Исчезла вера в людей. Ведь меня оставил тот, кому мы отдал все - свободу, молодость, имущество, о ком заботился, для которого работал, с кем родил ребенка.
Ее гложет проблема, как общаться с ушедшим мужем по поводу детей.
Одолевает жуткое чувство ревности. Перед глазами сцены измены.
Резко отрицательное отношение к бывшему супругу (супруге) и сопернику (сопернице), к которому те ушли.
Жажда мести. Приходят в голову мысли, как отомстить супругу и как отомстить сопернику.
Планы, как вернуть ушедшего.
Как делить имущество, в особенности жилище.
Проблема поисков замены.
Переосмысление собственного поведения, самообвинения.
Многое противоречиво в этих переживаниях. Жажда отомстить и жажда вернуть. Обвинения и самообвинения. Но все переживания строятся вокруг этого ключевого события - разрыва. Эта психическая травма сопровождается слезами, унынием, бессонницей. Переживания могут ограничиться рамками психологической реакции, но могут зашкаливать и перерастать в невроз и даже в психоз.
Позже психические раны "рубцуются", человек как-то возвращается к жизни, вступает в новые отношения.
По закону психической защиты ушедший обесценивается. Он ушел - он плохой. Она ушла - она плохая. Это - если не удается вернуть.
Здесь есть некоторая разница между мужской и женской психикой. У женщин психическая защита прямолинейная: он ушел - значит, он плохой! Я ему отдала молодость. Этот упрек чисто манипулятивный. Он ведь тоже отдал ей свою молодость или зрелость... Она чаще всего рассуждает эмоционально: "Он ушел к ней, пусть, она ему еще покажет, так ему и надо". Мужчина более рассудителен. Он может сказать, например: "Она ушла, недооценила меня, она плохо поступила, но бог ей судья, "дай вам бог любимой быть другим".
Церковный брак нерасторжим. Но разве мало мы знаем о муках друг с другом и при таком нерасторжимом браке. Если он скреплен внешними скрижалями, обручами. "Обрученные" читается как "обреченные". Тоже плохо. Так что люди светские, демократически настроенные - за брак, который расторгается по обстоятельствам.
Но тут свои проблемы - нажили общее имущество. Ну как поделишь дачу? Не вилки же и ложки - предмет дележки. Дача-то одна. Столько в нее вложено! И вот законодатели придумывают такую вещь, как брачный договор, в котором ключевое слово - "развод". "При разводе имущество делится так-то и так-то..."
Заключают брак, вступают в супружество, а говорят не о любви, а о том, как будут делить фамильное серебро в случае развода. Была и остается прописочная проблема. Если супруг прописался, то он через полгода проживания имеет уже право на площадь. И понятно, что всегда найдутся люди, готовые притвориться любящими, прописаться и отсудить себе площадь.
Однако самое главное - это ребенок.
Делят ведь и детей... А здесь что: одного ребенка - одному, другого - другому?. А если одного ребенка?. .
Припомним, мы уже "постановили", что стресс разрыва с ребенком, по сравнению с потерей супружества, двойной, поскольку это своя кровь. Так что: "маленькая смерть"...
В Ветхом Завете рассказывается, как царь Соломон провел свой суд мудро и лукаво… Две женщины оспаривали права на ребенка, которого предъявили Соломону. Каждая заявляла, что она мать ребенка. Соломон велел принести топор и разрубить ребенка, пополам, дескать, каждая получит половину. И вот реальная мать отказалась от своего ребенка лишь бы он был жив, и лукаво-мудрый и, будем думать, добрый Соломон отдал его ей. А родители, деля одного ребенка, разрубают его сердце, душу. Не думая, каково ему. Настраивают ребенка против другого, конечно, "нехорошего", родителя.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил. И перед мужчиной, и перед женщиной развод ставит ряд проблем: например, жилья, поиска нового брачного или сексуального партнёра, адаптации к новому социальному положению и т.д. Ребёнку же приходится проходить через эти испытания всю жизнь: разрыв отношений с одним из родителей (который, как правило, после развода живёт раздельно), чувство брошенности, ущербности, незащищённости калечат неокрепшую психику ребёнка, а отсутствие примера семейных отношений в здоровой полноценной семье в дальнейшем увеличивает трудности при создании его собственной семьи. И наконец, развод является не только личной, но и социальной проблемой: увеличивается количество неполных семей, разводы влияют на демографическую ситуацию, на решение жилищной проблемы и т.д.