Смекни!
smekni.com

Реабилитационный досуг для детей группы риска (стр. 2 из 10)

2. Употребление наркотиков.

Чрезвычайно серьёзная проблема, получившая большое распространение в современном мире. Злоупотребление наркотиками характерно для тех групп общества, которые находятся в состоянии аномии, т.е. индивиды в этих группах лишены социально-значимых идеалов и устремлений, что особенно характерно для подростков. Явление аномии развивается на фоне деструктивных явлений в обществе, когда молодёжь не видит для себя достаточно ясного жизненного сценария становления и развития личности. В описанной ситуации некоторые молодые люди оказываются неспособными реализовать одну из ведущих жизненных потребностей в самореализации и самоутверждении. Эти явления сопровождаются отрицательным эмоциональным фоном, дискомфортом, и это последнее обстоятельство рождает у молодого человека поиск новых средств, которые помогли бы справиться с кризисной ситуацией. Наркотик в данном случае является средством, которое временно дарит молодому человеку иллюзию благополучия и эмоционального комфорта.

Исследования мотивации приобщения подростков к наркотикам, проведённые в школах Московской области в 2002 году, обнаружили следующие мотивы:[4]

· они помогают отвлечься от личных неприятностей — 50%;

· это приятно, от них «балдеешь» — 40%;

· все друзья пробуют, не хочется быть «белой вороной» — 35%;

· употреблять наркотик — это «круто» — 23%;

· на дискотеке надо делать то, что делают все — 13%.

Указанные мотивы как внутренние побуждения личности требуют причинного объяснения: 50% подростков используют наркотик для ухода от личных проблем, преодолевать которые волевым усилием они не умеют. Ещё 40% школьников воспитывались в семьях, где желания ребёнка возводились в культ, поэтому жизненным принципом этих подростков становится получение удовольствия. Следующие 35% школьников страдают синдромом подражания, нежеланием вступать в конфликт с референтной группой сверстников. В их личностных характеристиках отсутствуют такие важные компоненты социальной зрелости, как независимость, самодостаточность, умение отстаивать свою позицию. Еще 23% подростков рассматривают потребление наркотиков как способ самоутверждения, обретения высокого статуса в группе сверстников. В этом случае имеет место деформированная система ценностей. Наконец, 13% подростков предпочитают уступить друзьям в ситуации предложения ими наркотика. Такая идеология свойственна слабовольным детям, с жизненной позицией ведомого, а не лидера, с низкой самоидентификацией, неуверенным в себе.

3. Агрессивное поведение.

Агрессия как проявление неприспособленности к социальной среде отчётливо проявляется в возрасте от 10 до 13 лет. Она выражается либо в семейных потасовках при разрешении конфликтов, либо в избиении физически слабых, неуверенных в себе, лишённых родительской защиты учащихся.

В старшем школьном возрасте агрессивность отмечается в основном у юношей, у девушек – значительно реже. Агрессия у юношей обычно отличается в следующих ситуациях: при противопоставлении себя детям, взрослым, старикам; в конфликтах между отдельными молодёжными группами; при регуляции отношений внутри молодёжной группы с помощью физической силы.[5]

Подростковая агрессия – чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых неудач и несправедливостей. Изощрённую жёсткость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, не имевшие в детстве возможности экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них – своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки.

Подростковые акты вандализма, как правило, совершаются сообща, в группе. Роль каждого в отдельности при этом как бы стирается, личная моральная ответственность устраняется. Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящее в момент действия до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут объяснить.

4. Противоправное поведение детей и подростков.

Преступление является следствием сложного взаимодействия личности со средой. Российские криминологи справедливо акцентируют своё внимание на решающей роли социальной среды в формировании противоправного и преступного поведения. Наибольшую склонность к преступному поведению имеют подростки, проживающие в неблагополучных семьях, что связано с плохими жилищными и материальными условиями, напряженными отношениями между членами семьи и низкой заботой о воспитании детей.

