С позиций молодых, взгляды на жизнь имеют чаще всего положительный заряд: у этой группы населения все главные свершения впереди, отчего возникает психологическое состояние обращённости в будущее и соответствующее этому состоянию поведение.
Совершенно иначе интерпретируется перспектива жизненной дуги с точки зрения пожилого человека: конец его жизни это уже реальная и близкая перспектива, поэтому вектор интересов смещается на анализирование прошлого, психологическую подготовку к уходу из жизни.
Стереотип старости, сформировавшийся в том или ином обществе, является отражением положения пожилых людей, которые в этом обществе живут. Каждое общество в целом создаёт свой стереотип пожилого человека, черты которого экстраполирует затем на всю категорию пожилого и старческого населения.
Позитивный стереотип. В его основе лежат ценность жизненного опыта и мудрости пожилых людей, потребность в уважении к ним и соответствующей опеке.
Негативный стереотип. На пожилого человека смотрят как на ненужного, лишнего, бесполезного, «нахлебника», а его опыт расценивают как устаревший и неприменимый в настоящий момент[16].
В современном обществе наиболее распространён негативный взгляд на старость. Этому способствует тот факт, что болезненные формы психического старения всегда на виду и встречаются часто, а также то, что практически всегда старение сопровождается физической и психической болезненностью. По существу, как утверждает известный геронтопсихиатр Н.Ф. Шахматов, старость в той или иной мере болезненна всегда[17]. Поборники такого взгляда на старение усматривают в личности старого человека обязательное ослабление интеллекта, памяти, образование характерологических пороков, таких, как скупость, консерватизм, сварливость и пр. Проявление психического упадка находит своё выражение в ограничении круга интересов, пассивности, психической вялости.
Другой крайней точки зрения на старость придерживаются исследователи, склонные восхвалять старость. Основания для этого представляют те наблюдения над стареющими людьми, в которых бросается в глаза несоответствие между духовной и физической эволюцией человека, которые показывают, что регрессивным изменениям подвергается только биологический организм, а духовный и интеллектуальный потенциал не только не снижается, но может даже и возрастать. Иначе говоря, физическое ослабления компенсируется высоким духовным подъемом. Как пишет Н.Ф. Шахматов, нередко пожилые люди говорят, что в старости они впервые переживают чувство удовлетворённости собой и окружающими. При этом они не могут найти лучшего определения для своего состояния, чем счастливое[18].
Таким образом, в среде такого рода пожилых людей наблюдается феномен счастливой старости как формы благоприятного психического старения, когда долгая жизнь приносит новые положительные эмоции. Можно говорить об активном мыслительном процессе у пожилых людей этой группы, направленном на решение вопросов постижения смысла собственного существования, познания самого себя. Результатом такого осмысления является выработка новой ценностной жизненной установки, основу которой составляет полное согласие с самим собой, с внешним миром, с естественным ходом событий.
И, наконец, третья группа исследователей находит в старости как отрицательные, так и положительные моменты. Характеризуя психологическое и физическое старение, они учитывают наличие в процессе старения определённых положительных сдвигов, которые являются компенсаторными или приспособительными в новых условиях жизни. Старые люди имеют реальную возможность в значительной степени развивать многие свои способности и даже проявлять новые.
Какова же роль личности в процессах формирования психо-социального статуса пожилого человека? Каково её влияние на процессы адаптивного (благоприятного) и дезадаптивного (неблагоприятного) старения?
Различные формы поведения пожилых людей в однотипных ситуациях отражают их индивидуальные особенности реагирования на собственное старение. Именно эта психологическая особенность человека определяет его отношение к личным потерям, утрате прошлых возможностей, так же как и новое восприятие окружающего. Личность пожилого человека, претерпевая различного рода трансформации, всё же, при этом, остаётся сама собою, сохраняя индивидуальные черты. В старости не происходит какого-либо изменения личностных характеристик, ни нравственные, ни социальные качества личности не утрачиваются[19].
На неадаптивный процесс старения влияют такие особенности личности, как привычка тормозить своё поведение, преобладание стратегии отказа от решения актуальных задач, от использования благоприятных возможностей. Неадаптивным оказывается процесс старения у людей, которые не смогли развить в себе качества самостоятельности и инициативы, у которых ориентирами организации жизни были в основном указания, мнение окружающих людей. В ситуации отставки они чувствуют себя потерянными, беспомощными и быстро усваивают негативные социально-психологические стереотипы старости.
