Перечисленные институты обеспечивали баланс между частными интересами и общими, причём как правило за счёт подчинения первых последним. В сфере предбрачного, брачно-семейного, сексуального и репродуктивного поведения индивидов это выражалось в постоянно растущей численности населения, т.е. приоритет всегда отдавался репродуктивной социальной функции института семьи по отношению к репродуктивной индивидуальной или потребности в детях общества по отношению к аналогичной потребности отдельной личности или семьи.
Гораздо сложнее обстоит дело с функцией социального контроля в указанных сферах в современном обществе, поскольку подход к её рассмотрению и оценке целиком зависит от подхода к рассмотрению семьи. В частности, с точки зрения идеологии модернизации данная функция в любой из индустриально развитых западных стран эффективно выполняется по крайней мере институтом государства, поскольку социальная политика последнего, как уже говорилось, ориентирована на подчинение общих интересов частным, стимулирование максимальной нуклеаризации семей, уменьшения их размера, поддержку всевозможных «адаптивных» форм семей и т.д.
В результате все эти меры способствуют превращению семьи в институт с каким угодно набором функций, только не в институт полноценного количественного воспроизводства поколений. Но поскольку такие изменения оцениваются положительно, то и функция социального контроля в том виде, в каком она реализуется в современных западных обществах, может быть оценена только положительно. Однако с позиций социально ориентированного функционализма и детоцентризма (А.Г. Харчев, А.И. Антонов) подобное воздействие института государства может расцениваться исключительно как дисфункциональное, поскольку способствует разрушению семьи как социального института полноценного количественного замещения поколений. В современном российском обществе рассматриваемая функция в отношении поведения индивидов в вышеуказанных сферах жизнедеятельности не выполняется ни одним из перечисленных социальных институтов.
Главным стимулом репродуктивного поведения индивида выступает потребность в детях, которая выражается в том, что «без наличия детей и подобающего их числа индивид испытывает затруднения в своей личностной самореализации». «Подобающее» число детей во все времена в традиционных обществах превышало требуемое для простого воспроизводства населения, что элементарно подтверждается постоянно растущей его численностью на протяжении всей истории человечества.
Естественно, в значительной степени высокий уровень рождаемости в традиционных обществах был обусловлен неразрывностью актов брачно-семейного, сексуального и репродуктивного поведения индивидов. Это выражалось в однозначной последовательности их вступления в брак, начала сексуальных отношений и рождения детей и прямо предписывалось традиционными социальными нормами. Были неотделимы друг от друга потребность в браке и брачном партнёре, физиологическая сексуальная и социальная (в смысле: не физиологическая) репродуктивная потребность (что к тому же способствовало высокой прочности заключаемых браков).
Однако очевидно, что без наличия индивидуальной потребности в значительном числе детей (то есть не физиологического, а социального компонента единой брачно-сексуально-репродуктивной потребности) у большинства населения и соответствующих социальных норм детности, господствовавших в традиционных обществах, невозможно было бы поддержание высокого уровня рождаемости на протяжении тысячелетий. Последнее подтверждается, например, прямой зависимостью социального статуса главы семьи от её размеров и общей выраженной ориентацией традиционных социальных норм на большое число детей в семье.
В современном обществе произошло разделение потребности в браке и брачном партнёре, потребности в детях и сексуальной потребности. Потребность в брачном партнёре и сексуальная потребность остались на прежнем высоком уровне, величина же потребности в браке и потребности в детях снизилась до уровня, когда примерно половина заключаемых браков распадается в первые несколько лет совместной жизни, а рождаемость находится на уровне, который почти в 2 раза ниже, чем требуется для простого воспроизводства населения. Социальные нормы в указанных сферах в современном обществе либо соответствуют текущим индивидуальным потребностям большинства населения либо вообще отсутствуют. То есть «подобающее» число детей по современным социальным нормам, как правило, является таким, при следовании которому большинства семей не обеспечивается даже простое воспроизводство населения.
Получается, что индивид в современном обществе при рождении у него троих и более детей (т.е. в количестве, выходящем за рамки «подобающего» их числа) испытывает «затруднения в своей личностной самореализации», проще говоря, ощущает себя неполноценным. Это же подтверждает доказанный и объяснённый современной наукой т.н. парадокс обратной связи между уровнем и качеством жизни семей и числом детей в них. Дело здесь не только и не столько в том, что многодетное репродуктивное поведение в современном обществе осуждается общественным мнением (хотя и это имеет место), а в том, что его социальная структура такова, что практически невозможно одновременно занимать в нём некий достаточно высокий социальный статус (профессиональный, например) и социальный статус многодетного родителя. Достижение одного почти исключает достижение другого ввиду их прямой конкуренции, а малодетное репродуктивное поведение является формой адаптации подавляющего большинства индивидов и создаваемых ими семей, а следовательно семьи как социального института к современным условиям жизнедеятельности в обществе.
На вопрос, почему так происходит, можно ответить, обратившись к уже рассмотренной эволюции потребностей личности и системы социального контроля. Эволюция личностных потребностей заключается в их развитии, дифференциации и специализации по мере модернизации общества, а длительное существование социального института предполагает частичный переход от экзогенной формы социального контроля к эндогенной. Развитие и дифференциация потребностей способствовали не только выделению и обособлению репродуктивной потребности, но и появлению многих других потребностей, не присущих традиционному обществу (преимущественно материального характера).
В то же время, система социального контроля, прямо навязывая индивиду в традиционном обществе многодетное репродуктивное поведение, в современном – неявно и опосредованно способствует обратному, выдвигая на первый план ценности благосостояния, индивидуального бытового комфорта, материальных благ. Названные ценности в современных западных обществах провозглашаются в качестве приоритетных при активном и целенаправленном содействии государства – основного института социального контроля в любом обществе. Личность же в процессе социализации всего лишь усваивает господствующие в обществе нормы, ценности, образцы и стереотипы мышления и поведения, результатом чего является массовое стремление к материальным благам в ущерб всему остальному.
В принципе, в современном обществе относительно любой потребности, кроме чисто физиологических, можно сказать, что это – «устойчивое социально-психологическое состояние социализированного индивида, проявляющееся в том, что без…» к примеру, наличия чего-то в подобающем количестве, объёме или качестве, в подобающем месте, в подобающее время или в подобающих обстоятельствах и т.д. «…он испытывает затруднения в своей личностной самореализации». Поэтому подавляющим большинством населения в современном обществе реализуется следующая «идеальная» модель: материальный достаток (как он понимается в конкретной общности или субкультуре) и один-два ребёнка, причём потребность в детях (даже в одном или двух) имеет шанс быть полностью реализованной только, если удовлетворена потребность в материальном достатке.
Такое поведение – результат реализации общей, сформированной в процессе социализации потребности соответствовать текущим социальным нормам, которые неявно и часто неосознаваемо в равной степени регулируют и устанавливают как подобающее число детей, так и подобающие марки автомобилей, компьютеров, подобающие размеры жилья, приусадебных участков, подобающие формы проведения досуга, места отдыха и т.д. Если поведение индивида, в том числе репродуктивное, соответствует социальным нормам, то его социальный статус повышается. Подобная точка зрения на современные потребности вообще и репродуктивную, в частности, в настоящее время широко распространена среди подавляющего большинства отечественных и зарубежных исследователей проблем детерминации рождаемости, а впервые понятие социальных норм поведения, в том числе норм детности, при исследовании подобных проблем применил Х. Лейбенштейн (США).
Литература
1. Жизнедеятельность семьи: Тенденции и проблемы / Отв. ред. Антонов А.И. ‑ М., 1990.*
2. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. ‑ М., 1989.