Смекни!
smekni.com

Процессы социальной мобильности (стр. 1 из 4)

Реферат по социологии

Тема: «Процессы социальной мобильности»

Студента первого курса,

биологического факультета,

заочной формы обучения:

Григория Александровича Янина

№ зач.32080023

Преподаватель:

Татьяна Владимировна Поликарпова


«Глупый мотылёк догорал на свечке-

Жаркий уголек, дымные колечки»

Егор Летов

Введение

На протяжении жизни человек хотя бы раз меняет своё социальное положение. Хочет он того или нет, но под влиянием естественных процессов это происходит: ребенок взрослеет, холостяк жениться, студент становиться работником; получает новую должность или наоборот, теряет ее, переезжает на новое место жительства. Весь этот диапазон жизненных перемещений охватывается социологическим понятием «социальная мобильность».

Под этим понятием понимают переход индивида или социального объекта из одной социальной позиции в другую. Выделяют два типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида, социального объекта из одной группы в другую, без потери своего статуса. Включает такие понятия, как миграция и урбанизация. Вертикальная мобильность обозначает переход индивида или социального объекта из одного пласта в другой. Действует в определённых сферах человеческой жизни (ипостасях) - экономической, профессиональной и политической. Может быть как индивидуальной, так и массовой, последнее свойство характерно и для горизонтальной мобильности.

Следует отметить, что не существует общества с социальной мобильностью равной 100%, как и общества с нулевым её значением. Да, история знает примеры, когда вертикальная мобильность приближалась к пиковому своему значению, это периоды социальных ломок, революций и иных социальных катаклизмов, но это отнюдь не приносило положительных результатов.

Из этого следует, что процессы социальной мобильности находятся в равновесии и нарушение его приводит к серьёзным последствиям для общества вплоть до его гибели, вспомним хотя бы революцию 1917 года. В результате прихода к власти большевиков и взятого ими на вооружение тезиса, что даже кухарка может управлять государством с одновременным уничтожением старой политической элиты, возник дефицит кадров. Чтобы исправить существующее положение власть прибегла к искусственному стимулированию социальной мобильности. В результате на верхние этажи стратификационной системы «хлынули потоки рабоче-крестьянских выдвиженцев, едва овладевшие азами грамоты, но чётко усвоившие чувство классового превосходства» (Сорокин П. А» Человек. Цивилизация. Общество»). О дальнейшей судьбе этой системы мы знаем из учебников по истории. Как видно это равновесие столь шатко, что любое вмешательство с целью повлиять на него, даже с благими намерениями, приводит к катастрофическим последствиям, сразу становиться понятным выражение - «Ад начинается с пены на губах у ангела, взявшегося за правое дело» («Мораль и политика вещи несовместимые? » «Социологический калейдоскоп» Шейнис В. Л 2003 г)

Часть 1: Понятие социальной мобильности пути и способы её реализации. Вертикальная мобильность

Под социальной мобильностью понимается перемещение индивидуального или социального объекта, или ценности из одного положения в другое. Различают два принципиально разных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной мобильностью подразумевают переход индивидуума или социального объекта, или ценности из одной группы в другую без изменения своего социального положения, т.е. перемещения происходят в пределах некоторых групп одного уровня, например, смена конфессии, гражданства, семьи или, применительно к ценности, становление христианства государственной религией римской империи и соответственно перемещения его в высшие слои стратификационной системы конкретного общества.

Вертикальная социальная мобильность подразумевает перемещение индивидуума или социального объекта из одного социального слоя в другой. Существует два варианта её реализации: восходящая и нисходящая (социальный подъём и социальный спуск).

В зависимости от типа стратификации выделяют восходящие и нисходящие потоки экономической, политической и профессиональной вертикальной мобильности.

Восходящие потоки могут быть двух видов:

1) Проникновение индивида из более низких слоёв в более высокие.

2) Образование индивидами новой группы с последующим вхождением её в группу с более высоким положением, ранее существовавшую или наряду с ним.

Соответственно и нисходящей мобильности свойственна двойственность:

Первый тип, это падение индивидуума с более высокой социальной позиции, на существующую более низкую, сопровождающийся или не сопровождающийся распадом той социальной группы, к которой он принадлежал.

Например: результатом октябрьского переворота 1917 года стало отречение императора Николая 2, который фактически являлся ядром тогдашней аристократии. Его отречение привело не только к лишению его всех прав, но и исчезновению дворянства как такового…

Второй тип, состоит в деградации социальной группы и распаде её как целого.

