Преступность несовершеннолетних и молодежи во всем мире является одной из самых актуальных социальных проблем.
Рост такой преступности характерен прежде всего для развитых капиталистических стран.
К основным причинам преступности несовершеннолетних и молодежи западные специалисты относят безработицу среди молодежи, неуверенность молодых людей в будущем, неудовлетворенность современным способом управления обществом.
За последние годы преступность несовершеннолетних в России существенно возросла. В настоящее время подростки являются самой криминогенно пораженной частью населения. Увеличилось среди преступников также число девочек-подростков.
По данным статистики в течение 2005 года несовершеннолетними в Центральном районе г. Новосибирска совершенно 93 преступления против 86 в 2004 году, рост числа преступлений на 7 фактов или 8, 1 %.
Удельный вес подростковой преступности равен 7, 4 % при среднем городском – 7, 5 %.
В совершении преступлений принимали участие 84 несовершеннолетних против 71 в 2004 году, рост на 13 человек или 18, 3 %. По оперативным данным РУВД материалы по преступлениям, совершенным несовершеннолетними, разрешены следующим образом: по 79 эпизодам материалы направлены в суд Центрального района г. Новосибирска, по 14 фактам дела прекращены в связи с примирением сторон по ст. 25 УПК РФ.
Цель исследования – проанализировать теоретический и практический опыт социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей.
Объект исследования: процесс социальной адаптации.
Предмет исследования: пути и средства социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность социальной адаптации как социально-педагогической проблемы;
2. Изучить теоретические подходы к процессу социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей;
3. Исследовать практический опыт организации процесса социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей.
Гипотеза исследования: в качестве гипотезы автор выдвигает предположение о том, что рост числа преступности среди несовершеннолетних связан, прежде всего, неэффективной организацией работы по социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей.
Методы исследования: анализ теоретических положений по проблеме социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей; опрос социальных педагогов, инспекторов по отношению к проблеме социальной адаптации.
База исследования: ПНД РОВД Центрального района г. Новосибирска.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Во введении показана актуальность проблемы, обозначены цель, задачи, гипотеза исследования. В первой главе проанализированы теоретические основы социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей. Во второй главе рассмотрена организация процесса социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей. В заключении приводятся выводы по исследованной проблеме.
Проблемы воспитания несовершеннолетних в современной психолого-педагогической литературе представлены в понятиях: «трудные», «трудновоспитуемые», (Алемаскин М.А., Невский И.А., Фельдштейн Д.И. и др.), «педагогически запущенные» (Коваль Н.А., Панченко А.В., Сироткин Л.Ю. и др.), «дети (подростки) с отклоняющимся поведением» (Алмазов М.А., Шульга А.С., Захаров А.И. и др.).
При этом проблемы, представленные данными понятиями, в разной мере обуславливаются множеством социальных факторов.
Традиционно считается, что основной составляющей и механизмом процесса социализации является адаптация, под влиянием которой человек обретает черты социальности, становится полноправным членом общества. Однако стать существом социальным, не имея для этого внутренних предпосылок, под влиянием одних только внешних условий. Да и степень социальности взрослого далека от полного стопроцентного слияния с социумом, иначе не существовало бы проблем дезадаптации, проблем корректировки асоциальных форм поведения, человек не переживал бы свою инородность в мире себе подобных, не мучался бы от того, что его не понимают другие.
В ходе социального развития человека изменяются формы социального взаимодействия его с обществом, возрастает мера соответствия требованиям, нормам последнего. Но это есть лишь количественные изменения. В ходе индивидуального развития ребенка нельзя зафиксировать момент качественного изменения или скачка, означающего смену его биологического существования и переход к социальному. Этот скачок совершается не в ходе онтогенеза, а в процессе филогенеза рода человеческого.
А.Г. Харчев выделяет две формы социализации: адаптацию, или пассивное приспособление человека к среде и ее требованиям, и интеграцию, или активное взаимодействие человека со средой, где за ним остается право выбора и оказания воздействия на среду. Трансформируя, преобразуя среду под себя и свои нужды, индивид руководствуется принципами необходимости и целесообразности. Последние выступают в качестве детерминант процессов интеграции личности и общества.
