Многосторонность обязанностей семьянина обусловливает включение в состав готовности разноуровневых характеристик личности: от элементарных практико-прикладных знаний и умений до стержневых качеств личности, таких, как ее отношение к семье как социально-личностной ценности, ценностные ориентации, регулирующие выполнение роли семьянина, семейно-брачные потребности, мотивы семейного поведения.
В связи с этим в структуре готовности к семейной жизни необходимо выделить два уровня: уровень системных качеств, характеризующих готовность к семейной жизни в целом, в ее существенных чертах; и уровень функциональных свойств, характеризующих отдельные компоненты выполнения роли семьянина. Разумеется, различие их не абсолютно.
Некоторые функциональные свойства, приобретая регулирующую роль по отношению к семейной деятельности, тем самым поднимаются на системный уровень.
Данное качество — готовность к созданию семьи — проявляется у старшеклассников в их взаимоотношениях между собой как противоположных полов, в представлениях ими о степени совпадения какими должны быть современные жёны и мужья, что входит в круг их семейных обязанностей, т. е. от того, насколько совпадают социальные — ролевые представления подростков противоположного пола друг о друге [13, с. 183].
Анализ многочисленных исследований по данной проблеме приводит к выводу, что одной из важнейших задач при формировании у подростков готовности к созданию семьи является развитие у них коммуникативных качеств. Коммуникативные свойства личности, её способность к эмоциональному сопереживанию и душевной открытости во многом зависят от дружеских отношений с лицами противоположного пола.
Анализ специальной литературы и личные наблюдения за подростками позволили выделить три уровня проявления коммуникативной готовности к созданию семьи.
1. Уровень отсутствия коммуникативной готовности к созданию семьи прослеживается чаще у детей с какими — либо отклонениями как в физическом, так и умственном развитии. У таких подростков отсутствует потребность в межличностном общении. И, как правило, не интересует их внешний вид. Дети, находящиеся на этом уровне, обычно замкнуты, застенчивы, спокойны, равнодушны к окружающим. Они имеют, какие — либо комплексы. Такие подростки в основном не имеют друзей и подруг. Они не могут общаться не только со своими сверстниками, но и с людьми старше их. Эти подростки не интересуются проблемами пола.
2. Подростки, находящиеся на уровне начала проявления коммуникативные готовности к созданию семьи, как правило, способны эффективно общаться с представителями противоположного пола своего возраста. Но иногда бывают периоды замкнутости. Некоторые из таких подростков могут находить общение и с подростками старшего возраста. Время от времени у рассматриваемых на данном уровне детей возникают противоречия в их поведении и общении с окружающими. Они могут обидеть (физически), оскорбить (словесно) представителей противоположного пола. Чаще всего в основе этого агрессивного поведения лежит неравнодушное отношение к лицам противоположного пола. И «агрессия» для подростков есть наиболее доступный способ привлечения внимания, нормальная форма сексуального поведения для данного возраста. Такие дети, как правило, энергичны, раскованны в своём общении и поведении.
3. У подростков уже сложившегося уровня коммуникативной готовности отсутствуют, какие — либо затруднения в общении с одноклассниками, друзьями и подругами. Такие подростки проявляют некие симпатии к представителям противоположного пола, оказывают какие — либо знаки внимания по отношению к ним. Эти дети почти всегда пользуются признанием среди своих сверстников. Они всегда аккуратны и опрятны внешне. Подростки, как правило, самостоятельны и уравновешенны.
Здесь возникают определенные методологические сложности. В контексте культурно-исторической психологии на семью могут быть распространены идеи С. Л. Выготского о "совмещенных психологических системах", т.е. не только мать и дитя могут быть поняты как особое системное образование, но муж и жена, а также муж, жена и дети. [4, c. 52]
Взгляд на семью как совмещенную социально - психологическую систему, где в результате взаимодействия супругов происходит перестройка ценностно-смысловых составляющих образа мира в процессах персонализации и персонификации, позволяет выделить ее в качестве предмета социально - психологического исследования.