Из неправильных установок и предпосылок, мешающих пожилому человеку «вписаться» в старость, исходит многообразие индивидуальных типов старения. Американские психологи выделяют следующие варианты:
а) Регрессия – возвращение к прошлым формам поведения, проявляющегося в форме «детского» требования помощи в повседневной жизни, независимо от состояния здоровья;
б) Бегство или изменение места жительства как форма освобождения в трудной ситуации;
в) Добровольная изоляция от окружающих, пассивность и минимальное участие в общественной жизни;
г) Стремление вызвать к себе интерес у окружающих;
д) Попытка включиться в жизнь общества, не взирая на возраст и состояние здоровья, стремление скрыть специфические недомогания[20].
В других случаях поведение пожилых людей определяется бунтом против процессов старения, страхом перед смертью, отчаянными попытками сохранить уходящую зрелость. Часть пожилых людей, напротив, обнаруживают как бы досрочное примирение с фактом старости, будучи в физическом отношении вполне благополучными.
Функции органов досуга в данном аспекте социальной работы заключаются в выявлении лиц пожилого возраста, находящихся в кризисной ситуации, причиной которой стали проблемы психологического порядка, а также в проведении специальных мероприятий, обеспечивающих социально-психологическую адаптацию и реабилитацию тех пожилых людей, которые нуждаются в такого рода помощи.
В идеале органы досуга в тесном сотрудничестве с органами федеральной, региональной и муниципальной власти должны вести просветительскую деятельность, как в среде представителей старшего поколения, так и в среде близких к ней возрастных групп с целью профилактики всевозможных осложнений, связанных с психологической неподготовленностью отдельных личностей к социальной роли пожилого человека.
Таким образом, насколько адаптивной, успешной будет жизнь человека в старости, определяется тем, как он строил свой жизненный путь на предшествующих стадиях. В этом смысле очень важно, что человек несёт в себе, какова его система жизненных ценностей, установок, всего внутреннего строя личности. Для того, чтобы работать с пожилыми людьми, нужно знать их социальное положение (в прошлом и настоящем), особенности психики, материальные и духовные потребности, и в этой работе опираться на науку, данные социологических, социально-психологических и других видов исследований.
1.3. Старость как социальная проблема
Проблема старения человека является той проблемой, которая затрагивает каждого в равной степени и в любом возрасте. С какими проблемами сталкивается пожилой человек в современном обществе, и с какими проблемами сталкивается общество при решении вопросов, связанных с пожилыми людьми?
Во-первых, это проблемы экономического порядка. Пожилые люди в силу объективных причин в подавляющем большинстве являются нетрудоспособными, а потому возникает проблема их материального обеспечения. Во-вторых, это проблемы нравственных взаимоотношений как пожилого человека с обществом, так и общества с пожилыми людьми. В-третьих, это круг вопросов, связанных с решением проблем ослабленного здоровья пожилых людей. В-четвёртых, немаловажным является решение проблемы досуга, культурно-нравственной востребованности пожилых людей, рекреации, адаптации пожилого человека, ещё недавно принадлежащего к трудоспособной возрастной когорте, к новой социальной роли. Разумеется, в разных странах, в различных культурах все эти проблемы разрешаются по-разному.
В современном обществе успешно существует и развивается специальная наука геронтология[21], изучающая феномен старения и все те проблемы, явления, которые с этим феноменом связаны. Также существует специальная профессия – геронтолог, носящая медико-социальный характер. Главной задачей геронтолога является специализированный подход к решению медико-психологических проблем, возникающих у пожилых людей. Решением социально-медицинских проблем пожилых людей занимаются социальные геронтологи[22].
Перед современной Россией, как и большинством индустриально развитых стран, в ХХ веке остро встала проблема роста доли людей пожилого возраста. Это связано с двумя основными причинами: увеличением средней продолжительности жизни населения и резким сокращением рождаемости.
В индустриально развитых странах происходит резкое снижение естественного воспроизводства населения, т.е. количество рождающихся детей не восполняет естественных пропорций демографической стабильности общества, что приводит к сокращению доли молодого поколения по отношению к доле людей старшего возраста. Подобные тенденции характерны для подавляющего большинства современных индустриально развитых обществ. Рост уровня жизни приводит к тому, что люди начинают по иному относиться к проблеме воспроизводства населения. Интересы людей в подобных обществах переносятся с проблемы количества (главное – больше детей в семье) на проблему качества (главное – в каких условиях будут жить дети или ребёнок), следствием чего является ситуация, когда подавляющее большинство семей имеют либо одного, либо двоих детей.