Смекни!
smekni.com

Процессы социальной мобильности (стр. 2 из 4)

Пятая теорема: если судить на основании соответствующих исторических и других материалах, то в сфере вертикальной мобильности, в её основных трёх видах - экономической, политической, профессиональной – по-видимому отсутствует сколько-нибудь определённая и постоянная тенденция в сторону увеличения так и снижения её интенсивности и объемности. Считается, что устранение религиозных и иных социальных препятствий способствует усилению процессов социальной мобильности, но, увы, вместо устраненных препятствий возникают новые.

Часть 3: Каналы вертикальной мобильности

Вертикальная мобильность в той или иной степени присутствует в любых обществах, поэтому в мембранах расположенных между его слоями, должны присутствовать отверстия, какой-нибудь подъемник или лифт. Функцию таких подъемников, обеспечивающих социальную циркуляцию, выполняют различные социальные институты. Важнейшими среди этих институтов являются армия, церковь, школа, политические, профессиональные и экономические организации.

Армия играет особенно важную роль во время межгосударственных и гражданских войн, зависимость общества от армии в этот период особенно велика, ведь от её успеха зачастую зависит дальнейшая судьба конкретного общества. В мирное время армия продолжает играть роль канала вертикальной циркуляции, но в такие периоды, значение её гораздо ниже, чем во время войны. История знает немало примеров, когда представители низших слоёв восходили на вершину стратификационной лестницы благодаря армии: «сицилианец Агофокл сделался царём Сиракуз, выйдя не только из людей, но из самого низкого и презренного состояния. Он был сын горшечника и на всех ступенях своего жизненного пути вёл себя злодеем… поступив в войско и пройдя все служебные степени, он сделался претором Сиракуз. Получив эту должность, он задумал стать князем и, не обязываясь перед другими, удерживать одним насилием власть»…, он перебил с помощью своего войска всю правящую элиту, и захватил власть…,»не чьей-либо милостью, а повышением по на военной службе, добытыми с бесконечными трудностями и опасностями, достиг Агофокл власти и затем удержал её…»(Никколо Макиавелли «Государь» 1997г)

Вторым основным каналом вертикальной мобильности является церковь. Но она выполняет эту функцию только тогда, когда наиболее выражена её социальная значимость. В период наибольшей её экспансии, эта роль уменьшается, вследствие закрытия высших слоев, из-за резкого наплыва в эти слои представителей знати. Будучи каналом восходящей мобильности, церковь одновременно являлась средством, обеспечивающим и её нисходящий поток: тысячи униженных, сосланных и просто убитых «еретиков» и прочих «инакомыслящих».

Школа, как институт воспитания и образования, всегда являл собой канал вертикальной социальной мобильности. Общества, где школы доступны всем её членам, школьная система представляет собой социальный лифт, передвигающийся с самых нижних этажей общества на самые высокие. В обществе, где школы доступны лишь высшим слоям, система представляет собой лифт, двигающийся только в пределах верхних этажей социального здания, перемещая вверх и вниз лишь обитателей этих этажей.

Человек, который иногда попадает в разряд мелких чиновников или поступает на службу к влиятельному представителю правящего класса, автоматически начинает подниматься, оказавшись на этом подъемнике, так как во многих странах существует правило автоматического продвижения официальных лиц по службе. Кроме того, чиновник всегда имеет шанс более быстрого продвижения по службе, если его работа окажется особо ценной.

Поскольку в настоящее время немаловажную роль в назначение правителей и лидеров играет институт выборов, роль каналов вертикальной циркуляции выполняют и политические организации. Для того чтобы быть избранным человек, должен каким – то образом проявить свою личность, устремленность и способность выполнять функцию правителя. Поэтому именно политические организации играют сейчас особо важную роль в качестве каналов вертикальной циркуляции. Функции, которые ранее выполняли церковь, армия и другие социальные институты взяли на себя политические партии.

Профессиональные организации как канал вертикальной циркуляции являются наиболее доступными для представителей большинства слоёв - научные, творческие, литературные институты и организации. Поскольку вход в эти организации всегда был относительно свободным, многие учёные, актёры, музыканты, врачи, рождённые в семьях простых людей, возвысились благодаря этому каналу.

Пресса это тоже особого рода социальный институт, играющий важную роль в качестве канала вертикальной циркуляции. Она успешно может создать великолепную карьеру ничтожеству (пусть и на короткое время) и разрушить карьеру человеку незаурядных способностей. Именно поэтому те общественные группы, которые контролируют прессу, играют наибольшую роль в социальной циркуляции.

