Как видно, вышеприведенные интерпретации переходных состояний в развитии общества очень схожи, несмотря на то, что в одном случае анализируется современное состояние азербайджанского общества, а во втором – переходное общество вообще. Такие совпадения в оценке особенностей переходной жизни не случайны: они указывают на то, что в состоянии переходности общество предстает как качественно новый социум, который своим своеобразием резко отличается от нормального общества. Переходная жизнь предстает как особое бытие в "пограничной экзистенции" - хаотической и неопределенной. Жизнь в таком переходном состоянии предстает как безнадежное метание между двумя нормальными состояниями общества - уже необратимым прошлым (применительно к Азербайджану - советским) и еще не возникшем (официально декларируемым курсом на демократическое будущее). Анализ кризиса с экзистенциональной позиции позволяет увидеть сквозь драматичные коллизии человеческой жизни многие особенности переходного состояния общества. Именно с этим аспектом переходного кризиса, как правило, сталкиваются простые люди, и их видение проблем, как правило, не совпадает с научным взглядом. Для ученых и политиков переходность обычно предстает как системный кризис общества, сопровождаемый коренной ломкой структуры и трансформацией ключевых элементов (институтов) в новое состояние. Не подлежит сомнению, что переходное состояние одинаково воспринимается теоретическим (научным) и обыденным сознанием как сложный клубок весьма актуальных проблем. В то же время своеобразие уровней сознания оказывает определенное влияние, как на видение проблем, так и на модели поведения в поле проблематики. Другими словами, переходное общество самобытно преломляется в обыденном и научном сознании. Если первое пассивно следует за переходными метаморфозами и реагирует на новации "в догоняющем режиме", то второе - настраивается на активный поиск способов управления переходным процессом. Эти особенности можно представить в виде следующей образной формулы: простые люди - объекты манипуляции переходными новообразованиями (в том числе "новой элитой") - становятся заложниками кризиса, в то время как ученые и политики заняты поиском процедур манипуляции ситуацией и обществом в целом.
Таким образом, простые люди, не будучи специалистами и политиками, не способны манипулировать реалиями переходного периода, они самой своей жизнью становятся его заложниками: в их сознании переходный период ассоциируется с серьезным экзаменом на выживаемость. Люди становятся подверженными суевериям и воспринимают реалии переходного общества как ниспосланное судьбой испытание, кару за прежние грехи. Следует, видимо, говорить о некой психологии человека переходного периода, новом состоянии сознания, являющимися результатом шокового воздействия переходного периода, которое влияет на состояние и образ жизни людей столь сильно, что некоторые из них предпочитают уход от такой переходной реальности. Как только общество вступает в полосу коллапсирующего кризиса, начинаются перманентные процессы преобразования социокультурной среды обитания, к новым реалиям которой многим не удается адаптироваться. Долговременное пребывание людей в переходном состоянии ведет к необратимым изменениям их образа жизни, психики, умонастроения и т.д. Так, по мнению Фатимы Албаковой, в зоне затянувшегося переходного кризиса "формируется устойчивое состояние фрустрации, означающее, что конкретные индивиды теряют смысл жизни... Длительное пребывание этноса в крайне негативных жизненных ситуациях, подрывающих основы его существования, усиливает кризисность. В таком состоянии этноса трудно просчитать и предсказать последовательность стихийно возникающих явлений и действий" (10, с. 116, с.118).
Кстати, многие исследователи, не вдаваясь в подробный анализ смыслового поля термина "переходный период", анализируют это явление с позиции, которую можно условно назвать феноменологической или экзистенциалистской. В условиях перехода жизнь людей на самом деле столь резко преображается, что уместно говорить о переходе в особую "полосу экзистенции", где личность претерпевает самые неожиданные метаморфозы. К такому выводу приходит и Р.Д. Азимова: полоса переходного периода, отмечает она, окажется, по всей вероятности, "для человека и человечества своего рода "индикатором" выживания, в равной мере как морального, так и физического. В чем же суть сложностей и противоречий переходного периода, переживаемого нами сегодня? Ответить на него однозначно вряд ли может оказаться плодотворным, ибо реформы переходного периода проникают во все структуры материальной и духовной жизни общества, проявляясь специфично и неоднозначно во времени. И оттого, что для массового человека в этой "переходной жизни" многое не понятно, и от многих жизненных ситуаций не уютно, именно он чаще всего задает вопрос: Когда же этот переходный период завершится? " (11, с.5).
