Основные социально-философские идей К. Маркса
Своеобразный синтез классического и неклассического типа научности в области социологии представляет собой материалистическое учение об обществе К. Маркса и его последователей. При создании этого учения К. Маркс исходил из натуралистических установок позитивизма, требовавших рассматривать социальные явления как факты и строить обществоведение по образцу естественных наук, с характерным для них причинно-следственным объяснением фактов.
Карл Маркс (1818-1883) признан за рубежом в качестве одного из классиков социологии наряду с Э. Дюркгеймом и М. Вебером. Маркс предложил, совершено иной подход к пониманию общества. Его считают изобретателем теории социального конфликта. Если для Конта главное – стабилизация общества, то для Маркса – его уничтожение и замена новым, более справедливым.
Считается, что вся мировая социология возникла и формировалась, чуть ли не как реакция на марксизм, как стремление средствами теории опровергнуть его. Действительно, Маркс выступал за революционный путь изменения общества, а все другие социологи – за реформистский.
Подобно Конту и Дюркгейму, Маркс признавал историческую роль разделения труда как двигателя общественного развития. Но в отличие от них он придавал его аномалиям (негативными последствиями) не относительное, а абсолютное значение. Конт и Дюркгейм полагали, что такие аномалии, как эксплуатация, безработица, обнищание, одностороннее развитее личности, постепенно будут устранены полностью или частично в рамках капиталистического строя. Чем больше прогрессирует капитализм, тем выше жизненный уровень населения и лучше условия труда. И жизнь подтвердила их правоту.
Но Маркс рассуждал иначе. Капитализм – такой же антагонистический строй, как рабовладение и феодализм. Антагонизм – это непримиримое противоречие основных классов любого общества. Всюду, где есть классы, существует антагонизм, ибо один класс всегда эксплуатирует другой, т. е. живет за его счет, присваивает его неоплачиваемый труд.
Рабовладение и феодализм все больше накапливают такой антагонизм, а капитализм доводит его до логической точки. Антагонизм нельзя разрешить в рамках существующего строя, ибо эксплуататоры добровольно не отдадут награбленное и не поменяются местами с теми, кого они эксплуатируют. Даже если два класса поменяются местами, эксплуатация как явление, как социальный институт, не исчезнет. Эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое[1].
Предметом социологии в марксизме, является изучение общества, основных закономерностей его развития, а также социальных общностей и институтов.
Культура как фактор социальных изменений
Культура – чисто человеческий образ жизни. Культуры нет у животных, как нет людей, не имеющих культуры. Ее содержание составляют обычаи, нравы, законы, этикет, символы и многое другое, что возникло благодаря мышлению, сознанию и языку, которые совершенно отсутствуют у представителей животного мира.
Культуру определяют по-разному. В одном случае о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение. В другом ее сводят к совокупности материальных и духовных памятников, символов, обычаев.
Существуют два понятия – общество и культура. Общество – совокупность людей, культура – совокупность идей (материализованных и нематериализованных), носителем которых выступает язык. Культура имеет множество значений.
Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу общества, получившую институциональное закрепление. Не только в нашей стране, но и в других странах существуют министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т.д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей.
Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации.
