Введение
В настоящее время многими исследователями отмечаются изменения, происходящие в семье. Предпосылки этих преобразований – новые общественные нормы, способствующие созданию иных путей не только формирования семьи, но и взаимоотношений между её членами. Многие исследователи видят направления выхода из кризиса в преодолении монопрофильности поселений, однако, у автора иная точка зрения. Верно проведенная диверсификация производства, налаживание необходимых связей с предприятиями других городов и стран способны сделать градообразующие предприятия прибыльными, а значит комфортной социально-экономическую обстановку.
Традиции и инновации в семье
Присутствие традиций и инноваций в среде сельской молодёжи проявляется более ярко. Анализ данных социологического исследования позволяет выявить отношение молодёжи к такой значимой традиционной ценности, как дети. На вопрос «Хотите ли Вы иметь детей в будущем» дали ответ «Да» 85,21% опрошенных. Однако, несмотря на развёрнутую государством пропаганду идеальной семьи с тремя и более детьми, можно судить, что для молодёжи предпочтительнее иметь двоих детей (53,63% от общего числа респондентов). В будущем иметь троих детей, хотят 7,02%, а общая доля респондентов желающих иметь более троих детей, составила лишь 2,50%. Очевидно, что в молодёжной среде многодетность ещё не встречает достаточной поддержки. Тем не менее, есть группа ещё неопределившихся (19,30% от всей совокупности) в отношении количества детей. На изменение установок молодёжи именно этой группы (не исключая остальную), необходимо ориентироваться, возрождая традицию многодетности.
В регулировании деторождения значимую роль играют ценности, нормы, обычаи, в том числе традиционные (ребёнок может появляться только в законном браке, семья многодетная и многопоколенная, где главная роль принадлежит отцу семейства и мужу). В настоящее время социальные изменения, затрагивающие и институт семьи, заставляют современное общество задуматься о необходимости пересмотра концепции ребёнка. Реальность такова, что ребёнок может появиться не только в результате гетеросексуальных отношений, но и в результате искусственного оплодотворения (т.е. вариабельность вариантов деторождения). Во многих случаях потенциальные родители имеют возможность контролировать время, расу и другие желаемые характеристики ребёнка. Для многих семей результат новой реальности проявляется в мультидетности и мультиродительстве. Такое положение дел действует разрушительно на традиционные предположения о значении родительства как такового и об ответственности, им предполагаемой. Становятся актуальными вопросы, ранее не возникавшие в науке. Например, каково значение отцовства в условиях недавно появившейся возможности искусственного оплодотворения женщины, что делает возможным зачатие при отсутствии мужчины и будущего отца; как должно быть определено материнство, если всё большее распространение получает явление суррогатного материнства.
Изменение института семьи связано с социальными, политическими и экономическими преобразованиями, происходящими в современном обществе. Миграционные процессы также отражаются на семье и приводят к возникновению новых образцов социального поведения (особенно для более мобильного сегмента)
Диффузия инноваций в студенческой субкультуре
На сегодняшний день в мире появляется огромное число инноваций во всех сферах жизни социума, в том числе и культурной. Современные технические средства коммуникации, например как Интернет и мобильные телефоны позволяют ускорить диффузию – процесс распространения инноваций. Поскольку молодежь, в частности студенты, являются активными пользователями современных средств коммуникаций, процесс диффузии в молодежной среде разрастается с огромной скоростью.
Одной из актуальных сфер жизни молодежи является ее досуг: каждый день появляются различные способы проведения свободного времени, образуются все новые и новые молодежные субкультуры и т.д. Для сегодняшнего относительно стабильного российского общества характерны «гуманитарные» молодежные субкультуры, представляющие из себя форму проведения досуга. Т.е. как только жизнь без лишений превращается в норму, общество сталкивается с тоской будней, «сытые» молодые люди начинают искать себе применение посредством молодежной субкультуры. Примером подобных субкультур может служить стрейт-рейджеры, мобберы, экстремалы и т.д.
Таким образом, объектом нашего исследования выступает инновация в сфере проведения досуга у молодежи.
Процессы диффузии инноваций в различных сферах жизни общества имеют свои специфические черты и особенности. В данном исследовании, учитывая специфику объекта, инновация понимается как выработка новых форм деятельности.
