Смекни!
smekni.com

Развитие социальной мысли в ХХ веке на примере личности (стр. 5 из 6)

1. идеи

2. чувства-эмоции

3. волнения людей

К сложным относятся:

1. материальная культура, окружающая человека

2. духовная атмосфера социальной среды

3. Общественно-политическая организация групп, явления власти, богатство и деньги, разделение труда и т.д.

В своей работе П.А. Сорокин подробно показывает степень влияния всех этих факторов на поведение человека и общественную жизнь. «Человек, как и все явления мира не изъят из-под действия законов необходимости, что «абсолютной свободы воли» нет... Зависимость от внешних (космических и биологических) условий воспринимается и переживается нами как отсутствие свободы... Зависимость нашего поведения от социально - психических раздражителей воспринимается нами как отсутствие зависимости, как «свобода воли» и поведения!.. Рост влияния социально-психических факторов «на наше поведение будет восприниматься нами как рост нашей свободы, как уменьшение нашей зависимости от условий, посторонних и чуждых нашему «я». Вот почему социально-психологические раздражители поведения кажутся нам освобождающими. Этот субъективно-неизбежный факт и послужил поводом для появлений теорий «свободной воли». Единственный смысл, который может иметь «свободная воля», означает объективно уменьшение зависимости нашего поведения от условий космических и биологических и рост нашей зависимости от условий социально-психических, - зависимости, субъективно переживаемой нами как свобода, как отсутствие стеснения... С ходом истории влияние социально-психических сил растет, поэтому растет и наша «свобода». Так кажется нам субъективно и таково единственно приемлемое понятие «свободы воли». «Каждый из нас, рождаясь в свет, несет с собой лишь биологическую организацию, биологические импульсы и ряд наследственных черт. Багаж - небольшой, фигура - неопределенная. Что выйдет из нее, гений или невежда...- это определяется совокупностью воздействий социальной среды. Она формирует человека как социально-психическую индивидуальность».

22 апреля 1922г. на диспуте тайным голосованием ученый Совет признал Сорокина заслуживающим степени доктора социологии. Он был первым в истории русской науки доктором социологии. К моменту защиты П. Сорокиным было опубликовано уже 126 работ. Многие из них были направлены против советской власти и марксистской теории. Ленин резко критиковал статью П. Сорокина «Влияние войны на состав населения, его свойства и общественную организацию», напечатанную в 1922г. в первом номере журнала «Экономист». В частности, в этой статье Сорокиным был дан статистический материал о развитии семейно-брачных отношений и разводах. Ленин писал, что Сорокин «искажает правду в угоду реакции и буржуазии».

В письме к Дзержинскому от 19 мая 1922г. Ленин писал по поводу журнала «Экономист»: “Это, по-моему, явный центр белогвардейцев. В N3 напечатан на обложке список сотрудников. Это, я думаю, почти все - законнейшие кандидаты на высылку за границу». Среди 53 человек, привлеченных к сотрудничеству в «Экономисте» есть и фамилия П.А. Сорокина.

В феврале 1922г. П. Сорокин выступил на торжественном собрании в честь 103 годовщины Петербургского университета. Обращаясь к молодежи, он заявил, что «вера отцов» оказалась «банкротством». «Их опыт в форме традиционного мировоззрения интеллигенции оказался недостаточным, иначе трагедии не было бы. От берега этого мировоззрения волей-неволей вам приходится оттолкнуться: он не спас нас, не спасет и вас. Он надолго исчез в зареве войн, в грохоте революций и в темной бездне могил, все растущих и умножающихся на русской равнине. Если не мы сами, так эти могилы вопиют о неполноте опыта «отцов» и ошибочности их патентованных спасительных рецептов». Советуя молодежи обрести «новую веру», Сорокин прежде всего рекомендует ей «взять с собой в дорогу» знания, чистую науку, веру, любовь и волю к производительному труду.

В связи с тем, что после революции немарксистские социологи продолжали работать так же активно, как и прежде, а многие даже открыто выступали против советской власти, в 1922 г. Ленин поставил вопрос о коммунистическом контроле программ и содержании курсов по общественным наукам. В результате чего многим профессорам, в том числе и П.А. Сорокину, была запрещена преподавательская деятельность. Под натиском властей, в сентябре 1922г. Сорокин и его жена Е.П. Баратынская, навеки были вынуждены оставить Россию. «Что бы не случилось со мной в будущем, - написано в его дневнике, - я уверен, что три вещи навсегда останутся убеждениями моего сердца и ума. Жизнь, как бы не тяжела она была, - это самая высшая, самая прекрасная, самая чудесная ценность в этом мире. Превратить её в служение долгу - вот еще одно чудо, способное сделать жизнь счастливой. В этом я тоже убежден. И, наконец, я убежден, что ненависть, жестокость и несправедливость не могут и никогда не смогут построить на земле Царство Божие. К нему ведет лишь один путь: путь самоотверженной творческой любви, которая заключается не в молитве только, а прежде всего - в действии». После непродолжительного пребывания в Берлине, а затем в Праге, осенью 1923 г., приняв приглашение видных американских социологов Э. Хайэса и Э. Росса, прочесть серию лекций о русской революции, Сорокин навсегда переезжает в Соединенные Штаты Америки.

