Смекни!
smekni.com

Региональная модель социальной защиты на селе (стр. 2 из 4)

О социально-экономической неэффективности муниципальных продовольственных рынков можно судить по двум взаимно связанным показателям: 1) доля стоимости основных продуктов питания в потребительских расходах населения; 2) превышение доходов населения над его расходами. Увеличение первого показателя свидетельствует об усилении на рынке недоступности продуктов в связи с их удорожанием и ростом неплатежеспособности потребителей. Увеличение второго показателя в условиях падения уровня жизни подавляющей части населения говорит о нарастании отложенного потребительского спроса вообще, на продовольственные товары - в особенности. На примере поволжских регионов по последним статистическим данным видно, что первый и второй показатели вместе или в отдельности за период 1993г. ухудшились.

Таблица 3. Показатели динамики социально-экономической эффективности муниципальных продовольственных рынков Поволжья за период 1993 г.

Р Е Г И О Н Показатель 1 Показатель 2
Декабрь Декабрь
1992г. 1993г. 1992г. 1993г.
Российская Федерация 53.5.38 14 9
Республика Марий Эл 64 56 15 25
Республика Мордовия 77 80 20 32
Чувашская Республика 67 59 13 17
Нижегородская область 72 48 14 18
Республика Татарстан 52 44 16 22
Астраханская область 74 80 27 36
Волгоградская область 72 65 28 28
Пензенская область 76 67 14 22
Самарская область 50 58 20 17
Саратовская область 80 71 27 32
Ульяновская область 36 30 4 11

Показатель 1 - доля стоимости набора из 19 основных продуктов питания в расходах населения на покупку товаров и оплату услуг, в процентах к итогу (расчет). Показатель 2 - превышение доходов населения над его расходами, в процентах к итогу.

Тем немее нельзя однозначно отрицательно оценивать современное функционирование муниципальных продовольственных рынков, играющих значительную роль в продовольственной безопасности России. По данным социологических исследований в Саратовской области, падение индекса удовлетворенности сельского населения продуктами питания наблюдалось в 1992-1993 годы, в 1994г. эта тенденция приостановилась, доля удовлетворенных продуктами питания даже немного выросла, достигнув 26 процентов всех опрошенных сельских жителей. Относительно благополучная ситуация сложилась на муниципальных продовольственных рынках Татарстана и Ульяновской области. Здесь уже к концу 1993г. доля стоимости набора из 19 основных продуктов питания в расходах населения на покупку товаров и оплату услуг равнялась соответственно 44 и 30 процентов, в то время как в остальных регионах Поволжья заметно превышала 50 процентов. Показатель отложенного потребительского спроса (превышение доходов населения над его расходами, в процентах к итогу) в Татарстане и Ульяновской области также имел сравнительно небольшие значения - в декабре 1993г. соответственно 22 и 11 процентов. Все это свидетельствовало, во-первых, о текущих процессах дифференциации муниципальных продовольственных рынков, во-вторых, о своеобразии роли местных органов власти в регулировании рыночных отношений. Так, в отдельных поволжских регионах (Ульяновской области и Татарстане) просматривается социальная ориентация политики ценообразования на продовольственные товары, которая позволяет сохранять муниципальные продовольственные рынки и отчасти социально защищать потребителей.

Практически во всех регионах нашей страны социальная цена проводимой радикальной реформы, по общему признанию, стала чрезмерной и нетерпимой. По самым скромным расчетам и оценкам не менее пятой части россиян по уровню своих доходов находится ниже черты бедности, около четверти чуть выше ее, большинство работников бюджетной сферы не имеют прожиточного минимума. Обостряется проблема бездомных и беженцев: по некоторым оценкам их численность достигла 8-10 млн. Более 4 млн. инвалидов в стране живут на мизерную пенсию. К концу 1997г. численность безработных составила по некоторым оценкам (методики МОТ) 9,7 млн. чел., начав расти с 1992г. с уровня в 4.7. млн. Общая для регионов модель бедности просто несравнима с моделью выживания и, тем более, моделью материального достатка (долларов в месяц, 1995г): доходы - 39 против соответственно 96 и 212, потребительские расходы - 35 против 80 и 164, сбережения - 0,1 против 8,5 и 35.

