Обладающие властью заинтересованы в сохранении порядка, а не обладающие властью стремятся к ее перераспределению, к изменению существующего положения, к конфликту. Социолог Джон Рекс приходит к выводу, что социальный порядок есть сознательный результат защиты собственной власти отдельной группой, устанавливающей контроль над распределением.
Всякая социальная система сталкивается с фактом ограничения ресурсов и имеет механизмы их распределения:
· экономическое распределение;
· властные отношения, чтобы предупредить любое нарушение системы экономического распределения;
· ценности, защищающие легитимность распределения власти; — религиозные ритуалы и верования, выступающие продуктом строгого соблюдения ценностных предписаний.
Интеграция и социальный порядок являются результатом распределительных процессов.
Согласно Рексу, конфликт занимает центральное место в жизни каждого общества, а порядок лишь носит черты «перемирия», являющегося следствием победы одной из сторон. Общество же состоит из конкретных групп и конкретных действий «реальных индивидов, действующих независимым путем».
Социолог Парк в своей концепции социальной эволюции движущей силой развития взаимодействия людей считал конкуренцию, которая может принимать различные формы: начиная от соревнования как человеческой формы борьбы за выживание (например, экономическое соревнование), затем соревнование может принять форму конфликта, в результате чего люди и группы вынуждены внутренне приспосабливаться к ситуациям, вызванным соревнованием и конфликтом; когда это происходит, конфликт угасает.
Ассимиляция завершает этот процесс благодаря глубокой трансформации личностей под влиянием тесных контактов. То есть прослеживается цепочка: конкуренция, соревнование – конфликт – приспособление – ассимиляция.
Наиболее известными конфликтологическими концепциями развития общества является теория общественно-экономических формаций Маркса. Согласно Марксу, сущность взаимоотношений между господствующими и эксплуатируемыми классами состоит в том, что правящий класс эксплуатирует трудящийся класс. Форма этой эксплуатации зависит от способа производства но она неизбежно приведет к глубокому, неизбежному конфликту между рабочими и собственниками. Маркс предсказывал, что по мере развития капитализма буржуазия будет становиться богаче, а пролетариат – беднее. Конфликт усилится, в конце концов? рабочие совершат революцию. Революция станет всемирной, что приведет к свержению капитализма и переходу к социализму. Таким образом, единственным способом разрешения социального конфликта Маркс видел радикальное изменение системы распределения.
Ральф Дарендорф утверждает, что классовый конфликт определяется характером власти. Он вызван не экономическими отношениями между начальством и подчиненными, скорее его главной причиной является власть одних над другими. Не только власть предпринимателей над рабочими создает основу конфликта; последний может возникнуть в любой организации (в больнице, военном формировании, университете), где существуют начальники и подчиненные. Таким образом, Дарендорф видел конфликт неизбежной составляющей социальной структуры, т.к. общество без властных отношений не может существовать.
2. Социальная мобильность: понятие и виды
Социальная мобильность – это изменение социального статуса, т.е. перемещение индивида или социальной группы между различными позициями в системе социальной стратификации.
Рассмотрим сначала индивидуальную мобильность, т.е. изменение положения индивида в стратификационной системе. Такие изменения могут происходить под воздействием трех основных факторов: 1) вертикальной или горизонтальной мобильности; 2) реорганизации социальной структуры или 3) введения новой системы стратификации.
Вертикальная или горизонтальная мобильность. Вертикальной мобильностью называется изменение социального положения индивида, которое сопровождается повышением или понижением его статуса. Переход человека к более высокому классовому положению называют восходящей социальной мобильностью; противоположный переход называют нисходящей социальной мобильность. Таким образом, если молодая женщина вначале работает низкооплачиваемой секретаршей, а в дальнейшем достигает высокого положения в компании, ее перемещение можно назвать восходящей мобильностью.
Горизонтальная мобильность – это изменение социального положения индивида, которое не приводит к повышению или понижению его статуса. Мужчина, который вначале занимается продажей недвижимости, а затем становится продавцом страховых полисов, изменил свою работу, но его социальный статус остался прежним.
