Историю социологии можно представить как совокупность индивидуальных вкладов, обусловленных личностными особенностями исследователей, имеющими особое значение в социальном познании. В эволюции российской социологии можно выделить три периода, которые совпадают с вышеописанными и выражаются синтетической, аналитической и аналитико-синтетической ориентацией исследований.
За период с 60-х годов XIX века по 20-е годы XX века российская социология достигла зрелости, развитой культуры социологического анализа, сформировала необходимые институты. Чётко была осознана необходимость интеграции социального знания, но не за счёт подавления одних школ другими, а на основе принципа их дополнительности, коммуникации.
Социология России приобрела, таким образом, твёрдую почву для перехода на качественно новый этап. Русская социология выглядела не хуже западноевропейской и американской. У неё было собственное лицо: были оригинальные разработки, обнаруживающие идейную перекличку с национальными социологиями других стран, было у ней и творческое стимулирование мировой социологии.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
Народническое
Народничество возникло в России в 60-70-е годы. Социальной базой этого направления было преобладание в стране класса мелких производителей, крестьянских хозяйств, развивавшихся по товарному и капиталистическому пути. Народничество остро ставило вопрос не только о судьбах России вообще, но и о развитии капитализма в стране в частности, выступало против царизма и феодально-крепостнических пережитков в стране, требуя их уничтожения
Русское народничество делилось на 2 течения: религиозное и революционное. В XIX веке большим влиянием пользовалось революционное народничество, а в XX веке – религиозное.
По вопросам тактики народничество делилось на три направления:
а) народники- пропагандисты во главе с П. Л. Лавровым,
б) народники-заговорщики, или бланкисты, во главе с П. Н. Ткачёвым,
в) народники-анархисты во главе М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина.
Народники-пропагандисты считали, что важной предпосылкой революции в России является необходимость предварительной разработки революционных принципов, революционных идей и пропаганды их в обществе, прежде всего среди широких масс крестьян.
Лавров считается основоположником субъективной социологии. Перед этим новым понятием он ставит целый комплекс проблем. Социология должна раскрыть форму и содержание исторического процесса, определить понятие прогресса, установив его движущие силы и критерии.
Народники-заговорщики, или бланкисты, не верили в революционные силы народа и все надежды возлагали на меньшинство, которое должно путём тайного заговора свергнуть самодержавие и захватить политическую власть в свои руки.
Ткачев – виднейший теоретик революционного народничества. С первых шагов своего революционного пути он был связан с наиболее радикальными группировками народников, среди которых существовало убеждение в неизбежности близкой революции. В 70-х годах Ткачёв создал свою революционную программу, подкреплённую соответствующими социологическими обоснованиями. Существенной частью социологии Ткачёва является идея о соотношении постепенности и скачков в общественном развитии. Эпоха плавного развития сменяется эпохой революционной ломки устаревших форм общественной жизни. В процессе развития общества постепенно назревает потребность преобразований.
Народники-анархисты считали государство главным врагом народа и призывали его разрушить. Они говорили, что народ давно готов к революции, его надо лишь поднять на бунт, отказаться от любой государственной формы правления, создав независимые общины, связанные договорными условиями.
Бакунин, в отличие от Лаврова, считал, что народ надо не учить, а побуждать к бунту. Какого бы философского вопроса не касался Бакунин, каждый раз он стремится повернуть его лицом к общественной жизни. Он считал, что если философия занимается общими проблемами бытия и познания, то её продолжение – социология. Социология – это наука «об общих законах», управляющих развитием человеческого общества, её он считал высшей из наукгалактионов, с.285].
Революционное народничество создало такую организацию, как «Земля и воля», которая в 1879 году раскололась на «Народную волю» и «Чёрный передел». Во главе «Народной воли» стали Желябинов, Морозов, Михайлов, Перовская, Фигнер, Фроленко, а во главе «Чёрного передела» - Плеханов, Игнатов, Засулич, Попов [5, с. 9].