Встает закономерный вопрос: что порождает саму адаптацию как форму, механизм или составляющую процесса социализации? Иными словами, в чем причина адаптации? В биологии целью адаптации, обусловливающей ее протекание, считается полезность всякого приспособления для выживания и размножения особей. При этом адаптивные изменения следуют за изменениями экологических условий и представляют собой прогрессивные усовершенствования. Все прочие изменения, носящие случайный характер или не способствующие лучшему выживанию и размножению, не воспроизводятся генетически у последующих поколений.
Психологический смысл адаптации или ее полезность для социализирующегося субъекта может заключаться в избавлении от чувства страха, одиночества или сокращении сроков социального научения (обучения), когда, опираясь на общественный или групповой опыт, человек избавляется от необходимости проб и ошибок, сразу выбирая более подходящую программу поведения. Возможно, что причиной адаптации является и ее полезность для группы, которая заинтересована в сохранении своей численности, а также стабильности психологической структуры. Для этого группа поощряет и подкрепляет такие формы поведения человека, которые не противоречат ее нормам и традициям. Действует ли одна из названных причин или их совокупность или существуют иные детерминанты процесса социальной адаптации в психологии и социологии, пока эмпирически не установлено. Можно рассуждать лишь гипотетически, утверждая, что причиной социальной адаптации является полезность адаптивных изменений для самого субъекта или группы, в состав которой он входит.
Успешность и скорость адаптации не одинаковы у разных людей. В этом смысле принято говорить о степени социальной адаптированности или дезадаптированности индивида.
Поскольку социальная адаптация протекает в условиях социального взаимодействия людей, то степень адаптированности субъекта к группе или социуму будет определяться, с одной стороны, свойствами социальной среды, а с другой - его собственными свойствами и качествами. К числу социальных (или средовых) факторов, определяющих успешность адаптации, относятся однородность группы, значимость и компетентность ее членов, их социальное положение, жесткость и единообразие предъявляемых требований, численность группы, характер деятельности ее членов. К личностным или субъективным факторам - уровень тревожности, компетентности человека, его самооценка, степень идентификации себя с группой или иной социальной общностью и приверженности ей, а также пол, возраст и некоторые типологические особенности.
Система субъективных личностных факторов определяет адаптивную изменчивость человека. В ходе взаимодействия человек и среда подвержены адаптивным изменениям, правда, не всегда в одинаковой степени: иногда более изменчивым оказывается субъект, иногда социальная среда.
Взаимодействие средовых и личностных факторов адаптации может быть описано посредством введения термина цена адаптации как соотношения полученных преимуществ и затраченных усилий (потерь), которые имели место со стороны личности и общества (группы) для достижения взаимного соответствия. При этом общество (группа) растрачивает энергию и прилагает усилия для обучения, воспитания, информирования, стимулирования, контроля, поощрения, наказания своих членов, а личность направляет свою активность на социальное познание, интериоризацию социального опыта и социальное преобразование себя и окружающей действительности. Предметом этой активности личности может быть освоение социальных ролей, норм, ценностей, присвоение научно-технических и культурных достижений, вхождение в новые социальные группы и приобретение в них определенного социального статуса и положения. Процессы адаптации и социализации, а также их результирующие, степень адаптированности и социализированности личности отражаются в сознании участников социального взаимодействия, порождая особый класс феноменов социального взаимодействия, который мы обозначили термином формирующая среда. Формирующая среда выступает в качестве интегрированного образа, отражающего параметры субъекта социализации, его социальной активности, автономности и адаптированности, соответствия предъявляемым социальной средой требованиям, ожиданиям и диспозициям других участников взаимодействия. Именно формирующая среда регулирует меру адаптивности-автономности социализирующейся личности, повышая или понижая степень ее социальной активности.
Процессы социализации и социальной адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Часто социализация связывается только с общим развитием, а адаптация - с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности. Явление социализации определяется как процесс и результат активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. Понятие социализации в большей степени имеет отношение к социальному опыту, развитию и становлению личности под воздействием общества, институтов и агентов социализации. В процессе социализации формируются психологические механизмы взаимодействия личности со средой, осуществляется в процессе адаптации.