В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений. Мы употребляем выражения ''культурный человек'' в значении воспитанный, ''культура рабочего места'' в значении опрятно прибранное, чистое функциональное пространство. ''Уровневый'' смысл мы вносим в понятие ''культура'', когда культуру противопоставляем бескультурью – отсутствию культуры. Для многих из нас культурным является человек, который может поговорить о Бетховене, Достоевском и Пикассо[2]. Подобное толкование, пришедшее к нам из 18 века, по существу уравнивает ''культурность'' с ''воспитанностью'' и ''цивилизованностью''. Для большинства антропологов в 20 веке ''цивилизация'' обозначала особый, высший тип культуры. Для социологов цивилизация не эквивалентна культуре, а выражение ''отсутствие культуры'' бессмысленно. Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры. Предметы, окружающие человека, не остаются безымянными. Он наделяет их именами, смыслом и значением в зависимости от того, в каких целях эти предметы использует. Поскольку один и тот же предмет может служить разным целям, он наделяется несколькими значениями. Так, обыкновенная вода может служить; средством утоления жажды, способом получения электроэнергии, средством транспортировки грузов, религиозным символом, санитарно-гигиеническим средством, местом развлечения, отдыха и т.д. Наделяемые значениями и именами предметы составляют тело культуры. Те предметы, которые по разным причинам не получили значения, т.е. не очеловечены, остались за рамками культуры. Со временем все, до чего добрался человек, даже отдаленные звезды или редкие виды бабочек, включаются в культурный контекст. В этом смысле животные существуют в необозначенном, неназванном мире. В их измерении нет символов, смыслов, значений, названий, имен. Поэтому у них нет культуры и нет средства, с помощью которого они могли бы выразить все это – языка. Более того, у животных нет инструмента, с помощью которого создается язык, а именно мышления. Культура – это то, что выделяет человеческое общество из животного мира. Она – искусственно созданная – при помощи языка, мышления и символических значений – среда. Если представим культуру в виде сложной системы, а именно такой должна быть человеческая культура, создававшаяся тысячами поколений людей, то обязательно найдутся исходные клеточки, или первокирпичики. Такие базисные единицы культуры называют элементами, или чертами культуры. Они образуют состав культуры и делятся на материальные и нематериальные. Совокупность первых создает особую форму культуры – материальную культуру. Она включает физические объекты, созданные человеческими руками (их называют артефактами); паровая машина, книга, погребение, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое.
Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, несут на себе определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества. Совокупность вторых образует нематериальную, или духовную культуру; правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они – тоже результат деятельности людей (и тоже артефакты), но сотворены не руками, а разумом и чувствами. Нематериальные объекты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением. Черты одной культуры выражаются через черты другой. Так, церемония, как любой нематериальный объект, нуждается в материальном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай приветствия – через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука – ритуальное символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, без участия материального посредника – галстука. Элементом культуры может быть плуг, паровая машина, теория относительности, идея равенства и справедливости, традиция гостеприимства и т.п. Одни элементы существуют в одиночестве, другие, наподобие центра притяжения, организуют вокруг себя совокупность новых элементов. Во втором случае говорят о культурном комплексе. Культурный комплекс – совокупность культурных черт, или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных. Примером служит спортивная игра, в частности футбол, С ним связаны; стадион, болельщики, рефери, спортивная одежда, мяч, пенальти, форвард, билеты и многое другое. Появление плуга произвело подлинную революцию в земледелии, изменило образ жизни и способ хозяйствования миллионов людей. Не меньшее значение имело изобретение книгопечатания и паровой машины. Не столь яркими, но не менее важными оказались в свое время идея введения званий и титулов, идея наследования имущества или обряд инициации (посвящение юношей во взрослые). Они вызвали к жизни новые социальные институты, формы власти, системы вознаграждения, законы.
Культура делится на материальную и нематериальную. Первокирпичиками той и другой выступают черты культуры. Другое название им – артефакты, ибо это искусственно созданные вещи и идеи.
К базисным элементам духовной культуры относятся: обычаи, нравы, законы, ценности.
Первые три являются разновидностями культурных норм и поэтому образуют нормативную систему культуры. Она предписывает членам общества, что надо делать, как надо делать и в каких ситуациях следует так поступать. Манеры, этикет и кодекс также входят в нормативную систему культуры, но не в качестве основных, а дополнительных ее элементов. В любом обществе – от самого примитивного до суперсовременного – есть обычаи, нравы и законы, но не в любом обществе существуют манеры, этикет и кодекс. Хотя ценности и не относятся к видам культурных норм, но они входят в нормативную систему культуры наряду с другими ее элементами и выполняют в ней особую функцию.