Активистки женского движения выступают против сексизма в общественной сфере, против стереотипов гендерных ролей, укоренившихся в сознании на протяжении многих десятилетий и возрожденных появлением рыночной экономики. Одно ясно - нет недостатка в проблемах, с которыми сталкиваются российские женщины, борющиеся за выживание в переходный период, за сочетание обязанностей по работе вне дома с полной ответственностью за детей и домашнюю работу. Оба эти интереса - ключ к росту самосознания женщин. Проблемы выживания и трудности сочетания семейных обязанностей и работы вне дома - круг тем, на базе которых можно добиваться расширения социальной базы движения, увеличения информированности населения о женском движении, строительства моральной (и возможно материальной) поддержки для самого движения.
Сегодня российскому женскому движению необходимо осознать настоятельную необходимость привлечения женских масс к движению, создания его широкой социальной базы, преодоления изоляции от широких слоев женского населения и выхода движения за рамки "элитного протеста" отдельных женских групп и объединений.
Активное ядро женского движения осознает настоятельную необходимость постановки и реализации такой задачи. Некоторые подвижки в этом направлении уже наметились: налаживается сотрудничество женских объединений с профсоюзами. Активистки российского движения обдумывают необходимость прагматической поддержки политиков, программы которых объективно способствуют улучшению статуса российских женщин, и работу по "выращиванию" своих лидеров, необходимость обучения тому, как работать с разными политическими силами, действовать в поле реальных политических процессов и заниматься просветительской деятельностью среди молодежи.
Одновременно российское женское движение становиться неотъемлемой частью международного движения, играющего все более заметную роль на мировой арене в определении хода исторического развития. Именно международная солидарность женских объединений обеспечивает интеллектуальные связи, финансовую поддержку и даже уровень внутренней законности для активистов в России.
Глава 3. Необходимые условия для активизации женского движения
В современной России происходит усиление гендерной стратификации (социального неравенства по признаку пола).
Существует формальное (юридическое) признание равенства прав мужчин и женщин, но не разработаны механизмы, ведущие к реализации этого равноправия в реальной жизни.
Гендерная стратегия России находится в стадии формирования. Существующие на сегодняшний день документы носят декларативный характер, так как отсутствует единая концептуальная основа ее разработки, нет взаимосвязи типа социальной политики и реализуемой модели достижения гендерного равенства[1,c.222].
Традиционные гендерные представления, существующие у отечественных государственных служащих как членов общества, вступают в противоречие с политикой усиления женщин и проведения позитивной дискриминации, рекомендуемой международными документами в области гендерных отношений, это оборачивается выхолащиванием их практической деятельности в области гендерного равноправия.
Из всех предлагаемых мер позитивной дискриминации отечественный законодатель выбирает только те, которые направлены на совмещение занятости и материнства. Но не дополненные практикой формирования эгалитарных гендерных представлений эти меры с необходимостью приводят к усилению социального неравенства по признаку пола[8,c.276].
Гражданское общество России пока не участвует активно в становлении недискриминационных, неиерархических гендерных отношений, так как основной субъект этого процесса - женское движение и женские общественные организации еще не сформировали единое идеологическое пространство своей деятельности. Идеология современного отечественного феминизма и российская гендерная теория находятся в стадии становления, идет активный процесс переработки западных концепций, восстановление, переосмысление и творческое развитие идей русского и раннесоветского феминизма, создание новых форм взаимодействия с практиками российского женского движения.
Одним из реальных способов преодоления декларативности гендерной стратегии может стать включение во взаимодействие «теоретики - практики женского движения» представителей органов исполнительной власти. (тем более, что женщин там достаточно, особенно на нижних ступенях управленческой иерархии).
Краткий анализ женских движений.
Сильные стороны:
· Осознание собственной субъектности на общественной арене.
· "Актуальность женского движения" признается не только сами его субъектами, но и оппозиционными, контр-элитными политическими субъектами. Реальная политическая активность женщин проявляется в работе реально действующих женских неправительственных организаций, в растущем самосознании женщин.