«Один из самых крикливых, эффективных и скоростных потоков социальной циркуляции…». (П. А Сорокин» Социальная мобильность»2005г)

Организации по созданию материальных благ являются не менее важными каналами вертикальной циркуляции, чем армия и церковь и. т.д. Лица, входящие в эти организации всегда обладали высоким социальным статусом. Так в средние века представители еврейского народа имели статус гораздо более низкий, чем у простолюдинов. Однако те из них кто зарабатывал капитал, посредством ростовщичества, несмотря на то, что занятие это почётом не пользовалось, обладали статусом высоким и были приближенны ко двору правителей, которых финансировали. Даже в первобытные времена действовал принцип - «кто богат, тот и прав».

Семья - один из наиболее древнейших социальных институтов, она возникла в недрах первобытного общества. И сейчас в большинстве примитивных обществ, семья-это единственный реально функционирующий институт. Среди племен центральной Африки, многих народов севера мы не увидим даже намёка на другие формы социальных институтов. И сегодня общественная ценность семьи обусловлена тем, что именно она является основным носителем культурных образцов наследуемых из поколения в поколение. Именно в семье индивид облучается социальным ролям, получает основы образования и навыки поведения. Функция семьи - удовлетворять потребности общества и личности.

Семья, позволяет достаточно быстро подняться по социальной лестнице, за счёт вступления в брак с представителем другого, более высокого класса. В настоящее время семья как социальный институт утратила своё значение, и уступила место школе. Хотя даёт несомненные преимущества: человеку, рождённому в семье людей изначально принадлежащих к элите, нужно преодолеть гораздо меньше препятствий для повышения своего статуса, чем рожденному в семье простых людей.

Часть 4. Механизм социального тестирования и распределения индивидов внутри социальных слоёв

Огромное значение в распределение индивидов внутри различных слоёв также выполняют социальные институты, которые выступают в качестве каналов вертикальной циркуляции. Такие институты как семья, церковь, армия, политические и профессиональные организации, в тоже время являются «ситами», которые тестируют, отбирают и распределяют индивидов по разным слоям и позициям.

Семья и школа, используют в качестве критерия общие свойства индивидов, такие как уровень интеллекта, здоровья и социальный характер. Другие институты, относятся к механизмам тестирующим особые свойства индивидов.

Семья является первым критерием для суждения об общих свойствах человека и, соответственно, первичным основанием для определения будущего социального положения индивида. В обществе где семья стабильна, брак неприкосновенен и длителен, браки между представителями разных слоёв немногочисленны, воспитание и образование происходит в основном в семье, место других тестирующих и отбирающих организаций невелико, причем молодое поколение поступает к ним в относительно зрелом возрасте, в таком обществе семья, как тестирующая, отбирающая и распределяющая сила, играет исключительно важную роль, и наоборот, в обществе где семья нестабильна, браки недолговечны, семейные союзы между членами разных слоёв обычное явление, где образование детей с раннего возраста происходит в других институтах, вне семьи, а количество таких институтов довольно велико, в таком обществе семья, как тестирующая и отбирающая сила играет гораздо менее важную роль, чем в обществе первого типа.

Школа-семья, представляет собой институт, который первым проверяет человека и даёт наиболее грубый набросок жизни индивидуума. Но в дальнейшем семейное тестирование и влияние семьи пересматривается, и перепроверяться представителями разных социальных институтов. Важнейшим из них является школа.

В настоящее время когда влияние семьи резко упало, школа во истину стала самым первым и главным таким институтом. Существенная её социальная функция заключается не в том, чтобы выяснить усвоил ученик материал или нет, но в том чтобы посредством всех её экзаменов и нравственного наблюдения определить какие из учеников одарены, а какие нет, путем исключения недостойных закрывает им пути на верх. Потому школа и есть в первую очередь тестирующая, отборочная и распределяющая инстанция.

Интенсивность этой функции школы, естественным образом меняется от общества, в разные промежутки времени, она сильно зависит от степени, в которой тестирование и отсеивание индивидов осуществляется другими институтами и особенно семьи. Школа выполняет функцию отбора и препятствует социальному продвижению индивидов, которые не были отстранены и отобраны семьёй.

Церковь, как и школа, тестирует интеллектуальные способности человека, так и церковь тестирует нравственные и духовные социальные характеристики. Семья, церковь и школа являются теми институтами, которые в основном тестируют общие способности и качества людей и определяют лишь в общем виде и предварительно в какой из основных