Либеральное
Это направление появилось в России в 50-х годах XIX века. Исходным моментом активизации либерального движения была Крымская война. Поражение России в войне, экономическая отсталость страны и резкое обострение классовых противоречий обнаружили несостоятельность николаевского режима и ускорили процесс осознания дворянством и буржуазией катастрофического положения страны [3, с. 25].
Представителем либерального направления был Чичерин Б. Н. Свой вклад он внёс в такие науки, как правоведение, политика, история, философия и социология. Им написаны такие работы, как «Опыты по истории русского права», «Собственность и государство» и др.
Чичерин связывает социологию с философией и выводит её из последней. Марксистская социология (исторический материализм) толкуется авторомкак «экономический материализм». В общем социологическая концепция Чичерина отличается охватом всего предметного поля и очень тщательной аргументацией.
Своё мнение было у Чечерина и насчёт таких вопросов, как семья, гражданское общество, государство. Он считал, что «семья предшествует обществу, формы брака меняются и всегда отражают признаки зрелости общества. Гражданское общество – это совокупность частных отношений между лицами» [1, с. 160]. По его мнению, государство возвышается над обществом, оно является выражением общих интересов и целей народов и призвано устранять общественные противоречия. Продолжателями Чичерина были Струве, Булгаков, Бердяев.
Марксистское
Во второй половине XIXвека значительное влияние в Европе приобрела социально-философская и экономическая теория немецкого мыслителя К. Маркса. В 40-50-е годы течение в России было мало известно, только с конца 60-70-х годов оно набирает силу и становится авторитетным среди широкого круга. Одна из основных причин растущей влиятельности марксистской теории заключалась в её социально-политической направленности на изменение типа общественного устройства через структуры власти [Голосенко, с. 214Первым российским учёным, работавшим в рамках марксистской парадигмы, являлся Н. И. Зибер. В 90-х годах появляются работы П. Б. Струве, Г. В. Плеханова, В. И. Ульянова, засвидетельтвовавшие зарождение нового направления в российской социологии.
Плеханов – один из авторитетов марксистской социологии, он опубликовал много работ, посвящённых марксистской критике народничества, пропаганде марксизма. Социологическая концепция Плеханова достаточно полно представлена в его произведениях, таких как: «Социализм и политическая борьба», «Основные вопросы марксизма» и др. Ему принадлежит заслуга социалистического обоснования необходимости ведения политической борьбы рабочей партии для решения насущных социальных задач угнетённых классов, прежде всего рабочего класса. Основным теоретико-методологическим принципом для Плеханова служит материалистическое понимание истории, т. е. принцип материализма в объяснении действий, как отдельной личности, так и больших социальных групп.
В основе экономического материализма лежат следующие положения:
1) фундаментом и причиной всей социально-культурной жизни является экономическая структура,
2) исторический процесс должен объясняться из борьбы классов, происходящей на почве экономических отношений и интересов,
3) социальная эволюция совершается на основе объективных законов, независимых от воли и сознания индивидов,
4) капитализм саморазрушается и посредством революции сменяется социологизмом.
Наряду с экономическим материализмов в 90-е годы возникает и «легальный марксизм», его сторонниками являлись Струве, Булгаков, Бердяев, Франк.
Работы Бердяева носят ярко выраженный социально-философский характер. Он определяет содержание социологии и её место в системе наук. Он относит социологию к конкретным наукам, аналитическим; считает, что в задачу социологии и наук того же уровня не входит исследование общества как единого целого образования. В основе общества Бердяев ставит пять принципов: аристократизм, иерархизм, консерватизм, свобода, индивидуализм. В целом, по его мнению, возможны два понимания общества и пути его развития: общество строится как природа или как дух; в обществе различают несколько уровней социальности. Одним из первых в мировой философии и социологии Бердяев уделил внимание феномену массового человека, обратился к вопросу о роли техники в развитии общества.
Анархическое
Анархизм, как течение общественной мысли зародилось на Западе, однако большой вклад в него внесла российская мысль. Сторонниками этих идей являются М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин, П. Н. Ткачёв.