Однако поразивший общество глубокий социокультурный кризис заставил российских политиков пересмотреть свое отношение к вопросу о формировании идеологии. При Б.Н.Ельцине был создан научный институт по разработке данной проблемы. Ее активное обсуждение продолжается и сегодня на уровне различных государственных служб и в научной среде.
Здесь возникает новый вопрос – об источнике формирования российской идеологии. Многие исследователи убеждены, что базовые ценности общества не могут быть искусственно выработаны профессиональными идеологами или механически заимствованы из иноцивилизационного опыта, они – следствие исторического и социокультурного развития данного государства и его народа. [6]
Какой можно предложить вариант успешного решения проблемы - проблемы создания новой идеологии России?
Кремлевские идеологи повторяют прежнюю ошибку капиталистических и социалистических идеологов. Ее суть в том, что предметом их теоретических обоснований были социально-экономические условия распределения и потребления в обществе. Поэтому капиталистическая и социалистическая идеологии являлись обоснованием господствующего вида собственности на средства производства: частной или общественной. Отсюда и приоритет соответствующих нравственных ценностей.
При создании новой идеологии Отечества следует избежать подобной концептуальной погрешности. Для этого надо, чтобы исходным постулатом создания новой идеологии России была ориентация не на характер собственности в обществе, а на разработку парадигмы цивилизованного образа жизни россиян, в которой утверждается ценностное отношение к жизни каждого человека, а государство и бизнес способствуют созданию соответствующих этой парадигме социально-экономических и культурных условий.
Возведение этого постулата в статус базовой идеологической ценности потребует системное обращение к тем духовным и материальным ценностям, которые наиболее полезны для решения проблемы – проблемы создания цивилизованного образа жизни россиян.
И это следует признать высшей гуманистической целью жизнеустройства наших людей. В обосновании этой цели и проектировании технологий ее реального воплощения мы, россияне, должны стать «впереди планеты всей». Такова наша историческая миссия.
В ее успешном исполнении нам поможет и прошлый опыт социалистического строительства, и осмысление итогов скоротечного освоения рыночной экономики современного капитализма.
Вне всякого сомнения, такой методологический подход гарантирует внепартийностьновой идеологии, убедительность ее для всех здравомыслящих людей и самое главное: соблюдение его позволяет объективно определять стратегию развития нашей экономики и совершенствование государственного устройства.
Учитывая реалии и заглядывая в будущее, можно утверждать, что всем ветвям власти будет полезно четко представить: какие социально-экономические и духовные устои приоритетны для утверждения цивилизованного образа жизни россиян.
В качестве таковых можно обозначить:
· сохранение и развитие российских нравственных ценностей и устоев
· сохранение и развитие российской государственности
· сохранение и развитие национальных достоинств российского менталитета
· сохранение и развитие российских форм социального общения
· сохранение и развитие особенностей российской демократии
· сохранение и развитие российского общественного самоуправления
Но с трудом верится, что «суверенная демократия» - это идеологическое ноу-хау высшего класса. Дело в том, что каждая национальная демократия суверенна. В чем проявляется не только ее сущность, но и необходимость адаптации в конкретных национальных условиях, неотвратимость отражения в ней экономического состояния, культуры, политической зрелости, нравственной и правовой подготовленности реального народа, морально-психологического настроя его политической и государственной элиты.
При всем этом, проблема создания новой идеологии – это проблема крайне актуальная и без ее успешного решения не создать суверенную Россию.
Что еще важно? В ключе имиджмейкерской деятельности следует признать, что без национальной идеологии крайне затруднительно создавать персональный имидж. Ведь в имидже главное не визуальные данные, а духовная неординарность, которая просматривается через его внешние характеристики. Еще большие трудности - это трудности утверждения достойного имиджа страны. Не случайно, в настоящее время наше Отечество несет серьезные репутационные издержки как гражданское общество.
1. Парсонс Т. О структуре социального действия // Под ред. Чесноковой В.Ф., Белановского С.А. – М.: Акад. Проект, 2000
2. Исаков В. Кто и как развалил мою страну// - М.: Советская Россия, 1996.
3. Резников К.Ю. Лукошко с трухой - Ярославль: НЮАНС, 2002
4. Резников К.Ю. Идеология новой России - М: Самиздат, 2007
5. Шилов В.Н. Национальная идея России: методологические аспекты// - М: Социально-гуманитарные знания №3, 2001
6. Бутенко А.П., Кочеткова Л.Н. Идеология в России: проблемы и перспективы// - М: Социально-политический журнал №4,1998