· Идейная преданность, ортодоксальное постоянство ядра женского движения, лидеров НПО.
· Коммуникация с элементами институционального механизма по улучшению положения женщин в лице Нацкомиссии по делам семьи и гендерной политики (в центре и в областях).
· Взаимопонимание и сотрудничество женского движения с международными организациями, стремление к построению партнерских, а не вассально-патронатных отношений с ними.
· Специализация, профессионализация, компетентность ядра женского движения.
Слабые стороны:
· Утрата энергии, стагнация.
· Малочисленность женского движения.
· Не участвует молодежь.
· Финансовая нестабильность.
· Слабое осознание феминистской предыстории.
· Отсутствие референции "женское движение - коллективный женский или феминистский субъект".
· Слабый или несформированный интерес к политике и др.
Препятствияте же, что и всегда: патриархальное общество и укоренившиеся стереотипы.
Потенциал воздействия женских организаций на общество и государственные институты таков, что их можно отнести к одному из важнейших центров сил влияния, а значит – и к разряду мощных инструментов социального управления. Женщины сами по себе, а их объединения, тем более, способны сделать то, чего нельзя сделать ни одним другим признанным способом управления. Эту специфику, безусловно, учитывают политики, когда призывают женщин объединяться под флагом какой-либо идеи в различного рода ассоциации «социальной направленности», ассамблеи «матерей мира», дамские попечительские советы или амбициозного характера клубы «деловых леди»[4,c.156].
В настоящее время доля женских общественных организаций в ряду других значительно возросла. Более того, активность такого рода организаций часто гораздо выше, чем даже у профессиональных объединений. Причем, к женским организациям целесообразно отнести и те, что по составу не являются чисто женскими, но имеют управленческую верхушку, возглавляемую женщинами.
Возрастание женского влияния на фоне социальной «инфантильности» мужской власти трудно переоценить. «Отголоски» преимущественно «женского» образования и воспитания в настоящее время проявляются через специфику всего комплекса социальных проблем, но, прежде всего – связанных с такими феноменами, как толерантность, общественная инициативность и гражданская дееспособность. То есть – основами рефлексии управления, формирующими характер реакции общества на управляющее воздействие[2,c.78].
Женские общественные организации, в силу специфики системы ценностей и целеполагания, присущих женщинам, находятся на острие решения наиболее актуальных социальных проблем. Наиболее существенными, в период современного кризиса управления, стали являться проблемы выживания, адаптации, поддержание жизнеспособности и сохранение здорового генофонда нации. Проблемный спектр определил как области интересов женских общественных организаций (образование, оздоровление, экология и др.), так и новые сферы деятельности (общественная и государственная политика, законодательство, экономика и пр.).
Участие женщин в вопросах управления (как на государственных постах, так и в общественной сфере) позитивно сказалось на изменении социальной ситуации. В мировой практике социального управления все чаще проявляются случаи назначения женщин на высокие посты управления государством, причем даже на такие традиционно «мужские» должности, как стратегическое руководство или управление военной сферой.
Социальное признание на государственном уровне (несмотря на трудности самореализации женщин в ипостаси государственного чиновника высокого ранга) является стимулирующим фактором для активизации женских общественных организаций в политической сфере. Особо следует здесь отметить возникновение ряда самостоятельных «женских» партийных образований, преследующих цели продвижения лидеров-женщин во властные структуры[2,c.81].
Еще одним феноменом российской реальности стало такое явление, что именно женские общественные организации, взяв на себя роль защиты интересов индивидуумов перед государством, стали по существу одним самых мощных и действенных инструментов социального управления и влияния на государственную власть. Из наиболее известных российских можно назвать «Комитет солдатских матерей», «Движение женщин России», Организацию «КонверсияиЖенщины» ит.д. Средимеждународныхизвестнытакиекак «National Federation of Republican Women», «League of Women Voters of California» идр.