Социальная интеграция молодежи в социально-экономических условиях индустриального и информационного развития человеческой цивилизации XXI века оказывает заметное влияние на демографическую тенденцию и планирование брачно-семейных отношений. Создается значительная невостребованность молодых людей, престижные вакансии заняты и нет потребности в численном пополнении населения, поэтому рождаемость падает как запрограммированная функция общественного устройства индустриального общества. Происходит не просто понижение воспроизводства населения до заданной природной оптимальностью способности к удовлетворению потребностей человечества, но достаточно резкое и заметное падение рождаемости, когда людей становится меньше, чем в предыдущие, даже недавние, исторические эпохи, что выражается в превышении смертности над рождаемостью и отрицательных показателях демографического баланса. Данная зависимость ярко проявляется в неравномерности демографической ситуации в разных странах и регионах мира.
Необходимость разработки данной концепции детерминируется рядом объективных и субъективных факторов.
Во-первых, молодые семьи составляют значительную часть российских семей. К 2006 году их насчитывалось более 6 миллионов (около 20 миллионов граждан России). Следовательно, формирование государственной политики в отношении молодой семьи призвано охватить значительную часть населения страны, развитие которой обусловлено состоянием именно молодых семей. Стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции заставят общество уже в ближайшем будущем предъявить к сегодняшним молодым семьям повышенные требования: молодежь станет основным трудовым ресурсом страны, ее трудовая деятельность, в большей степени, чем ее родителей, станет источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и пожилых поколений.
Во-вторых, выделение молодых семей в отдельную категорию позволит детально изучать проблемы жизнедеятельности молодого поколения, будет способствовать более эффективному и адресному решению проблем жизнедеятельности молодой семьи, что призвано улучшить демографическую ситуацию в Российской Федерации. Именно молодежь и молодые семьи являются ведущей силой в реализации практически всех Приоритетных национальных проектов России.
В-третьих, практика показывает, что семьи создаются в молодые годы (ориентировочно средний возраст вступления в брак - 22,2 лет для женщин и 24,4 лет для мужчин, 70% заключаемых браков - первые). Этот возраст характеризуется становлением мировоззренческих позиций и ценностных ориентации молодежи, в том числе - ориентации на устойчивую и благополучную семью, на ответственное родительство и ценности семейной жизни. Утверждение этих позитивных ценностей и установок - задача государственной молодежной семейной политики [Шестой ежегодной демографический доклад», ЦДЭЦ ИНП РАН, 1999, с. 29].
В-четвертых, статистика свидетельствует, что молодая семья менее устойчива (1/3 всех разводов приходится на семьи, существующие менее года, и еще 1/3 - с брачным стажем от года до пяти лет; вероятность развода лиц до 20-летнего возраста в два раза выше и наиболее чревата для семьи, детей, самого института семьи). Выделение молодых семей в самостоятельную социальную группу и формирование государственной политики по отношению к ним как части государственной семейной политики будет способствовать повышению устойчивости молодых семей за счет реализации комплекса мер такой политики.
В-пятых, деторождение, а, следовательно, будущее нации в основном связано с молодой семьей (3/4 общего числа детей - у родителей моложе 30 лет). Меры, предусматриваемые государственной политикой в отношении семей в целом, в преобладающем числе ситуаций и в значительном объеме относятся, прежде всего, к молодым семьям. Эти меры ориентированы на решение проблем демографической ситуации в стране, что определяется стратегическим курсом государства, в этой части отраженным в Послании Президента Российской Федерации.
В-шестых, молодые семьи находятся в более сложном материальном положении, нуждаются в государственной и родительской поддержке, они, как правило, не имеют жилья и не обзавелись домашним хозяйством, обладают повышенными запросами духовного развития.
В отличие от молодежи наиболее развитых стран, возраст вступления которой во взрослую жизнь объективно повышается, российская молодежь вынуждена вступать в социально-экономические отношения значительно раньше. В этой ситуации необходимо обеспечить молодой семье такие условия ее жизнедеятельности, при которых она, опираясь на собственный потенциал, получая стратегическую поддержку со стороны государства и общества, станет способной самостоятельно реализовывать все свои социальные функции и репродуктивные установки. Новые условия потребуют от каждого молодого человека и его семьи мобильности, поиска новых нестандартных индивидуальных вариантов построения своей жизни. Сочетание первичной государственной поддержки молодых семей с развитием их самостоятельности в решении проблем жизнедеятельности должно стать основой общества будущего. Эта поддержка предусматривает, прежде всего, формирование и реализацию государственной политики в отношении молодой семьи.
