Анализируя актуальную семейную ситуацию женщин, отказывающихся от своих детей, выявлено влияние следующих негативных факторов, среди них:
1) неполная семья,
2) отсутствие социальной поддержки семьи,
3) многодетность,
4) отсутствие медицинского наблюдения во время беременности.
Все эти факторы, с точки зрения исследователя, губительно влияют и на внутриутробное развитие ребенка. Недаром такие дети оказываются значительно более частыми пациентами отделений интенсивной терапии и реанимации сразу после рождения[8].
В 1972 году Бельгийский комитет по социальным проблемам женщин, исследовав социальные аспекты явления (отказ от ребенка), описал три основных категории бросающих матерей:
1-я категория, наиболее классическая, - отец ребенка бросил беременной будущую мать;
2-я - замужняя женщина рожает ребенка от внебрачной связи.
3-я - беременная женщина с низкой социальной и моральной приспосабливаемостью и с низкой социальной ответственностью.
Было установлено, что главным фактором, предшествующим отказу от ребенка, является нестабильность и угрожающий распад собственной семьи отказчицы. По данным МЗ России 35% от общего числа женщин-отказчиц рожали от внебрачной связи. По сведениям результатов переписи населения 1988 года в России среди всех типов семей с несовершеннолетними детьми 13% составили неполные семьи, где одиноким родителем является мать. В последнее десятилетие происходит рост внебрачных рождений. В 1980 году их число составляло 10,8%, в 1990 году - уже 14,6% [9].
Особые социально-психологические условия, в которых вынуждена жить женщина, родившая внебрачного ребенка, в нашей стране хорошо известны. Более 87% таких женщин характеризуют свое материальное положение как неудовлетворительное, 20% не получают госпособия, около 60% не имеют отдельного жилья, 20% вынуждены жить в общежитиях. Почти 30% таких женщин испытывают на себе отрицательное отношение со стороны родственников и сослуживцев в отношении данной беременности. В связи с этим 33,6% имеют конфликты на работе вплоть до угрозы увольнения. Все это способствует усилению невротизации женщины. Недаром количество самопроизвольных абортов, в том числе и на поздних сроках, в 2 раза выше у женщин, не состоящих в браке, чем у замужних[10].
Учитывая объективность факторов, нарушающих формирование эффективного материнства при внебрачной беременности, в развитых странах государства проводят специальную протективную политику, направленную на защиту, материальное обеспечение и общественного признания неполных семей. Одной из форм государственной и общественной деятельности в отношении поддержки беременных, находящихся в критической ситуации, является организация специальных клиник, материнских центров и приютов. В их работе постоянно участвуют, помимо социальных работников, психологи и психиатры.
Одним из мощных факторов, нарушающих формирование установки на материнство и искажающих материнское поведение, является психологический стресс, переживаемый женщиной во время беременности. Это особенно надо учитывать и связи с тем, что именно беременная женщина очень часто становится объектом «домашней ненависти» и агрессивных действий со стороны близких; половина всех избиваемых женщин впервые были избиты во время беременности.
Огромное значение придается качественному медицинскому обеспечению беременным. Отсутствие должной заботы о женщине во время беременности негативно сказывается на качество материнства и на исходных родов. Значительное число женщин, бросающих своих детей в родильных домах, во время беременности не посещали врача и не имели должной поддержки.
Таким образом, накоплен большой фактический и научный материал, который убедительно показывает исключительное значение социальных моментов в формировании отказного материнского поведения, однако не отвечает на главный вопрос - почему при равных условиях одна мать бросает своего ребенка, а другая, чтобы накормить ребенка, готова на самые отчаянные лишения. Понять это можно, только изучив индивидуальные особенности самой «отказчицы». И первым фактором среди прочих стоит возраст матери.
1.3 Возрастной фактор матери - отказницы
Исследования, проводимые во всем мире, в том числе и в нашей стране, указывают на особое неблагополучие внебрачной рождаемости именно среди совсем молодых женщин и на безусловно негативный опыт сверхраннего материнства. Исследователи подчеркивают психологическую незрелость таких матерей, амбивалентности их установок на материнство, зависимость от негативного влияния собственных родителей, среды обитания. Известно, что матери-подростки особо подвержены психиатрическим и психосоциальным проблемам, что они часто оказываются неспособными воспринимать эмоциональные и экспрессивные сигналы, подаваемые новорожденным. Это нарушает необходимую обратную связь и искажает формирование психических функций ребенка. Педиатры всех специальностей озабочены небрежным отношением матерей-подростков к своим детям.