Становление жизненного мира (многомерного мира) человека на протяжении всей жизни предполагает наличие другого. На ранних этапах онтогенеза роль другого выполняет близкий взрослый, который образует с ребенком единую психологическую систему, где взрослый и ребенок образуют своеобразное единство: первоначально беспомощный ребенок за счет ухаживающего взрослого включается в социальную ситуацию, контакт ребенка с действительностью "оказывается целиком и полностью социально опосредованным" [Л. С. Выготский 4. c. 55]. При этом на последующих этапах онтогенеза, когда личность функционирует самостоятельно и автономно, значимость другого все также сохраняется, меняя при этом свое значение. Еще Л. С. Выготский писал, что "через других мы становимся сами собой", а также "личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет для других". Тем самым подчеркивается роль другого в культурном становлении человека. По нашему мнению, два суверенных человека, выступая как партнеры, осуществляют взаимодействие, равноправный диалог. Роль этого взаимодействия, диалога - формирование общности, некого единства, которое имеет основную функцию – развивающую. Только общающиеся имеют возможность установить тесные связи друг с другом, сохраняя при этом свою самостоятельность, т.е. превратиться "из двух разрозненных "Я" в единое "Мы", сохраняя при этом свое индивидуальное своеобразие, свою уникальность [4, c. 70].
Согласно системному подходу, А. Н. Аверьянов, Е. Н. Князева, В. Е. Клочко, А. А. Митькин, В. С. Степин, К. Майнцер, взаимодействие супругов как равноправных партнеров порождает семью, "живую общность, сплетение и взаимосвязь двух и более жизней, их внутреннее единство при внешней противопоставленности" (В. И. Слободчиков). Результатом этого единения, общности, строящейся во взаимодействии двух людей, является "организованное и дифференцированное целое" (Б. Ф. Ломов), "общий фонд ценностей" (Л. И. Анцыферова), "производство индивидами их общего" (А. В. Петровский), "превращение состояния в их общее достояние" (М. С. Каган), "идеальный продукт взаимных усилий" (К. А. Абульханова-Славская), создание "пространства совместимости" (Н. В. Бариленко). Таким образом, результатом взаимодействия является своеобразная новая реальность, являющаяся неким общим пространством для взаимодействующих сторон. Взаимодействие имеет свой порождающий эффект, результатом которого – "новая реальность, совместного бытия двух противоположных начал в едином" [12, c. 56].
Дальнейшее усложнение системной организации совмещенного слоя бытия супругов происходит в процессе взаимодействия, который характеризуется двумя основными взаимосвязанными, но противоположно направленными механизмами:
- персонализацией как процессом трансляции, передачи ценностно-смысловых характеристик того, что составляет пространство собственного жизненного мира;
- персонификацией как процессом порождения личностных ценностей за счет проникновения к смыслам и ценностям другого человека в собственный образ мира [В. Е. Клочко 11, c. 10].
Таким образом, процессы персонализации и персонификации как механизмы трансформации ценностно-смысловых составляющих жизненных миров супругов, идущие между супругами, обеспечивают расширение совместного, совмещенного пространства, создавая возможность для упрочнения общности супругов. В результате персонализация выступает в качестве показателя степени открытости супругов, в силу чего семья оказывается открытой не только в социальный мир, но и в мир культуры, открытый партнером, что обеспечивает семье потенциал саморазвития как самоорганизующейся системе.
Принимая во внимание, что семья – это самоорганизующаяся, нелинейная, открытая система, образованная на первом этапе супругами, а позже и детьми, успешное функционирование семейной системы будет возможно при постоянном согласовании систем ценностей супругов. Следовательно, согласование ценностных координат жизненного мира супругов будет проявляться в динамике общих семейных ценностей, которая, согласно принципам самоорганизации, может проявляться как в количественном, так и качественном изменении данного образования.
Здесь возникает еще один вопрос об устойчивости семьи как системы. Предлагаемое в классической психологии понимание устойчивости как факта сохранности семьи или как успешного функционирования семьи не позволяет согласиться с позицией выдвинутых ранее принципов самоорганизации семьи как системы. Новое понимание устойчивости семьи как системы можно отметить в психотерапевтической научной литературе.
Успешная модель семьи предполагает:
- развитие способностей изменяться, совершенствоваться, перестраивать отношения с учетом новых обстоятельств и зрелости членов семьи [14, c. 20]; развитие человеческой потребности в совершенствовании, в актуализации самого себя, в личностном росте [17, c. 45]; признание собственных ресурсов [4, c. 10];
- ориентирование семьи на изменения (рост), на открытые социальные связи, наполненные позитивными установками [17, 19];