Смекни!
smekni.com

Пути разрешения социального конфликта. Социальная мобильность (стр. 3 из 3)

Когда институты общества придают главное значение приписанному статусу, проявляются тенденции к коллективной или групповой мобильности. Один из лучших примеров – кастовая система в Индии. Исторически сложилось так, что в Индии каждый человек с момента рождения принадлежал к определенной социальной касте и оставался в ней до конца жизни – возможность перехода из одной касты в другую была очень незначительной. Каждый аспект жизни формировался на основе кастовой принадлежности. Возможности вступления в брак, выбора работы, особенности ритуалов и даже похорон были предопределены от рождения.

Хотя в этой системе почти отсутствовала индивидуальная мобильность, отдельным группам удавалось изменить свой социальный статус и уровень престижа. Коллективная мобильность происходила в случае, когда более крупная каста распадалась на субкасты. Например, существовавшие в течение долгого времени кхатики (первоначально – каста мясников) разделились, образовав отдельные касты: торговцев свининой, каменщиков, мастеров по изготовлению канатов и торговцев фруктами. Новые касты, считавшие свой труд более престижным, чем торговля мясом, придумали для себя новые названия и отказывались вступать в брак с членами первоначальной касты.

Кастовая система в Индии оказалась очень устойчивой. Даже теперь, когда под влиянием западных ценностей и социальных институтов открылись возможности индивидуальной мобильности, кастовая мобильность сохраняется в несколько измененной форме.

В обществах, где придается большее значение достигнутому статусу, преобладает тенденция к индивидуальной мобильности. Америка в этом отношении представляет собой типичный пример.

Несмотря на то, что классовые различия, обусловленные приписанным статусом, действительно существуют, в американском обществе поощряется стремление людей к повышению своего социального положения. Людей вдохновляет мифический рассказ о судьбе смышленого парня –- разносчика газет, который продвигается вверх по социальной лестнице и становится миллионером, рассказ, вселяющий надежду вырваться из крайней нищеты к сказочному богатству.

В некоторых случаях приписанный статус (особенно такие факторы, как раса, пол или возраст) препятствуют индивидуальной мобильности из-за дискриминации. Поэтому некоторые социальные слои упорно стремятся к групповой мобильности, она должна компенсировать ситуацию, в которой приписанный статус членов группы бросает тень на их личные достижения. Это находит выражение в различных движениях, в том числе борцов за гражданские права, за освобождение женщин. Успех этих движений свидетельствует о возможности изменить последствия приписанного статуса (хотя бы в какой-то мере) с помощью коллективных усилий.


Заключение

Безличная бюрократия, опирающаяся на собственные правила и структуры власти, может оказывать давление на людей и заставлять их подчиняться. История человечества показывает многочисленные примеры потенциальной возможности людей слепо подчиняться власти. Однако существуют обширные данные о том, что такое подчинение является не менее распространенным явлением, чем конфликт. Личности и социальные группы зачастую ставят на первый план свои собственные цели, а не пропагандируемые официальной идеологией цели. Имея поддержку, они вполне готовы оказывать сопротивление власти. Это часто становится причиной конфликта в обществе, и исследование природы и путей разрешения социальных конфликтов являются важной задачей социологии.

Социальная стратификация описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по уровню доходов, образования, власти. Возникли касты, затем сословия, а позже – классы. В одних обществах переход из одного социального слоя (страты) в другой запрещен; есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешен. Свобода социальных перемещений (мобильность) определяет то, каким является общество – закрытым или открытым. История человечества, по крайней мере, западной цивилизации показывает, что открытое общество является более привлекательным и конкурентоспособным, и большинство стран стремятся сейчас к установлению все более благоприятствующих социальной мобильности систем.


Список использованной литературы

1. Кравченко А.И. Основы социологии. М., 1998.

2. Маркович Д.Ж. Общая социология. М., 1998.

3. Социология / Под ред. В.И. Курбатова. Ростов н/Д, 1998.

4. Социология. Курс лекций. /Под ред. Ю.Г. Волкова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 510с.

5. Современная западная социология: Словарь. М., 1990

6. Смелзер Н. Социология. – М.: Мысль, 1994. – 688 с.

7. Социология. Курс лекций. /Под ред. Ю.Г. Волкова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 510с.

8. Социология: проблемы духовной жизни / Под ред. Л.Н.Когана. Челябинск, 1992. 178 с.

9. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: Прометей, 1999. – 512с.

10. Фролов С.С. Социология. – М.: Наука, 1994. – 255с.