Смекни!
smekni.com

Религия как социальный институт (стр. 4 из 4)

Основной формой современной религиозной организации выступает церковь. Это такое объединение верующих, в котором придерживаются одного вероисповедания (или какой-то его ветви, как например, православная или католическая церковь.) В качестве институционализированной социальной организации деятельность церкви находится в определенных официально-правовых отношениях с государственными органами. Церковь претендует на универсализм, на то, чтобы распространить влияние своего вероучения на все общество. Как известно, в эпоху средневековья католическая церковь в Европе оспаривала политическую власть у королей и императоров.

В церковной организации выделяются две основные социальные группы: 1) клир - служители церкви, священники и 2) миряне - рядовые члены церкви. Священнослужители, таким образом, представляют особую статусную группу, призванную обеспечивать отправление религиозного культа и контролировать деятельность церковного прихода, местной религиозной общины. Управленческую деятельность в церковной организации осуществляют священнослужители высшей иерархии - епископы, патриархи и др. Надо отметить, что не все религиозные объединения признают необходимость церковной иерархии. Баптисты, например, отрицают деление верующих на клир и мирян, считая, что каждый верующий обладает способностью совершать богослужение, то есть быть священником.[6]

С социологической точки зрения можно выделить четыре основные функции религии в обществе:

1) интегративную;

2) регулятивную;

3) психотерапевтическую;

4) коммуникативную.

Первые две функции непосредственно относятся к деятельности религии в качестве института культуры, поскольку они присущи ценностям и нормам, входящим в содержание культуры как системы.

Интегративная функция религии была достаточно полно раскрыта Э. Дюркгеймом, который, изучая первобытные религии аборигенов Австралии, обратил внимание на то, что религиозный символизм, религиозные ценности, обряды и обычаи способствуют социальной сплоченности, обеспечивают устойчивость и стабильность первобытных обществ. Принятие определенной системы верований, символов, согласно Дюркгейму, включает человека в религиозную моральную общность и служит интегративной силой, сплачивающей людей.[7]

Регулятивная функция религии заключается в том, что она поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный - через деятельность церковных организаций, могущих поощрять или наказывать верующих, так и неформальный, осуществляемый самими верующими в качестве носителей моральных норм по отношению к окружающим людям. В сущности, эту функцию религии можно было бы назвать нормативной, ибо любая религия предписывает своим приверженцам определенные стандарты поведения, обусловленные господствующими религиозными ценностями.

Психотерапевтическая функция религии. Сферой ее действия выступает, в первую очередь, само религиозное сообщество. Давно было замечено, что различные религиозные действия, связанные с отправлением культа -богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п. - оказывают успокоительное, утешительное воздействие на верующих, придают им моральную стойкость и уверенность, предохраняют от стрессов.

Коммуникативная функция, как и предшествующие, имеет значение, в первую очередь, для самих верующих. Общение развертывается для верующих в двух планах: в плане общения их с богом и "небожителями", и в плане их общения друг с другом. "Богообщение" считается высшим видом общения и в соответствии с этим общение с "ближними" приобретает характер второстепенности. Важнейшим средством общения выступает культовая деятельность - богослужение в храме, общественная молитва, участие в таинствах, обрядах и т.п. Языком общения служит религиозная символика, священные писания, ритуалы.

Указанные четыре функции религии как социального института носят универсальный характер, проявляются в любом типе религиозной практики.[8]

Таким образом, на основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что религия как социальный институт – это организованное объединение людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Религия как социальный институт характеризуется:

наличием цели своей деятельности;

набором социальных позиций и ролей;

конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели.


Заключение

В заключении подведем основные итоги курсовой работы.

Данная курсовая работа представляла собой попытку рассмотреть религию как социальный институт. Целью курсовой работы являлись систематизация, накопление и закрепление знаний о религии как о социальном институте.

Основными задачами курсовой работы являлись:

- изучение понятия социального института, его характерных черт;

- рассмотрение религии как социального института.

В первой части курсовой работы «Понятие социального института» были изложены основные характеристики социального института.

Социальные институты - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института.

Во второй части «Религия как социальный институт» непосредственно была раскрыта тема курсовой работы и проведен анализ религии как социального института.

Религия, рассматриваемая как социальный институт, также характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей.

Таким образом, религия как социальный институт – это организованное объединение людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.


Список литературы

1. Андреев Ю. П. Категория «социальный институт»//Философские науки.- 1984.- № 1.

2. Андреев Ю.П. Роль социальных институтов в жизни общества//Общественно-политический и научный журнал “Россия” – 2001 - №1.

3. Голиков В.Д. Социология управления. М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

4. Ионин Л. Г. Культура и социальная структура//Социологические исследования.- 1996. - № 3.- С. 31-43.

5. Общая социология: Учебное пособие/Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. – М.; ИНФРА-М, 2002. - 654 с.

6. Осипов Г.В., Коваленко Ю.П., Щипанов Н.И., Яновский Р.Г. Социология. – М.: изд-во “Мысль”, 1990

7. Пархоменко И.Т. Религия как социальный институт//Общественно-политический и научный журнал “Россия” – 2002 - №2.

8. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.: Центр, 2001.

9. Радугин А. А. Социология: курс лекций. – 3-е изд., перераб и дополн./А. А. Радугин и др. - М.: Центр, 2000. - 244 с.

10. Социальные институты//Социально-политический журнал.-1993.- № 4.

11. Фролов С. С. Социология: учебник для высших учебных заведений. - М.; Наука, 1994. – 254 с.

12. Яблоков И. Н. Социология религии. – М.: Прогресс, 1988.- 256 с.


[1] Андреев Ю. П. Категория «социальный институт»//Философские науки.- 1984.- № 1.

[2] Андреев Ю.П. Роль социальных институтов в жизни общества//Общественно-политический и научный журнал “Россия” – 2001 - №1.

[3] Общая социология: Учебное пособие/Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. – М.; ИНФРА-М, 2002. - 654 с.

[4] Социальные институты//Социально-политический журнал.-1993.- № 4.

[5] Яблоков И. Н. Социология религии. – М.: Прогресс, 1988.- 256 с.

[6] Пархоменко И.Т. Религия как социальный институт//Общественно-политический и научный журнал “Россия” – 2002 - №2.

[7] Яблоков И. Н. Социология религии. – М.: Прогресс, 1988.

[8] Яблоков И. Н. Социология религии. – М.: Прогресс, 1988.