Смекни!
smekni.com

Развитие социологии (стр. 2 из 4)

Хотя ценности не относятся к видам культурных норм, но входят в систему культуры наряду с другими её элементами и выполняют в ней особую функцию. Ценности, – социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Если верность является ценностью, то отступление от нее осуждается как предательство. Ценности представляют собой разделяемые вами совместно с другими убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Только самое ценное в обществе подлежит охране со стороны социальных норм. Культурные нормы – разновидность социальных норм.

Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи придумали термин ценностные ориентации. Они описывают индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения.

Обычаи, нравы, законы – именно в таком порядке должны выстраиваться базисные элементы нормативной системы, так как от первого к третьему нарастает степень строгости тех санкций, которые обычно использует общество по отношению к нарушителям.

Обычаи – традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками. Если привычка – это повседневная, не праздничная сторона социальной действительности, то обычаи представляют более редкий, "праздничный" ее аспект. Мы говорим о гостеприимстве как обычаи, а не привычке. Обычай праздновать Рождество и Новый год, уважать старших, не спрашивать женщину о ее возрасте, уступать ей место и подавать ей руку, как и многое другое, пользуется уважением, почитается и охраняется как нечто ценное. Обычаи, – одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. К нарушителям применяются ненормативные санкции – неодобрение, изоляция, отрицания. Некоторые обычаи стоят близко к этикету. Обычаи – это еще и традиционно воспроизводимые элементы культуры.

Нравы – обычаи, обретающие материальное значение. Так в Древнем Риме это понятие означало самые уважаемые и освященные обычаи. Они назывались mores, – а нравы. От сюда и пошло слово мораль – совокупность культурных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т. д. Безнравственно оскорблять старших, бить женщину, обижать слабого, издеваться над инвалидом. Но с другой стороны в той же Спарте вполне нравственно было сбрасывать в пропасть физически слабого ребенка. Таким образом, что именно считать нравственным зависти от культуры данного общества. Однако во всех случаях наказание к нарушителям нравственных устоев следовало более суровое, чем к нарушителям обычаев.

Закон – нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Он является высшей разновидностью социальных и культурных норм, требующий безусловного подчинения.

Различают два вида законов. Обычное право – совокупность неписаных правил поведения в доиндустриальном обществе, санкционированных органами власти. Из него постепенно возникли юридические законы, закрепленные конституцией. Законом общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: человеческую жизнь, государственную тайну, собственность, человеческие права и достоинства.

Нарушение законов влечет к уголовным наказаниям, самым сильным из них в настоящее время является пожизненное заключение.

Человеческая культура неотделима от традиций. Оба понятия настолько связаны между собой, что их нередко путают. Культуру сводят к совокупности традиций. Но столь же часто с традициями отождествляют обычаи. В специальной литературе традиции связывают с социальным институтом. Несомненно, одно; в основе обычаев и традиций лежит простая привычка человека повторять одни и те же действия. Четко закрепляя уже приобретенное знание, привычка играет исключительную роль в становлении традиций. Но привычка лежит в сфере человеческой психологии, а обычаи, традиции, манеры – в сфере человеческого общества. Обычай указывает на одобренный и общепринятый способ его ведения. Манеры – лишь стилизованная форма обычая. Понятия ''обычай'' и ''манеры'' ничего не говорят нам о том, что передаются они из поколения в поколение или нет. Об этом говорит другое понятие – традиция. Под традицией правильнее понимать механизм воспроизводства, процесс передачи из поколения в поколение культурных норм и черт; символов, обычаев, манер, этикета, языка, законов, нравов. Традиция показывает вертикальную ось времени -–то, что существовало в прошлом, существует в настоящем и вероятнее всего сохранится в будущем. Все ценное в культуре переходит из прошлого в настоящее и будущее, становится традиционным. Традицию понимают еще как ''предание''. Предание, как и традиция, всегда изустно. Традиция передается: либо через практическую имитацию (повторение каких-либо действий); либо через фольклор.

Адекватность передачи достигается многократными повторами, системами символических текстов (мифология) и действий (ритуал). В доиндустриальном обществе большинство черт культуры передавалось через традицию, поэтому оно называется традиционным. В современном обществе ее сильно потеснили радио, телевидение, пресса, библиотеки, школы, университеты. Они выступают основными каналами передачи прошлых знаний. Традиции, – укоренившиеся в характере данного народа способы относиться к чему-либо, думать о чем-то или делать что-то определенным образом. Это механизм и процесс передачи из поколения в поколение базисных элементов нормативной культуры. Они могут быть универсальными и локальными.

Традиция гостеприимства существует у многих народов, а церемония чаепития - только у японцев. В первом случае они считаются культурными универсалиями, во втором – культурным своеобразием. Традиции буквально пронизывают всю жизнедеятельность общества.

Они встречаются, чуть – ли не на каждом шагу, но о большинстве из них мы просто не задумываемся. Традиции существуют по долгу, может быть, тысячи и сотни лет, и передаются из поколения в поколение. Если традиции существуют десятки и сотни тысяч лет, они могут превратиться в социальный институт.

На заре человечества парный брак был редким явлением, но постепенно стал традицией и овладел всеми народами. Еще позже он превратился в институт семьи. Институт – перезревшая традиция, массовая привычка что-либо делать определенным образом, уже не помещающаяся в рамки традиций. В социологии традицию понимают именно как механизм воспроизводства социальных институтов и норм, когда необходимость сохранения этих норм оправдывается самим фактом их существования в прошлом. Что-либо узаконивать, делать оправданным – еще одно функция традиции.

В зависимости от того, кто создает культуру каков ее уровень, социологи различают три формы – элитарную, народную и массовую, и две разновидности; субкультуру и контркультуру.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитарная, или высокая культура, например живопись Пикассо трудна для понимания неподготовленного человека. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. Формула элитарной культуры ''искусство для искусства''.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют любительской (но не по уровню, а по происхождению) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия).

Фольклор – еще одно название народного творчества. Фольклор связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью электронных носителей. Время ее появления – середина 20 века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Она обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культуры. У нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, отражает и реагирует на любое новое событие. Поэтому образцы массовой культуры быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура – сленговое название массовой культуры, а китч – ее разновидность.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп – национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждого из них формируется собственная культура, то есть система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называются субкультурами.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, привычкой, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир. Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности; усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.