Данная инновация в студенческой среде может транслироваться как через каналы межличностной коммуникации, так и через средства массовой коммуникации (интернет, телевидение и т.д.). Таким образом, перед нами стоит проблема гносеологического характера - незнание приоритетного источника нововведения в студенческую среду. Т.е. главным вопросом исследования встает: что выступает главным транслятором инновации в студенческую среду: интернет или непосредственное общение с одногруппниками; телевидение или личное знакомство с представителями той или иной субкультуры?
Цель – выявить основные источники информации, благодаря которым студенты узнают о той или иной инновации.
Э. Роджерс в теории диффузии инноваций выделяет четыре главных элемента в процессе диффузии: инновация, каналы коммуникации, время, социальная система.
Согласно выделенным элементам в данном исследовании рассматриваются:
· специфика «усвоения» инновации;
· каналы коммуникации, через которые проникает инновация в студенческую среду;
· время, в течение которого диффузия достигает тот или иной этап;
· особенности социальной системы, в рамках которой происходит диффузия, т.е. студенческая среда.
В ходе исследования будут сравниваться студенты центрального и периферийного городов России, соответственно Москвы и Омска. Москва как центральный город России обладает большим информационным потоком в отличие от периферийных городов, что, в свою очередь, говорит об определенном характере и скорости коммуникации. Город Омск, будучи отдаленным от центра, обладает меньшей информационной насыщенностью, нежели Москва, и, соответственно, здесь коммуникация имеет совершенно иные параметры, предположительно, это низкая скорость коммуникации, меньшая информационная составляющая коммуникативного потока, «запоздалость» процесса диффузии инноваций и т.д. Отсюда можно сделать вывод о том, что социальная структура города обуславливает соответствующий ей тип коммуникации.
Виртуальный культуротип личности на примере инноваций
Концепция виртуального культуротипа личности находится на пересечении ряда предметных областей гуманитарного знания. В современный период развития социума наблюдаются перманентные изменения также в социальной и культурной сферах общества, возникают новые виды социальных связей, которые подвержены влиянию процесса глобализации, наблюдается внедрение инновационных технологий в область культуры, что отражается на изменении характера деятельности членов культурных поэтических сообществ.
Сегодня нарастает потребность в осмыслении появления виртуального культуротипа личности - члена виртуального поэтического сообщества как культурного феномена. Формирование такого культуротипа в современных условиях представляет собой важную и довольно сложную проблему, которая позволила бы подойти к исследованию культурной и социальной активности, определению творческих стратегий, формулировке направления культурного поведения членов нового вида поэтических сообществ - виртуальных.
Требования, которые предъявляет сегодня киберпространство творческой личности, влияют на формирование новых социально-культурных ценностей, сознания, самоопределения этой творческой личности. Принадлежность к виртуальному культуротипу может символизировать принадлежность к новым поставленным культурно-творческим целям.
В настоящих условиях социальных изменений, вызванных инновационными процессами, культурная и мотивационная деятельность членов поэтических сообществ начинает зависеть от киберпространства. На основе инновационного фактора, связанного с ведением творческой деятельности за счет виртуального пространства Интернет, ряд поэтов-литераторов строит действия, на осуществление которых влияют характер их личности и факторы внешней среды, связанные с глобализацией.
Индивидуальный культурный облик возникает в рамках группового пространства (в данном случае речь идет о поэтическом сообществе), которое является первичным пространством становления способа человеческой деятельности, культуры, пространством духовной жизни.
Проведенное исследование показало, что виртуальный культуротип личности, осуществляющий презентацию совей творческой деятельности в рамках виртуального поэтического сообщества, осуществляет свое формирование под воздействием различного рода объективных и субъективных факторов, личностных условий и обстоятельств, которые влияют на возможности реализации творческого потенциала данной личности.
Виртуальный культуротип личности обладает инициативным типом поведения, связанным с систематическим освоением способов презентации творческой деятельности в сфере культуры в рамках киберпространства, созданием новых объектов духовной культуры. Виртуальный культуротип личности связан с апробацией сегодня довольно эффективных культурных поведенческих моделей, которые способствуют усилению процесса культурной кросскоммуникации и, конечно, обеспечивает возможность индивидуального творческого успеха.