Статистика регистрируемых преступлений несовершеннолетних, предлагаемая правоохранительными органами, позволяет определить характер совершаемых подростками преступных действий и степень распространённости каждого из них.

Число осуждённых в возрасте 14–17 лет по видам преступлений: Убийство – 1,2%; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью – 2,1%; изнасилование – 0,8%; кража – 61,7%; грабеж – 10,4%; разбой – 3,5%; вымогательство – 1,1%; угон транспортных средств без хищения – 4,1%; хулиганство – 6,7%; незаконные действия с оружием, боеприпасами, взрывными устройствами – 0,6; преступления, связанные с наркотиками, психотропными веществами – 3,7%.[6]

Как видно из приведенных данных, самыми распространёнными видами преступного поведения подростков являются преступления против собственности: кражи, грабежи, разбои и вымогательства составляют более 76% всех преступлений. Вместе с тем следует иметь в виду, что указанная статистика рассматривает преступные действия подростков, уже достигших возраста уголовной ответственности (14 лет), и не учитывает 100 тысяч детей, не достигших указанного возраста, но совершающих ежегодно уголовные преступления.

Специалисты в этой области уделяют много исследований анализу мотиваций подростков. Наиболее частыми мотивами преступного поведения подростков считаются:

1 попытки самоутверждения;

2 протест против действительности, несправедливости взрослых;

3 стремление обратить на себя внимание взрослых;

4 корыстные цели и т.д.

Рассматривая форму совершения преступлений подростков, необходимо обратить внимание на групповые преступления. Доля групповых преступлений в преступности несовершеннолетних в 2–5 раз выше, чем аналогичный показатель преступности взрослых. Во многом это обусловлено возрастной потребностью общения в неформальной среде сверстников.

Преступность несовершеннолетних характеризуется высокой латентностью (скрытостью). Это обусловлено, во – первых, тем, что преступления подростков часто не влекут тяжелых последствий и потерпевшие об этих преступлениях не заявляют в правоохранительные органы. Во – вторых, многие преступления совершаются против своих сверстников из неформальных криминогенных групп. В силу закрытости этих общностей информация о совершенных преступлениях правоохранительным органам просто неизвестна.

5. Детская беспризорность и безнадзорность.

Особо сложная категория детей, ведущая полностью асоциальный образ жизни - это беспризорные и безнадзорные дети.

Детская беспризорность — социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство); подчинение неформальным законам.[7]

Понятие беспризорности отличается от понятия безнадзорности. В Федеральным законе от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[8] даны следующие определения:

1 безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

2 беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Существуют три категории беспризорников:[9]

· те, кто в силу различных обстоятельств, постоянно проживает на улице. Это дети, которые живут на улице более одного месяца;

· те, кто периодически живет на улице. Жизнь этих детей на улице обычно ограничена периодом от нескольких дней до нескольких недель. Дети этой категории оказываются на улице на время очередных запоев родителей алкоголиков, семейных конфликтов, а так же увлеченные уличной романтикой, в которой они довольно быстро разочаровываются;

· те, кто живет (ночует) дома, но основные потребности удовлетворяет на улице. Последняя категория детей характеризуется тем, что значительную часть дня они проводят на улице, возвращаясь домой только для того, чтобы переночевать. Эти дети в основной своей массе уже давно бросившие школу, состоящие на учете в милиции и комиссии по делам несовершеннолетних (КДН).

Сегодня в Российской Федерации ни одно ведомство не имеет точных данных о количестве беспризорных детей. Даже государственной статистики об их количестве на сегодняшний день не имеется. Экспертные оценки масштабов беспризорности и безнадзорности значительно различаются: от 500 тысяч беспризорных и безнадзорных детей в сумме (по оценкам Министерства образования) до 5 млн. только беспризорников (по оценкам Комитета Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны).[10]