В ходе предметного самоопределения данная специальная социологическая теория становилась все более независимой от медицины и приближенной к социологии. Вместе с тем различного рода коллизии и не прекращающиеся дискуссии не позволяют назвать этот процесс гладким. Социологический анализ системы здравоохранения ставит под сомнение некоторые, кажущиеся незыблемые для медиков устои, поскольку он делает необходимым рассмотрение вопросов качества услуг, ответственности, эффективности системы здравоохранения и т.д. И это закономерно, ведь социологическая теория предполагает анализ всех субъектов, которые задействованы в сфере здоровья: врачей, пациентов, систему здравоохранения и наиболее существенных коммуникативных связей возникающих между ними.
Об институционализации социологии здоровья свидетельствует растущее в последние десятилетия количество публикаций в России и за рубежом, посвященных социально-культурным и экономическим аспектам здоровья. Подтверждением этого является созданная в 80-ее годы Европейская Ассоциация социологии здоровья и медицины, а также выпущенные в последнее время международные коллективные монографии по данной теме.
Сближению исследований здоровья в широком контексте непосредственно с социологией, известному дистанцированию их от медицинской методологии способствует ряд объективных факторов.
Во-первых, происходят сущностные изменения данной научной дисциплины. В структуре патологий начинают преобладать не острые, а хронические заболевания. Все чаще встречающиеся сочетания заболеваемости, атипичное течение болезней, утрата ими клинического облика стали общим местом в медицинских публикациях; психо-эмоциональная неустойчивость, социальные стрессовые расстройства, прежде не встречавшиеся разновидности неврозов (одиночество, ожидание выходного дня и т.п.), ожирение, гиподинамия, патологические формы аддикции (прием психоактивных веществ) открыто называют «болезнями цивилизации». Характер их течения, продолжительность и прогноз во многом обусловлены поведением человека и условиями жизни. Тем самым, акцент смещается на изучение индивида и особенностей его жизнедеятельности. Наиболее адекватный инструментарий и методики для анализа подобного рода феноменов существуют именно в социологии здоровья.
Во-вторых, итогом многолетних и небесконфликтных дискуссий стала институционализация социологии здоровья и медицины, а также придание официального статуса работающим в этой области специалистам. При этом сохранившийся смежный характер научной специальности позволил в ней работать как социологам, так и медикам без установления между ними жесткой демаркационной линии. Тем самым сохраняются возможности плодотворного сотрудничества при ясном понимании различий предмета исследования, познавательных средств, языка и решаемых задач.
В-третьих, расширение проблемного поля социологии здоровья и включение в него не только медицинской практики, но также законодательства и политики в области здоровья, повседневных реалий бытия, экономики семьи, социальных связей индивида.
Общая социология также начинает все больше интересоваться проблемой здоровья в связи с нарастанием масштабов и значимости проблемы. Высокая интенсивность социальных изменений отражается на здоровье значительной части населения, что требует осмысления как с позиции социологии здоровья, так и общей социологической теории. Кроме того, уровень и потенциал эмпирических исследований в социологии здоровья уже достаточно высок для построения теоретических обобщений.
В современной социологии, на наш взгляд, сложилась ситуация, когда существует возможность комплексного применения методологии и методов в столь значимом, гуманистически ориентированном направлении как социология здоровья. Выкристаллизовался предмет социологии здоровья.
Очевидно, что исследование собственно здоровья и взаимодействий по поводу здоровья не может быть ограничено сферой и интересами здравоохранения. Медицина не дает необходимой достаточности научного анализа для решения проблем здоровья, превентивного поведения, трудового долголетия. Между социологией и медициной в силу различия языка и решаемых задач, а также высокой корпоративной замкнутости последней существуют проблемы в интеграции знания. Имеющиеся в медицине методы не всегда отражают глубину изучаемых социальных явлений, их общественную природу. Например, в официальных документах Министерства здравоохранения, в частности Государственных Докладах о состоянии здоровья населения РФ, отсутствуют, хотя их наличие очевидно, обобщения и выводы, а также рекомендации социального характера.
В современных условиях социологам необходимо более глубоко проанализровать имеющиеся представления о роли здоровья в обществе, мотивации к его сохранению и укреплению, функциях здравоохранения, месте нетрадиционной медицины. Изучение этих вопросов и разработка эффективных рекомендаций может внести положительную динамику в наметившиеся неблагоприятные тенденции: снижение ожидаемой продолжительности жизни, сокращение доли социально-детерминированных болезней в структуре заболеваемости и т.п.