Казалось бы, в атмосфере переходного общества "витают" одни и те же вопросы, которые в равной мере актуальны как для ученых и политиков, так и для простых людей. Все одержимы желанием найти ответы на вопросы "почему такое произошло и что вообще происходит?", "что такое переходный период?", "когда и каким образом завершится это?" и т.д. Поиск ответов на такие вопросы носит не праздный характер, во всяком случае, для большинства людей. За этими вопросами скрывается суровая реальность, подвергающая серьезному испытанию жизнь.
Но есть существенное различие между природой озабоченности простых людей и поведением ученых и политиков. Для большинства простых людей переходный период оказывается непонятным явлением, именно негативы которого они очень четко ощущают и потому само явление воспринимается ими как некое зло. В то же время ученые и политики располагают определенным ресурсом понимания сути и причин переходности и в гораздо меньшей степени подвержены негативному прессингу данного явления. Это различие столь принципиально, что можно говорить о двух стратегиях поведения: в одном случае "переходный период" манипулирует людьми, а в другом - ученые и политики, манипулируя данным явлением, стараются решать свои отнюдь "не транзитные" проблемы. Кстати, на это обращают внимание и некоторые исследователи: "нельзя не признать, что термин "переходный период" подобран политиками (и политическими технологами) исключительно удачно. В нем скрыто обещание того, что все трудности и неудачи - дело личное и преходящее. Если бы Романовы догадались объявить свою династию переходной, она продержалась бы не 300 лет, а гораздо дольше... Почему же все согласны с тем, что страны региона переживают переходный период? Да просто потому, что политическая ситуация во всем постимперском мире предстает перед взором непредвзятого аналитика как неустойчивая. А опыт и теория (которая на беспристрастном языке называется "теория катастроф") подсказывает, что все неустойчивое следует воспринимать и понимать как временное. Как переход к стабильному, устойчивому (и в силу этого - более продолжительному) состоянию. (13, с. 40-41).
Хотя переходный период может иногда доставлять неприятности и некоторым представителям элиты (ученым, политикам, "новым олигархам" и т.д.), тем не менее, реальными его жертвами в основном становятся простые люди. Поэтому, наверно, они отказываются признать феномен переходности как объективную реальность - как закономерную фазу в развитии общества. Для одних феномен переходности представляется как случайное, спонтанное зло и для них актуален вопрос "когда оно исчезнет?". Для других, переходный период – это либо ошибка нерадивых политиков, или ими же придуманная игра: и такие люди уповают на "приход особой личности". И надо сказать, что сами политики довольно часто своими популистскими акциями дают повод простым смертным считать "переходный период" результатом неудачной политической игры. Так, например, и сегодня некоторые ученые и политики навязывают обществу тезис, что распад Советского Союза и все последующие события есть результат ошибок М. Горбачева. Безусловно, что ошибки политиков или ученых могут дать толчок тем или иным негативным процессам в обществе. Но неправомерно "теорией личностных ошибок" вводить людей в заблуждение относительно механизма развития общества и, в частности, места и роли "переходных периодов" в данном процессе. Сегодняшнее азербайджанское общество реально пребывает в "переходном состоянии", и задача ученых и политиков заключается в том, чтобы показать людям пути и возможность выхода из этого кризисного состояния.
Во все времена надежды и устремления простых людей обращены на ученых (мудрецов) и государство, именно от них вправе они получить необходимую поддержку. В условиях переходного периода, когда жизнь простых людей как бы мгновенно "проваливается в бездну", чрезмерно возрастает ответственность ученых и государства. Именно в такие периоды, несмотря на пребывание государства и научного сообщества под прессингом объективного кризиса, последним надлежит быстро стабилизироваться и попытаться найти стратегию обуздания переходных катаклизмов. Важной составной частью программы поведения элиты переходного общества является глубокое и всестороннее исследование сложившейся кризисной ситуации и наведения порядка в общественном мнении. В условиях переходности большинство людей объективно оказываются в особо экстремальной среде, которая их сильно угнетает атмосферой неопределенности. Неопределенность ситуации и особенно непонимание причин кризиса, неспособность своевременной адаптации к происходящим переменам и невозможность отчетливо представить ближайшие перспективы, катализирует общественную напряженность. А это, естественно, нежелательно как для простых людей, так и для государства. Поэтому главной задачей науки (сообщества ученых) и государства является обстоятельное изучение особенностей переходного периода и разработка стратегии вывода общества из полосы кризиса. Составной частью данной стратегии является и доведение до людей необходимого "ресурса знания" о переходной ситуации и ближайших перспективах ее развития. Это важно, прежде всего, в плане обуздания негативных аспектов неопределенности и общественной напряженности.