Потребность в специфически социальном пространственно-временном обобщении наиболее полно выражается в концепции сетевого/информационного общества М. Кастельса. В ней общество, отождествляемое с социальной структурой, сводится к трем самым общим компонентам: пространству, времени, технологии.[6] Пространство нового общества построено на потоках капиталов, информации, технологий, организационных взаимодействий, образующих сеть. Пространство ресурсных потоков есть господствующая пространственная форма сетевого общества, которая надстраивается над физическим пространством мест.[7]
Наиболее свежий и вместе с тем интересный взгляд на проблематику социального пространства-времени предоставил уже в XXI веке российский социолог Л.М. Семашко.[8] В своей статье Л.М. Семашко предпринята попытка переноса представления физики о четырехмерном пространстве на социологию, ввести в оборот этой науки представление о «социальном четырехмерном пространстве». Попытка установления характера связи между пространственными и временными координатами в социуме является той авторской «добавкой», которая, как полагает Л. Семашко, дает ему право считать себя основоположником «тетрасоциологии».
Общий вывод экскурса Л. Семашко состоит в том, что социальное пространство-время (СПВ) - это не просто физическое место и не просто физическая последовательность событий в вечном времени. СПВ - это фундаментальные социальные факты, параметры общества в целом, дополняющие физическое пространство-время, включающие его и включенные в него. Тетрасоциология развивает эти топологические идеи, интегрирует их в новую, четырехмерную социальную топологию.[9]
В завершении этого параграфа мы приводим в пример ещё одну фамилию социолога – А. Филиппова - работающего по проблематике социального пространства. Современник А. Филиппов – отечественный ученый, который в своей работе[10]стремиться обосновать необходимость дальнейшего исследования отдельной отрасли социологии, которая должна непосредственно заниматься социальным пространством. Речь идет об отрасли социологии, как социология пространства. Он говорит: «…Социология пространства вряд ли может быть теорией среднего уровня. Пространство не принадлежит к ряду этих признанных «сфер», пространство не может появиться в ряду этих сфер, если вычленение новых будет происходить по тем же принципам, на том же основании, а значит, и «социологии пространства» как теории среднего уровня быть не может…».[11]
Социальное пространство - это силовое поле, создаваемое взаимодействующими индивидами, но вместе с тем имеющее свое особое (системное) качество, отсутствующее в самих индивидах, например, государство, право, обычаи, мораль и т.д. В индивидах есть лишь его элементы в виде усвоенных социальных ролей и ценностей.
Таким образом, подводя итог этого параграфа, можно подчеркнуть всю важность и значимость данной темы в современной науке социологического знания. Разрабатывая различные подходы к определению и пониманию социального пространства, ученые исследователи привносят собственную лепту в науку. И, исходя из достижений социологов по данной проблеме, мы переходим к следующему параграфу, в котором будет рассматриваться структура социального пространства.
§2. Структура современного социального пространства в
социологических исследованиях
Для полной картины данного вопроса, мы решили рассмотреть типологию структуры пространства, а затем рассмотреть на одной из них структуру социального пространства.
Содержание и направленность социальных действий индивидов и их групп определяются различными объективными структурами. Можно выделить следующие их типы.
(а) Природные структуры. Не учитывать его невозможно. Человечество в физиологическом отношении делится на мужчин и женщин, люди рождаются приписанными природой к одной из этих половин. Наличие же промежуточных типов не отменяет границ, а лишь указывает на их размытость. Структура расположения природных ископаемых предопределяет структуру размещения предприятий, отраслевую специализацию и т.д. Климатические зоны структурируют развитие сельского хозяйства.
(б) Материализованные социальные структуры, или искусственная природа. Многие виды человеческой деятельности материализуются в форме ее результатов - как сознательно запланированных, так и непредвиденных. Элементы искусственной среды структурируют человеческую деятельность. Люди действуют целерационально: конструируя элемент искусственной природы, они в той или иной мере ориентируются на последствия его появления, которые и являются собственно целью (например, повышенная мобильность как следствие покупки автомобиля). Живущие люди существуют в материальных лабиринтах, созданных давно умершими поколениями. Так, ими вырублены леса, построены города, свалки, заводы и т.д. Ныне живущие люди вынуждены, планируя свою деятельность, исходить из этого.