Возрастной фактор один из множества существенных, определяющих неготовность к материнству и, как следствие, - отказ от ребенка. По данным МЗ России, более половины «отказниц» - женщины в возрасте до 25 лет. Около 8% - несовершеннолетние женщины; около 30% - поздние первородящие в возрасте от 30 до 50 лет[11].
Беременность юных в нашей стране ставит ряд пока еще непреодолимых проблем. Среди них авторы отмечают сверхраннее начало половой жизни и высокую частоту беспорядочных половых контактов у подростков, их плохую осведомленность в области контрацепции, а также низкие материальные и моральные возможности использования противозачаточных средств. Это приводит к постоянному росту у юных девушек числа абортов, в том числе и криминальных, а также искусственных прерываний беременности на поздних сроках.
Вот только некоторые факты, подтверждающие серьезность положения с юным материнством в нашей стране. Раннее беспорядочное начало половой жизни в подростковой среде стало типичным. Среди лиц, не достигших совершеннолетия, от 40% до 60% живут половой жизнью. Более 10% из них начали половую жизнь в возрасте до 14 лет. С момента начала половой жизни и вплоть до первых родов более 20% юных матерей имели от 5 и более половых партнеров и лишь 64% - одного. В России за последние 30 лет показатель плодовитости женщин моложе 20 лет увеличился с 28,4% до 47,8%. Ежегодно имеет место около 1,5 тысяч рождений у матерей в возрасте до 15 лет, 9 тысяч - 16 лет, 30 тысяч - в возрасте 17 лет. Фактически удельный вес детей, рожденных женщинами моложе 18 лет, в общем числе родившихся составляет в среднем 2,3% [12].
Наступления беременности у девушек-подростков до 17 лет составляет 0;84% ежегодно. Из них 0,5% приходится на аборты и 0,34% на роды. По данным Госкомстата бывшего СССР частота беременностей и родов у девушек-подростков в возрасте от 15 до 18 лет в 1980 году составляла 0,41%, а уже в 1986 году увеличилась до 0,44%. С 1958 до 1985 года показатель рождаемости вырос на 48%. Во многом это связано с тем, что девушки в нашей стране темны и безграмотны в области контрацепции. Почти в 45% случаев они живут половой жизнью, не предохраняясь от беременности и не подозревая о тех последствиях, к которым это может привести. Лишь 9% юных девушек, живущих половой жизнью, поступают в стационар для прерывания беременности, в 15% случаев это девушки в возрасте от 15 до 19 лет. Вместе с тем необходимо учитывать, что одной из главных причин, толкающих молодежь к раннему началу половой жизни, является простое любопытство, а также провоцирование со стороны окружающих сверстников[13].
Подросток хочет выглядеть более взрослым и самостоятельным. Как правило, подростки впервые вступают в половую близость с лицами более старшего возраста. Важное место среди причин, ведущих молодежь к сексуальным контактам, занимают злоупотребление алкоголем и токсикомании в подростковой среде. Так, практически все половые акты, которые приводят подростков к заражению венерическими заболеваниями, происходят в состоянии алкогольного опьянения.
Раннее начало половой жизни служит в известной степени сигналом «бегства» подростка от охватившего его чувства одиночества, воплощение наивной мечты о любви с первого взгляда. Для многих из них половые связи связаны с характерной и очень острой у подростков потребностью к самовыражению, стремлению приобщиться ко «взрослому» образу жизни, а в ряде случаев и признаком начавшегося психического расстройства.
Физиологическая и психологическая неготовность многих подростков к вынашиванию беременности сопровождается высоким числом осложнений беременности и родов, рождению недоношенных, больных и травмированных младенцев. Так, рождение недоношенных и маловесных детей у таких женщин в 2 раза выше аналогичных показателей у женщин старшего возраста. Однако мнения о качестве вынашивания беременности юными женщинами далеко не однозначны.
Помимо физической нагрузки незрелая личность юной беременной, как правило, испытывает глубокие эмоциональные травмы. Юные беременные и девочки-матери в нашей стране, несмотря на внешнее безразличие общества к их судьбам, находятся под очень сильным «нравственным» давлением, следствием чего является желание скрыть беременность или прервать ее любыми, в т.ч. нелегальными, средствами.
Боясь отрицательной реакции со стороны родителей, близких, почти 40% девушек скрывают беременность и, сохраняя ее, не обращаются к гинекологам. Почти для трети юных матерей их материнство является настолько нежеланным, что они во время беременности совершают криминальные попытки к ее прерыванию.