В историко-социологической литературе традиционно принято разграничивать два периода творчества Сорокина – русский и американский. Для «американского» социолога Сорокина «русский период» творчества является своего рода инкубационным, «годами учения», очень интересными и по-своему продуктивными. Однако именно за эти десять лет у Сорокина созрели замыслы всех дальнейших его тем, и, что особенно важно, наглядно обозначились те этапы его творческой эволюции, которые он и проделал в течение своей последующей жизни. Если он начинал довольно традиционно для социальной мысли рубежа веков, то в гарвардский период превратился в могущественного макросоциолога, рассматривающего цивилизацию в качестве атомарной единицы своего анализа. П.Сорокину понадобилось менее года для культурной и языковой акклиматизации и уже летним семестром 1924г. он приступил к чтению лекций в Минисотском университете. В 1924г. выходит его первая печатная книга «Листки из русского дневника», описывающая и анализирующая российские события 1917-1922гг. В 1925г. выходит в свет его «Социология революции», В 1927г. «Социальная мобильность». Сорокин является одним из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности. Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества на социальные слои, группы, служит методологической основой для формирования теории социальной мобильности. Это изменение индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в социальной структуре общества. П.Сорокин рассматривал социальную мобильность как любое изменение социального положения, а не только переход лиц и семей из одной социальной группы в другую. Согласно его взглядам социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух направлениях:

1. вертикальном – движения вверх и вниз (перемещение из одной социальной страты в другую, движение вверх или вниз в системе социальных позиций),

2. горизонтальном – движения на одном и том же социальном уровне (перемещение в рамках социальной группы одного уровня).

Социальная мобильность - это изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре.

Различают также главные и второстепенные, типичные и случайные, массовые и единичные ее направления и каналы. Пример вертикальной мобильности - переход из низкоквалифицированных работников в высококвалифицированные, из рабочих в ИТР, изменение условий жизни и статуса потребления; горизонтальной - текучесть кадров, переход на другой завод, переход в рамках данной страты.

В советской социологии термин социальная мобильность был заменен понятием социального перемещения, что вероятно должно было свидетельствовать об отсутствии социального неравенства.

Различают групповую и индивидуальную мобильность. Групповая мобильность вносит изменения в стратификационную структуру. Большинство изменений связано как правило с появлением новых групп, чей статус перестает соответствовать сложившейся системе иерархий. К середине ХХ столетия такой группой стали управляющие, менеджеры. В период острых социальных катаклизмов может произойти почти полное обновление высших эшелонов общества. 1917 год - низвержение правящего класса, подъем наверх новых слоев с новым мировоззрением и культурой.

Период смены политической и экономической элиты переживает Россия в настоящее время. Класс предпринимателей, опираясь на финансовый капитал, неуклонно расширяет свои позиции, претендует на верхние этажи социальной лестницы. Поднимается не вся политическая элита и т. д.

Массовые и групповые перемещения связаны:

с глубокими серьезными изменениями в социально-экономической структуре общества.

со сменой идеологически ориентированных приоритетов политики.

Индивидуальная социальная мобильность имеет место в стабильно развивающемся обществе. Современное общество характеризуется деятельно высокой интенсивностью передвижения индивидов по вертикали. Но еще П.Сорокин отмечал, что история не знает ни одной страны, где вертикальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного слоя в другой осуществлялся бы без всякого сопротивления, он считал, что тогда бы в обществе не было бы социальных страт. Но все общества стратифицированы и внутри них функционирует своего рода "сито", просеивающее индивидов и позволяющее одним подниматься на верх, а другим - нет.

Роль "сита" выполняют те же структуры, что и упорядочивают, регулируют и консервируют стратификационную систему. Это социальные институты, регулирующие движение по вертикали и своеобразие культуры, позволяющее проверять каждого выдвиженца на прочность, на соответствие нормам той страты, в которую он перемещается. П.Сорокин убедительно показывает, как различные институты выполняют функции социальной циркуляции. Например, система образования выполняет не только роль социализации, но и является своеобразным лифтом, который позволяет наиболее способным и одаренным подняться на высшие ступени социальной иерархии. Но использовать движущую силу какого-либо социального института не всегда бывает достаточно, чтобы закрепиться в новой страте, необходимо принять ее образ жизни и строить свое поведение в соответствии с ее нормами.