: например это можно проследить на быстром экономическом и политическом подъеме Японии после поражения во Второй мировой войне.
С XVIвека Япония превратилась в одну из самых закрытых, изолированных цивилизаций: под страхом смертной казни японцам было запрещено покидать пределы своей страны, строить большие суда, пригодные для дальних плаваний. Страна была практически закрыта и для иностранцев – исключение было сделано только для голландцев и китайцев, которым разрешалось (с ограничениями) вести торговлю. Правительство изгнало из страны всех католических миссионеров, так как христианство приобрело большую популярность, особенно в народных массах. Но даже в ту эпоху искусственной изоляции, длившейся почти два века, Япония продолжала усваивать достижения других культур; через голландских купцов в Японию попадали европейские книги. Ученая элита, пользуясь плодами западной культуры и науки, позднее, в XIXвеке, смогла применить их для преобразования своей страны.[7] Хотя долговременная «закрытость» Японии пагубно сказалась на экономическом развитии страны, она в то же время способствовала возникновению феномена японской национальной психологии. И когда в середине XIX века Япония встретилась лицом к лицу с иностранными державами, японская традиционная культура, законсервировавшаяся в эпоху Токугава, смогла успешно противостоять воздействию западной культуры, сравнительно безболезненно усваивала при этом ее наиболее рациональные элементы.
Можно выделить еще один фактор, влияющий на формирование японского национального характера – это заимствование элементов иностранной культуры. Явление заимствования проявилось в истории Японии довольно рано. В 604–605 годах принц Сётоку-тайси, сторонник китайской модели развития, создал первый свод законов, в котором сочетались принципы конфуцианства и буддизма. Сётоку посылал молодых японцев учится в Китай и Корею, а также приглашал оттуда ремесленников, монахов и ученых. Еще более решительным и последовательным реформатором выступил принц Кару, который пришел к власти после государственного переворота в середине VIIвека. Это событие получило в Японии название Тайка – «Великая перемена», и не только потому, что произошла смена царствующего рода, но и потому, что вся жизнь японского общества стала активно преобразовываться по китайскому образцу. Это касалось структуры административного аппарата, распределения наделов между крестьянами и чиновниками, системы уплаты ренты-налога.[8] В Японии было принято китайское иероглифическое письмо (позже оно было существенно трансформировано), китайский язык считался официальным письменным языком. Древняя религия японцев (синтоизм) обогатилась за счет даосизма и в конце концов сумела найти некий компромисс с буддизмом, который пришел из Китая в VIвеке. Китаизация Японии была настолько велика, что перед исследователями встает вопрос о самостоятельности японской цивилизации. Некоторые историки считают, что на первом этапе своей жизни японская цивилизация была вторичной, периферийной по отношения к Китаю. Однако активное заимствование чужого не лишило Японию ее оригинальности, которая с течением времени проявлялась все сильнее. Элементы китайской цивилизации, перенесенные на острова, существенно трансформировались и давали другие результаты. В результате в Японии сформировалась почти уникальная способность ревностно сохранять неповторимые традиции своей культуры и продуктивно осваивать опыт других цивилизаций – способность, которая на современном этапе развития глобальной цивилизации дает этой стране огромные преимущества. И сегодня заимствование наиболее подходящих сторон и свойств других систем является неотъемлемой частью культурной индивидуальности японцев. Данный процесс стал одним из важнейших факторов подъема экономической мощи Японии, так как новые технологии и сопутствующие им ценностные системы легко приживаются на японской национальной почве. Но к сожалению воздействия индустрии на окружающую среду и жизнь людей часто должным образом не учитываются, хотя и здесь уже принимаются попытки для преодоления этого негативного последствия: японцы воссоздают разрушенную природную обстановку путем создания парков, садов, больших территорий лесонасаждений.
Итак, основными факторами, способствующими развитию и закреплению японского характера, являются: географическое расположение страны, ее климатические условия, довольно продолжительный период изоляции Японии от других стран, а так же процесс заимствования японским обществом элементов других стран.