(в) Социальные структуры в собственном смысле этого слова. Действия людей определяются огромным числом невидимых, неосязаемых структур. Человек идет в физическом пространстве, лишенном материальных препятствий. Однако он выписывает в нем сложные конфигурации, как бы следуя лабиринту, созданному из невидимого материала. Мы живем, следуя обычаям, традициям, религиозным нормам, законам, моде, предписаниям многочисленных социальных институтов и т.д. Нам кажется, что мы действуем так, как нам хочется, но при более тщательном рассмотрении оказывается, что мы действуем так, «как принято», «как надо», «как положено», «как прилично» и т.д. Социальное же пространство открыто, не имеет четких границ. В социальном пространстве можно найти немало элементов, которые не выполняют никаких функций, они существуют потому, что как-то появились и их никто до сих пор не уничтожил (нет необходимости, нет средств, никто не знает, как это сделать и т.д.).
Социальное пространство прерывисто. В нем есть участки с относительно высоким социальным взаимодействием, развитыми и густыми связями. Такие участки можно назвать социальными полями. Между социальными полями отношения менее интенсивны, чем внутри их. Примером социальных полей могут быть государства, предприятия, этнические группы, населенные пункты и т.д. Они имеют признаки системности, но все же это не системы. Например, предприятие как сконструированная организация - это система, однако предприятие как социальное поле включает помимо отношений, закрепленных в должностных инструкциях и других документах, гораздо больше связей, не закрепляемых ни в каких формальных нормах, эти связи выходят далеко за рамки проходной, превращая заводские заборы в относительный барьер.
Такое же различие есть между государством-организацией и государством как страной. Единицей социального пространства является статусная позиция, то есть место в социальном пространстве, наделенное определенным статусом. Позиция может быть как индивидуальной, так и групповой.
Социальный статус - это совокупность прав и обязанностей, социальных ожиданий, форм и объемов материального и морального вознаграждения, устойчивых нормативных форм поведения. Статус формируется с помощью закона, административных актов, обычаев, морали, религии, общественного мнения и т.п.
Индикаторы социального статуса - это показатели вознаграждения или наказания, получаемые субъектом, занимающим данную статусную позицию: степень безопасности физического существования (наличие риска для жизни и здоровья), объем и стабильность дохода, накопленное имущество и капитал, моральное вознаграждение (престиж), условия жизни и труда, перспективы социальной мобильности, удовлетворенность имеющимися условиями.
Социальная роль - это динамический аспект статусной позиции, которая представляет собой целый комплекс ролей. Социальная роль - это набор норм (правовых, административных, моральных, обычаев), определяющих одно из отношений данной статусной позиции. Например, командир взвода в армии - статусная позиция, включающая роль командира по отношению к солдатам, роль однополчанина по отношению к другим командирам взводов, роль подчиненного по отношению к командиру роты и т.п.
Социальное пространство многомерно. Его аналогом может быть шар, рассекаемый многими плоскостями в разных направлениях. Каждая плоскость - это особая социальная структура, состоящая из статусных позиций.
Тем не менее, существует особая формула социального действия в структуре социального пространства, которую можно выразить так: действие - структура – действие.[12]
Социальные структуры задают основные параметры социальному действию. Социальные субъекты действуют в лабиринтах, предписанных им структурами. Однако имеется и обратная связь: социальное действие выступает ядром технологии конструирования социальных структур.
Таким образом, социальная структура - это механизмы поддержания устойчивых форм социального действия, создаваемые в процессе повторения действий. Повторяющиеся действия формируют структуру, которая направляет последующие действия, контролирует их.
Диалектика агента и структуры в наиболее четком и развернутом виде представлена в теории структурации Э. Гидденса. Структура - это набор правил, которые являются одновременно и результатом, и условием действия индивида. Субъект в одно и то же время и создает правила, и воспроизводит их, следует им.
Институты в таком случае выступают как социальные практики, протяженные во времени и пространстве.[13]
Теперь следует раскрыть положение индивида в социальной структуре пространства. Здесь мы имеем дело со статусными позициями.
Статусные позиции бывают индивидуальные и групповые. Как первая, так и вторая позиции занимают в социальном пространстве определенное место, находятся в тех или иных отношениях с другими статусными позициями. При этом групповые позиции бывают разных масштабов и степени сложности. Отношения индивидуальных и групповых статусных позиций, а также групповых позиций разного уровня, следуют закономерностям системы.