В регионах еще не сложилась новая демократическая культура управления, а исторически сложившиеся способы государственно-авторитарного управления во многом изжили себя. В результате нарастают социальная поляризация и депрессия населения. По данным социологических исследований ИСЭП АПК РАН в Саратовской области на одном социальном полюсе находятся до 15-17% сельских работников, которые по их же оценке живут лучше многих и имеют прочный материальный достаток, а на другом полюсе оказалось не менее четверти опрошенных, живущих хуже многих односельчан. Наиболее уверенно и благополучно чувствуют себя на селе хозяйственные руководители, продавцы и другие работники соцкультбыта. Наиболее пострадали от кризиса рядовые колхозники, совхозные рабочие, пенсионеры. МСУ как регулирующий фактор общественных отношений в региональной организации социальной сферы российского села, к сожалению, развит слабо. Прежняя система местных советов упразднена. Новые органы власти воссозданы на местах частично и не обладают большими полномочиями. Вертикаль исполнительной государственной власти не уравновешена сильной экономически обеспеченной горизонтальной властной структурой. Конституционно отделенные от государственной власти органы МСУ формируются и функционируют под контролем исполнительских органов государства. Принятый федеральный закон о МСУ не имеет практически отлаженного надежного административно-правового механизма его осуществления на местах. В некоторой мере МСУ противостоит государственному управлению, можно сказать, является индивидуалистической властной структурой: выражает и защищает интересы своего района, округа, поселения. Из-за неразвитости МСУ многие социально-экономические процессы и отношения в российских регионах стали конфликтными и неуправляемыми. Таковы сейчас, по общему признанию, общественные отношения, связанные с образованием региональных продовольственных рынков. Местные власти вынуждены закрывать таможенные границы, препятствуя вывозу из региона продовольствия. Отношения производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции порой называют провинциальной драмой нашей экономики. Рэкет контролирует местную торговлю продуктами. В расчетном прожиточном минимуме горожанина доля расходов на питание достигла уже 70-80 процентов (непродовольственные товары - 10-20 процентов, услуги - 6-7 процентов). Фактически во всех регионах не менее трети жителей недоедает, распространились воровство скота, похищение съестных припасов, огородные кражи, развился институт нищенства.

Социальная роль МСУ сводится к повышению благополучия местного населения. Для этого используются силы и средства выбранных в регионе органов власти, местных хозяйствующих субъектов, культурно-бытовых учреждений, общественных организаций, соседских и семейно-родственных групп, отдельных граждан и т.д. Органы МСУ призваны разрешать противоречия в отношениях между региональными группами населения. Формирование продовольственного рынка относится к самым актуальным направлениям регулирования органами МСУ рыночных отношений в регионе. Для стимулирования спроса, регулирования объема и структуры предложения на муниципальном продовольственном рынке необходимо выполнение МСУ особой социальной роли. Она заключается в регуляции уровня и качества жизни рыночных субъектов программно-целевыми методами социальной защиты, развития социальной инфраструктуры и сферы социальных услуг, образования рынка труда, обеспечения общего благополучия местного населения. На первое место выходит проблема выбора такой организации МСУ, которая при жестких финансовых и материально-технических ограничениях давала бы эффект - реализовывала продовольственное самообеспечение региона. Пока наблюдается отрицательный эффект: на муниципальных продовольственных рынках падает конкурентоспособность местных товаропроизводителей и спрос местного населения, налицо его материальное, психофизическое и социальное неблагополучие в части продовольственного обеспечения.

Слабость современного МСУ отрицательно сказывается и на организации других материально-бытовых, а также социально-культурных услуг. Если во второй половине 80-х годов ввод в действие жилых домов (кв. м. на душу населения) возрастал в четырех (Мари, Мордовия, Чувашия, Астраханская обл) регионах АБВ, то в 1990-1993 годы этот показатель стал падать здесь и продолжал сокращаться в остальных поволжских регионах и РФ в целом. Обеспеченность населения регионов АБВ и всей РФ (в расчете на 10 тыс. чел) средним медперсоналом и больничными койками до 1990г. неуклонно росла, но затем почти повсеместно в АБВ стала уменьшаться, за исключением Пензенской и Ульяновской областей. Неудачи рыночных реформ усугубили кризисные тенденции 80-х годов: доля учащихся, занимавшихся во вторую смену, в общей численности учащихся дневных образовательных школ растет последние 10 лет непрерывно (исключение в АБВ - Пензенская область, вторая половина 80-х годов. Комплексная система обслуживания предоставляет населению региона жизненные блага в соответствии с определенными организационными принципами, которые закреплены в нормативно-правовых документах центральных и местных органов управления. Можно выделить два общих организационных принципа, которые приобрели для комплексной системы услуг населению решающее значение в текущих кризисных процессах рыночного реформирования страны. Первый принцип - социальная ориентация государственной политики и административной деятельности. Второй принцип - возрастание роли местного самоуправления в осуществлении региональной политики. Первый принцип закреплен в новом федеральном законе "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации", согласно которому восстанавливается программно-целевое планирование применительно к рынку в форме концептуально обоснованных программ с указанием основных этапов и сроков их выполнения. Второй принцип вновь воспроизведен в утвержденной на федеральном уровне "Программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы", в которой социальное развитие села было предусмотрено на основе разработки и реализации в регионах специальных комплексных программ. Общие организационные принципы обслуживания населения следует конкретизировать, намечая следующие первоочередные задачи организации МСУ: