ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Проблемы и перспективы социальной работы с молодыми семьями в сельской местности
2010
Оглавление
Введение
Глава 1. современные социальные проблемы молодых Семей проживающих в сельской местности
1.1 Понятие семьи и ее функции
1.2 Состояние современной семьи
1.3 Социальные проблемы молодых семей, проживающих в сельской местности
Глава 2. Социальная работа с семьей
2.1 Социально - психологический подход к исследованию семьи
2.2 Организация социальной защиты семьи в России
2.3 Социологические методы исследования изучения молодых семей проживающих в сельской местности
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ СЕМЬЯМИ СЕЛА ВОРОНОВКА
3.1 Общая характеристика с. Вороновка Шегарского района Томской области
3.2 Анализ социальных проблем молодых семей проживающих в селе Вороновка
Заключение
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования определена, что проблема становления, устойчивости семьи – одна из основных проблем современного общества. Семья, семейные отношения, супружеские отношения были и остаются объектом изучения разных наук: философии, психологии, педагогики, социологии, демографии и многих других. Такое внимание к семье, ее становлению и распаду, обусловлено огромным ее значением как социального института, определяющего не только образ жизни людей, но и качество потомства, здоровья нации и государства, а также постоянно растущей актуальностью социального заказа, ведь усиление дестабилизации семьи отмечают практически все исследователи проблемы. Следует отметить, что поддержка, забота о семье является важнейшим направлением социальной политики как Российской Федерации, так и региональной социальной политики Томской области. Актуализация проблем семьи приводит к разработке и внедрению комплексных программ, направленных на социальную, психологическую, медицинскую поддержку семей. Одна из проблем при разработке таких программ возникает в связи с отсутствием единой психологической концепции, единого теоретического подхода к семье и происходящих в ней процессов, механизмов, обеспечивающих ее стабильность и устойчивость.
Семья есть важнейший институт социализации личности, исторической трансляции культурных, этнических, нравственных ценностей. «Семья - ближайшее и самое дорогое для нас отечество; пространственно – это место самых горячих связей; духовно - это место совершенного идеализма…», т.е. благодати, бескорыстия, - заметил русский философ В.В.Розанов, считавший семейный вопрос наиважнейшим в общественной жизни.
Характер такого сложного человеческого и социального явления как семья определяется не только внутрисемейными отношениями, но и общественно- экономическими, историческими, национальными и другими условиями. Семья развивается и изменяется вместе с обществом, оставаясь наиболее устойчивым и консервативным его элементом. В настоящее время изменения социокультурных условий резко усугубляют противоречия между семейными и внесемейными отношениями, которые нередко определяются как «ценностный кризис семьи».
Общество заинтересовано в духовно прочной семье, способной вырастить биологически и нравственно здорового ребенка. Физическое, социальное, нравственное здоровье подрастающего поколения – это и здоровье нации в целом. Именно в семье формируются основы личности гражданина, его ценностные установки и ориентации, содержание которых отвечает потребностям социально справедливого, правового и экономически эффективного общества. Семья еще до недавнего времени служила организующим началом в выполнении индивидом собственно основных семейных функций, являлась источником овладения человеком некоторых трудовых навыков и умений, что гарантировало успешную адаптацию в социуме.
Цель дипломной работы исследовать социальные проблемы молодых семей в сельской местности и перспективы социальной работы с ними на примере села Вороновка.
Гипотезой исследования является предположение о том, что большинству молодых семей, проживающих в сельской местности, необходима социальная помощь для решения социальных проблем.
Таким образом, объектом нашего исследования является молодая семья, проживающая в сельской местности
Предметом исследования являются социальные проблемы, с которыми сталкивается молодая семья в сельской местности.
Степень разработанности проблемы. Семья с древнейших времен являлась предметом пристального внимания философов, историков, демографов, социологов и др. Семья и семейные отношения в исследовательских работах рассматриваются по нескольким векторам.
Исторический путь развития форм брачно-семейных отношений как структуры, воспроизводящей человека как биологическую особь. Список наиболее значимых работ в этой области открывается работами И. Бахофена "Материнское право" (1861г.), Л.Моргана, Д.Мак-Леннана, Ф.Энгельса, Э.Вестермарка. Среди отечественных исследователей необходимо назвать в первую очередь Ю.И. Семенова, Л.А. Файнберга.
Среди современных исследований института семьи особо хотелось бы выделить работы А. Антонова и В. Медкова, которые уделяют в свои работах пристальное внимание социологии семьи. Среди отечественных авторов можно так же выделить работы И. С. Григорьева, Р. С. Немова, Р. В. Овчаровой, Л. С. Выготского,и других авторов.
Научная новизна и теоретическая значимость результатов дипломного исследования заключается в анализе и теоретической разработке молодых семей, проживающих в сельской местности. Показана необходимость рассмотрения и изучения социально – экономических проблем молодых семей, проживающих в сельской местности.
Практическая значимость данной работы заключается в разработке инструментария (анкеты) позволяющего изучать социальные проблемы молодых семей, проживающих в сельской местности.
Семья - одна из первых исторических форм социальной общности людей и социальных отношений, элемент структуры общества, его "ячейка". Сложность научного определения семьи как социального образования обусловлена ее многотысячелетней историей, недостаточной научной исследованностью человеческих сообществ и этапов их развития в разных уголках нашей планеты, многочисленными научными походами в ее изучении. Семья как древнейшая человеческая система имеет исторически определенную и изменяющуюся форму отношений между супругами, между родителями и детьми, родственниками. Общей макротеории семьи в строгом ее понимании не существует именно в силу чрезвычайной сложности и многогранности этого социального объекта. Существуют различные направления и подходы при ее анализе. Одними известными мыслителями и учеными семья рассматривалась с биологизаторских позиций (Платон, Аристотель, Кант, Фихте и др.), другими - с эволюционистских (Й. Бахофен, Дж. Мак-Леннан, Л. Морган, Ф. Энгельс, М. Ковалевский, С. Шпилевский, Л. Штернберг и др.). Среди самых известных подходов к изучению семьи: культурологический - К. Циммерман, М. Мид; структурально-функциональный - Э. Дюркгейм, У. Огборн, Т. Парсонс; интеракционистский - Ф. Ле-Пле, Э. Берджесс, Ч. Кули, Ф. Знанецкий, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Дж.Г. Мид и др.; конфликтологический - К. Маркс, Ф. Энгельс, Хартманн, Софилиос-Ротшильд и др.; институциональный и групповой - А.Г. Харчев, М.С. Мацковский, Н.Г. Юркевич и др. Каждый из подходов имеет свои изъяны и ограничения. Проблема понимания семьи как целостного явления состоит в адекватности применяемых концепций и терминологии. Необходимо наличие таких концептуальных конструкций, которые способны зафиксировать характер и степень реализации общественных функций семьи на макроуровне в зависимости от внутригруппового взаимодействия членов семьи, которые одновременно стремятся удовлетворить и свои личные потребности (А.И. Антонов, В.М. Медков). Этому может соответствовать системный подход (Мацковский М.С., Антонов А.И., Медков В.М.) [8. c. 5]. Рассмотрение семьи как системы предполагает ее анализ на макро- и микроуровнях в пространственном и временном континууме. Однако это перспективная цель, чрезвычайно сложная и осуществимая лишь общими усилиями многих специалистов и ученых, для достижения которой необходимо решить очень многие методологические и методические задачи.
Родительство и родство - специфическая форма отношений, присущая семье, и имеющая как биологическую, так и социальную основу. Связь, возникающая в результате рождения нового человека, имеет биологическую природу и является естественной. Но если биолого-генетические связи между людьми существуют независимо от того, знают о них люди или не знают, то социально-родственные связи существуют только потому, что проходят через сознание людей [Ю.И. Семенов 10, c. 25]. Таким образом, наличие прав и обязанностей между родственниками свидетельствует о социальном характере их связи, обусловленности ее социально-экономическими отношениями. Биологическое и социальное родительство, как отцовство, так и материнство, дублируется только в обществах с моногамным браком. В ранних обществах при групповом браке наблюдалось разделение биологического и социального материнства. Дети, родившиеся от разных женщин, но принадлежавшие одному роду, вскармливались и воспитывались всеми женщинами совместно, которые выступали в этом случае в качестве общественных матерей. Мать была естественной кормилицей. Социальные отношения по содержанию детей матерью были биологически обусловлены. И понятие о матери возникло как понятие о кормилице [Ю.И. Семенов 10, c. 25]. У. Риверс, исследовавший дуально-родовую организацию, пришел к выводу, что родство, которое исследуется этнографами, является социальным отношением, и его нельзя путать с биологическим родством. Понятие об отце также возникло как понятие о кормильце детей. Понятие "отец" совпадало с понятием "муж матери", но не как с ее сексуальным партнером, а с тем, кто поддерживал ее экономически. Биологическое отцовство, или так называемое породительство, обществом во внимание не принималось и поэтому не имело общественного значения [Ю.И. Семенов 10, c. 28]. По данным исследования П.А. Лавровского в 1869, во всех индоевропейских языках первоначальным смыслом слов, обозначающих отца, было не породитель, а кормилец. Общество не могло бы полноценно развиваться, если бы заботы о потомстве несли только женщины. Ю.И. Семенов [10, c. 30] указывает на то, что во многих современных обществах существует линейно-степенное родство, а, следовательно, и линии происхождения, которые связывают человека с обоими родителями и их родственниками. Биологическое отцовство стало выступать в качестве и социального лишь тогда, когда мужчина стал единственным кормильцем семьи. Это было связано с возникновением и распространением моногамного брака. Необходимость содержать потомство обусловила стремление мужчины знать наверняка, что он является биологическим отцом каждого ребенка, в отношении которого он должен нести социальную ответственность. Дети, рожденные вне брака, мужчинами не поддерживались.[7, c. 150]