Например: В результате реформ Петра 1, в частности перехода к регулярной армии, стрельцы, как категория служивых людей оказались не нужны. Постепенно утрачивая не только былые права, но и средства к существованию, не раз восставали, следствием чего стало не только исчезновение их как класса, но и физическое уничтожение многих…

Вертикальная мобильность может различаться по интенсивности и объемности. Интенсивность означает социальную дистанцию по вертикали или количество слоев - экономических, социальных, политических - которые проходит индивид в процессе своего восходящего или нисходящего движения за определённый промежуток времени.

Под объёмностью понимают число индивидов, которые изменили, своё социальное положение за определённый промежуток времени. Абсолютное число таких индивидов называют показателем абсолютной мобильности. А отношение числа таких индивидов ко всему населению конкретного общества, - показателем относительной объёмности.

Как видно, социальная стратификация одной и тойже высоты, может иметь различную внутреннею структуру, обусловленную разницей интенсивности и объёмности (горизонтальной) вертикальной мобильности. В качестве примера общества с высокой мобильностью можно привести старую Америку. Так в 1828 году, несмотря на сопротивление рабовладельческой олигархии, президентом соединенных штатов стал искусный в «земельных отношениях и лошадиных сделках, в борьбе и дуэлях, первый, кто занял самую высокую должность, не имея ни влиятельной семьи, ни образования, ни богатства» Эндрю Джексон.

Кстати говоря: принято считать, что демократические группы обладают более высокими значениями вертикальной мобильности, но это всего лишь иллюзия, которую создаёт элемент выборности. Да, несомненно, они обладают большим числом социальных ходов, что создаёт впечатление отсутствия стратификации, но всё же она существует. Кроме того, в некоторых не демократических группах мобильность более интенсивна, чем демократических. Это не всегда заметно, так как способы повышения и понижения в таких обществах не выборы, отсюда впечатление застойного и неподвижного характера таких обществ. Также нельзя использовать критерий «выборности» в качестве оценки развитости общества, ибо достоверно известно, что основным механизмом вертикальной циркуляции в примитивных обществах является выборность.

Часть 2: Общие принципы социальной мобильности. Пять теорем Сорокина

Первая теорема: вряд ли существовало общество, слои которого были бы абсолютно раскрыты или в которых вертикальная мобильность отсутствовала в трёх своих ипостасях - экономической, профессиональной, политической.

В качестве примера общества с особо жёстким типом стратификации можно привести кастовое общество Индии. До проведения демократических реформ в ней практически отсутствовали процессы вертикальной мобильности постольку, поскольку принадлежность к тому или иному классу (в том числе профессия), передавалась по наследству, что делало невозможным переход представителей из низких слоёв на существующие более высокие.

Но даже в таком обществе, пусть медленно, но всё равно протекали процессы социальной мобильности. Следует отметить, что перемещения в таких обществах индивида или группы в более высокие слои зачастую являются результатом сильнейшей социальной ломки: революций и прочих социальных катаклизмов.

Вторая теорема: никогда не существовало общества, в котором вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободна и переход из одного социального слоя в другой не встречал бы ни какого сопротивления. Если бы социальная мобильность была абсолютно свободна, то в обществе устроенным таким образом не было бы никаких социальных слоев, подобно зданию без потолков. Лишь в периоды полнейшей анархии и беспорядка возникает что-то похожее на хаотичную и дезорганизованную социальную мобильность» (П.А. Сорокин «Социальная мобильность») Вспомним лихие 90-е, в результате сильнейшего изменений политического устройства государства, индивидуумы, ранее не обладавшие особенно значимым социальным статусом, вознеслись до небес - «и небесталанный политический клоун, преуспевший в искусстве самой бессовестной демагогии и совершающий немыслимые кульбиты с мгновенной переменой фронта…»(В. Л Шейнис «Мораль и политика вещи несовместимые? » «Социологический калейдоскоп»2003 г)

Третья теорема: интенсивность, так же как и объёмность вертикальной мобильности, варьирует от общества к обществу.

Четвёртая теорема: Интенсивность, так же как и объёмность вертикальной мобильности в трёх ипостасях: экономической, политической и профессиональной изменяются в одном и том же обществе в разные периоды времени. Для любого общества характерно чередование процессов высокой вертикальной мобильности и относительной её неподвижности.