Социальная готовность к созданию семьи — это, прежде всего готовность морально-нравственная. Она состоит в том (по Т. Гергишанову), что каждый юноша, каждая девушка должны сформировать в своём сознании нравственный идеал семьи, понимание её ценности и необходимости [10, с.48].
А. И. Антонов, В.М. Медков, А. Г. Вишневский, Л. Е. Дарский, А. А. Клепин в своих работах обращают внимание на тот факт, что социологический подход указывает на наличие противоречий в общественной жизни, которые снижают возможности полноценного функционирования семьи как социального института, приводят к демократизации и либерализации семейных отношений, вызывают трансформацию традиционных ролей в семье [10, c. 55].
Современная семья постепенно утрачивает роль общности, функционирующей на основе четко заданных норм и образцов поведения.
Происходит отказ от жесткой регламентации брачно-семейных отношений, меняются представления о типично мужских и женских ролях, об ориентациях и ожиданиях, связанных с браком, в целом о роли семьянина.
Семьянин − одна из традиционных социальных ролей личности, которая реализуется в семье и предполагает нормативно одобренные формы поведения в рамках семьи, ожидаемые от индивида.
Социальный идеал семьянина − это существующий в общественном сознании образ человека, который характеризуется высокой степенью ответственности за семью и ее членов, развитыми способностями и умениями, необходимыми в семейной жизни, гибкостью в семейном общении. Будучи культурно-детерминированным, социальный идеал семьянина базируется на основополагающих семейных ценностях данной культуры и отражает представления личности о самореализации в семье, в соответствии с личностной системой потребностей и ценностных ориентаций.
Высокий уровень эмпатии, взаимоуважение и принятие, полную интимность и другие ценностные стороны семейной жизни невозможно достичь, не имея соответствующего опыта, подготовленности к браку и не прилагая довольно больших усилий. Поэтому в ситуации кризиса семейных отношений, приоритета личных интересов над семейными, социально – психологическая готовность к созданию успешной модели семьи будущего семьянина частично может «смягчить» социально-психологические проблемы современной семьи [17, c. 15]
Психологическая готовность к созданию семьи – это наличие развитых навыков общения с людьми, единства или схожести взглядов на мир и семейную жизнь, умения создать здоровый морально-психологический климат в семье, устойчивости характера [16, c. 52].
Результаты эмпирических исследований добрачного поведения молодежи, проведенных Т. А. Гурко, Н. П. Ивченковой, Г. А. Навайтис, А. Н. Обозовой, Т. И. Пуховой, В. А. Сысенко, Н. Ф. Федотовой, Т. И. Юферевой, позволяют констатировать, что наиболее активно процесс самоопределения и самоосознания себя как будущего семьянина происходит в подростковом и раннем юношеском возрасте. И. В. Дубровина, В. А. Ковалев, В. А. Сысенко указали, что именно в этот период формируются такие психологические новообразования, которые являются важнейшими для будущего семьянина: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы и желания других людей, направленность на другого человека.
Глубоко была изучена проблема готовности к браку и семейной жизни (И. В. Гребенников, С. В. Ковалев, Б. С. Круглов, Е. И. Зритнева). Готовность к тому или иному виду деятельности, в том числе семейной деятельности, рассматривается как целенаправленное выражение личности, включающее ее убеждения, взгляды, мотивы, отношения, чувства, волевые и интеллектуальные качества, знания, навыки, умения, настроенность на определенное поведение (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович). Подчеркивается, что «готовность к семейной жизни» как личностное образование, является сложным, динамичным, многогранным по содержанию и формам проявления и представляет собой «ядро» личности семьянина.
Готовность к семейной жизни, как ядро личности человека-семьянина, выступает главным критерием создания успешной модели семьи. Следовательно будущие супруги должны обладать:
а) совокупность свойств личности, необходимых и достаточных для успешного выполнения роли супруга и родителя, вытекающих из сущности и функций семьи;
б) структура готовности к семейной жизни − иерархия, субординация психологических, психофизиологических, социальных и других свойств, существенно значимых для семейной деятельности.
Выстраивая модель готовности к семейной жизни, необходимо исходить из того, что эта готовность не набор психических функций, а целостная система свойств личности. Готовность к семейной жизни − результат действия разносторонних факторов ее развития. Сама же роль семьянина или семейная деятельность выступает как функция целостной личности, успешность осуществления которой зависит от готовности к выполнению и других функций: трудовых, нравственных, коллективистских, интеллектуальных, познавательных [16, c. 42]