Реорганизация социальной структуры. Изменение структуры общества может создавать новые возможности для развития мобильности. Например, в настоящее время в электронно-вычислительной промышленности огромный спрос на квалифицированных, высокооплачиваемых программистов и техников. В индустриальных обществах наблюдаются рост числа специалистов сферы обслуживания и соответственно уменьшение числа работников физического труда на заводах и в сельском хозяйстве. Зарплата и статус в сфере обслуживания выше, поэтому люди, которые в прошлом занимались физическим трудом, а теперь находят работу в сфере обслуживания, демонстрируют восходящую мобильность.
Новая система стратификации. Система стратификации может изменяться. В периоды французской или октябрьской революции 1917 г. была полностью свергнута аристократия – она потеряла свою власть и привилегии, многие ее представители были уничтожены или эмигрировали. Однако нет непременной необходимости в резком и полном драматизма изменении системы стратификации революционным путем; она может быть преобразована в течение длительного времени; именно таким образом современное городское промышленное общество сменило феодальное общество средневековой Европы.
Американские социологи провели обширные исследования социальной мобильности, данные которых здесь цитируются по Смелзеру. Одно из направлений исследования – установление коэффициентов вертикальной мобильности в разных обществах. Липсет и Бендикс показали, что эти коэффициенты в западных промышленных обществах примерно одинаковы. Возможно, это противоречит общепринятому мнению об «открытости» общества в США по сравнению с другими западными странами. Однако Липсет и Бендикс изучали лишь переход от физического к нефизическому труду, не учитывая особенности движения из группы коммерческих специальностей к профессиям более интеллектуального труда. Результаты других исследований, оперирующих более сложными данными, свидетельствуют о наличии существенных различий между индустриальными обществами – речь идет о легкости, с которой люди могут перемещаться от одного статуса к другому.
Блау и Дункан вначале пришли к выводу, что коэффициенты мобильности от рабочих специальностей к профессиям конторских служащих (от «синих воротничков» – к «белым») сходны в развитых индустриальных странах. Но когда разделили два основных профессиональных уровня на более узкие категории, обнаружились отчетливые различия. В США коэффициент мобильности от рабочего к высокопоставленным должностям выше, чем в любой другой стране. Блау и Дункан сделали заключение, что это является результатом общедоступного массового образования и формального отсутствия общественных классов в США. На основе другого исследования Трейман и Террелл показали, что коэффициент интергенерационной мобильности (сдвиг профессионального статуса от родителей к детям) в США, видимо, выше, чем в Великобритании. Наверное, это объясняется особенностями британской «классовой культуры», для которой характерны устойчивость «прирожденной» классовой принадлежности людей и отсутствие мотивов для перехода в другой класс.
В последнее время исследование интергенерационной мобильности уступило место изучению особенностей приобретения статуса. Это связано с анализом социальной мобильности людей в течение их жизни. Данные об их мобильности «считываются в обратном порядке», чтобы выявить факторы, влияющие на их нынешний статус. Таким образом, ученые установили, что важнейшими факторами, определяющими статус человека, являются социальное и экономическое положение раса, образование, род занятий родителей, пол, размер семьи, место жительства. Проанализировав данные о 20 тысячах мужчин (почти все исследования относительно достижения определенного статуса касались мужчин), Блау и Дункан обнаружили, что, даже при одинаковом уровне образования и месте рождения, статус, достигнутый неграми, был ниже, чем у белых. Однако вопреки этой точке зрения Федерман и Хаузер показали, что в период с 1962 по 1973 г. негры получили более благоприятные возможности для вертикальной мобильности.
Исследования индивидуальной мобильности не полностью охватывают проблему динамики систем стратификации, необходимо также рассматривать мобильность групп и классов.
В любом обществе одновременно существует индивидуальная и групповая мобильность. Возможности продвижения вверх для групп или индивидов обусловлены особенностями системы стратификации, т.е. тем, какое значение придается приписанному (предписанному) и достигнутому статусам.
Приписанный (предписанный) статус связан главным образом с такими унаследованными факторами, как семейное происхождение, возраст, пол, раса и место рождения. Наследник крупного состояния и негр, проживающий в городском гетто, имеют разные приписанные статусы. Достигнутый статус определяется тем, что человек осуществил, например, получил степень доктора в Гарварде.