Так, за период с 1992 по 1999 год при общем росте числа пенсионеров по старости на 1,9% численность пенсионеров по старости, вышедших на льготную пенсию, увеличилась на 24% и составила 22,1% от общего числа пенсионеров (против 19,4% в 1992 г.).
Период уплаты обязательных платежей на пенсионное обеспечение страхователем за своих работников, подпадающих под действие пенсионных льгот в связи с особыми условиями труда, как правило, короче, а предполагаемый период получения пенсий оказывается более длительным. Таким образом, лица, работающие в особых условиях труда, уплачивают значительно меньшую сумму страховых взносов на каждый рубль получаемой пенсии, чем работники, не пользующиеся правом досрочного выхода на пенсию. Фактически оплота этой льготы возлагается на все работающее население, что в условиях рыночной экономики представляется неоправданным и несправедливым.
Экономическим результатом этой тенденции является сокращение финансовой базы поступления доходов пенсионной системы при одновременном увеличении расходов навыплату пенсий.
Действовавшая на протяжении нескольких десятилетий пенсионная система являлась обременительной для общества и не во всем социально справедливой.
Она предусматривала огромное количество льгот для отдельных категорий работников, неадекватных их вкладу в формирование доходов ПФР и в то же время отвлекающих значительные финансовые ресурсы. Наряду с этим она не отражала в полной мере трудовой вклад большинства работающих в формирование своего будущего пенсионного содержания и никак его не стимулировала.
С принятием федеральных законов об обязательном пенсионном страховании и о внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс изменился и сам механизм финансирования пенсионной системы. Введенный с 1 января 2005 года единый социальный налог и зачисляемый в государственные социальные внебюджетные фонды был рассчитан исключительно на распределительную солидарную пенсионную систему. Это связано с тем, что в соответствии с российским законодательством налогом является обязательный индивидуально безвозмездный платеж. Применительно к пенсионной системе это означает, что работник, за которого работодатель уплатил единый социальный налог, по выходе на пенсию будет получать некую обезличенную сумму пенсии, размер которой фактически никак не будет зависеть от суммы взносов, уплаченных за него в пенсионную систему.
Вместе с тем введение накопительной части трудовой пенсии по старости потребовало установления такой модели пенсионных прав граждан, при которой учитываются денежные средства, уплаченные за конкретное застрахованное лицо и предназначенные на выплату пенсий конкретному человеку. В этих условиях фактически единственным вариантом придания платежам на обязательное пенсионное страхование статуса индивидуально возмездных применительно к конкретному застрахованному лицу остался вариант с обособлением страховых взносов на пенсионное страхование в рамках Налогового кодекса Российской Федерации.
Принята и уже действует схема, по которой сумма единого социального налога в части, касающейся зачисления в ПФР, разделяется на единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет на базовую часть трудовой пенсии, и на страховые взносы, зачисляемые в бюджет ПФР для финансирования страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Иначе говоря, сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за этот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Законами предусмотрено, что обязательные платежи уплачиваются только налогоплательщиками (страхователями) за своих работников (застрахованных). При этом совокупная налоговая нагрузка на фонд оплаты труда не увеличивается и остается на уровне прежней (28% от заработка работника для основной массы плательщиков).
Для страховой и накопительной частей трудовой пенсии помимо регрессивной шкалы базы для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника вводится дифференцированная шкала тарифов, зависящих от возраста застрахованного лица.
Страховые взносы, направляемые на накопительную часть трудовой пенсии, не могут быть израсходованы на выплату пенсий по текущим обязательствам, а предназначены на выплату пенсии конкретному застрахованному лицу, за которое они уплачены. До выхода на пенсию указанного лица они будут инвестироваться в порядке, который должен быть установлен федеральным законом.
Принципиально новым шагом в финансировании будущих пенсионных выплат является введение фиксированного платежа, являющегося по своей природе разновидностью страховых взносов. Страхователи, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты и некоторые другие профессии, приравненные к индивидуалам, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа.