Новой для социологии проблемой предстает анализ и разрешение коммуникационных сложностей, возникающих по поводу здоровья. Коммуникационное взаимодействие в сфере здоровья носит многоуровневый характер и рассматривается с точки зрения общения врачей друг с другом, с руководством лечебных учреждений, со страховыми кампаниями, со сложными категориями пациентов, например с ВИЧ инфицированными. Комплексное развитие социологии здоровья позволит решить ряд практических задач, в том числе коммуникационного характера.
В этих условиях социологи, используя всю мощь теории, могут раскрыть новые грани проблемы, дать более глубокие объяснения результатам эмпирических исследований.
Таким образом, «социология здоровья» становится той специальной теорией, которая своим развитием будет способствовать дальнейшему расширению сферы интересов общей социологии и одновременно выходу за счет последней на более высокий уровень теоретической разработки собственных вопросов. В развитом виде она позволит преодолеть коммуникационные трудности между естественными, техническими и общественными науками, между медициной, здравоохранением и социальными науками. Ее плодотворные обобщения, научные методы и частные методики могут быть применены непосредственно в сфере медицинских исследований проблем здоровья и болезни, нормы и патологии.
1.2 Сохранение репродуктивного здоровья девушки – будущей матери
Девушки должны знать, что именно от женщины зависит в основном атмосфера взаимной любви, сердечности и простоты, не говоря уже о том, что беременность, роды, кормление и уход за ребенком тесно связаны с жизнью женщины. Девушка должна принимать активное участие в воспитании своего характера. К счастливой любви, счастью в замужестве и материнстве надо готовить себя заранее.У девочек-подростков быстрее, чем у мальчиков, формируется самосознание, у них сильнее потребность во взаимопонимании, психологической близости. Интерес к собственной внешности проявляется у девушек в 2 раза чаще и раньше, чем у мальчиков.
Девочки по-разному воспринимают происходящие с ними изменения в период полового созревания: одни радуются, другие стесняются. В их поведении в этот период наблюдаются две крайности. У одних девушек преобладает непомерное требование к своей внешности, самобичевание, они болезненно переживают недостатки своей внешности (диспропорции тела, угри на лице и др.), у других ярко выражено кокетство. Именно в этот период очень важно объяснить девочке естественность происходящих в ней перемен, необходимость перехода ее из одного в другое качественное состояние.
Мать, педагог, врач должны подготовить девочку к этим изменениям и научить правильно вести себя в период полового созревания.
Спорт, занятия в кружках, домашний труд помогут отвлечь девушку от чрезмерной критичности и кокетства.
Родителям и педагогам не следует забывать, что у девушек очень развито и легко ранимо самолюбие, с чем необходимо считаться. Не рекомендуется стыдить девушек, рассказывая окружающим о их провинности и ошибках. Не нужно подавлять в них самолюбие и гордость, стыдливость и достоинство. Эти чувства надо использовать для воспитания положительных черт в характере. Сама девушка в этом возрасте начинает понимать свои недостатки и бороться с ними.
Девушкам надо предоставлять больше самостоятельности, но ни в коем случае не исключать полностью контроль над их поведением. Полное своеволие может привести к появлению эгоизма, себялюбия, зазнайства. В то же время и абсолютное подчинение является вредным, так как девушка может стать безвольным орудием в руках других людей или, напротив, у нее возникает протест, бунт. Девушки иногда убегают из дома, выходят замуж, чтобы уйти из-под родительской опеки.
Психология пола девушки отличается неустойчивостью. Вначале они любят свою девичью компанию, уже в 13—14 лет появляется желание дружить попарно. Родители должны помочь девушке при выборе друзей или подруги, проявив при этом особый такт. В этом возрасте надо знать о вреде ранней половой жизни.
Преждевременная половая жизнь может привести к венерическим болезням, воспалительным заболеваниям влагалища, матки и ее придатков, последующему бесплодию, особенно при частой смене партнеров. Не следует забывать о том, что у подростков половая близость происходит обычно в неподходящих условиях и при отсутствии элементарных знаний. Это может привести у девушек к развитию половой холодности и психоэмоциональной опустошенности.