Граждане России, работающие за рубежом, вправе добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет ПФР. Аналогично может поступить любое физическое лицо, уплатив страховые взносы даже за другое физическое лицо. Федеральным законом определен максимальный размер фиксированного платежа в месяц - 3600 рублей. Минимальный же размер должен быть определен Налоговым кодексом и стать обязательным для уплаты.
С введением в действие с 1 января 2006 года четырех федеральных пенсионных законов можно констатировать, что пенсионная реформа в Российской Федерации началась успешно. Более 10 млн. российских пенсионеров в первых числах января текущего года получили весомую прибавку к пенсии. В феврале практически всем 38,5 млн. пенсионерам были проиндексированы пенсионные выплаты. Работающие пенсионеры приобрели возможность получать пенсию в полном размере. Дальнейшее принятие законов, предусмотренных пенсионной реформой, позволит улучшить материальное обеспечение российских граждан.
3.2. Проблемы и пути совершенствования пенсионного обеспечения
С 1 января 2007 года вступили в действие законы, в корне меняющие существовавшую систему пенсионного обеспечения Российской Федерации, практически полностью перестраивающие правовое регулирование в данной сфере.
Это в первую очередь законы «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», принятые Государственной Думой и Советом Федерации, а также принятые в первом чтении законопроекты «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) Российской Федерации» и «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс и в некоторые законодательные акты о налогах и сборах».
Таким образом, при разработке законов, регулирующих отношения в сфере пенсионного обеспечения, необходим комплексный подход, анализ смежных отраслей законодательства и их взаимосвязей.
Внесенные в Государственную Думу Президентом Российской Федерации проекты законов по пенсионной реформе содержалитакое количество недостатков, что после первого чтения в профильный комитет Думы поступило более 600 поправок. Депутатам Думы удалось прийти к согласию по ряду поправок и добиться того, чтобы часть из них была принята, но значительное количество, к сожалению, было отклонено.
На сегодняшний день главным недостатком принятых законов, на мой взгляд, является нарушение положений п.2 ст.55 Конституции Российской Федерации, запрещающих издавать законы, отменяющие или умаляющие права человека и гражданина.
В чем это проявляется?
Прежде всего, в самом понятии трудовой пенсии, которая определяется как выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии. Данное определение в корне меняет концепцию права на пенсию, существующую в настоящее время. Действующее до настоящего года законодательство, а именно Закон «О государственных пенсиях», связывало право на получение пенсии с наступлением определенного возраста, наступлением инвалидности и потерей кормильца. Таким образом, закрепленное в законе понятие трудовой пенсии как возмещение утраченного заработка или иного дохода является существенным нарушением прав граждан, достигших пенсионного возраста, но продолжающих работать, т.е. не утративших свой заработок. Подобная формулировка позволяет органу, осуществляющему назначение пенсии, по этому основанию отказать гражданину в его праве на трудовую пенсию. Разработчики законов — Правительство и Пенсионный фонд — неоднократно в устной форме заверяли, что этого не произойдет, и хотелось бы в это верить, однако, на мой взгляд, такая дискриминационная неопределенность в законной формулировке основных понятий недопустима. В ст.18 ч.4 Закона «О трудовых пенсиях» содержится норма, закрепляющая право на пенсию работающих пенсионеров без каких-либо ограничений, но не так четко, как в Законе «О государственных пенсиях».
Далее, хотелось бы остановиться на новом определении пенсии по инвалидности, а точнее — на условиях ее назначения. В соответствии с новым законом данный вид пенсии устанавливается при наличии ограничения способности к трудовой деятельности I, II и III степени. Однако действующее законодательство, в частности Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также положение «О порядке признания лица инвалидом», утвержденное Правительством, не содержат понятия степени ограничения способности к трудовой деятельности и предусматривают установление I, II и III групп инвалидности. После больших споров определились, что 2 года инвалидность будет устанавливаться по-прежнему, а с 2004 года — по-новому, но понятие «степень ограничения способности к трудовой деятельности» осталось (степени ограничения трудоспособности привязаны к процентам утраты трудоспособности). Здесь также имеет место возможность для различного рода ущемления прав граждан, являющихся инвалидами.