Социальная организация имеет функционально-целевую природу. Выполнение организацией своих функций (функционирование) проявляется в производстве специфической продукции, в качестве которой могут выступать материальные блага, услуги, информация, управленческие решения и т. д. Функции организаций закрепляются в официальных (учредительских) документах, где фиксируется основной вид деятельности и результат (цель), ради которой она создается. Эффективность деятельности организации оценивается через достижение этих результатов – целей. Организация представляет собой средство и инструмент обеспечения функции объединения и регламентации поведения людей ради такой цели, которая не может быть достигнута индивидами порознь, в одиночку, а требует совместных, организованных усилий. Специализация организаций обуславливает внутреннюю специализацию членов организации, а это предусматривает четкое распределение между ними функций.
Функционирование организаций невозможно без определенной системы коммуникаций. Эта система обеспечивает контакты индивидов, социальных групп, горизонтальных и вертикальных структур. Сердцевину коммуникаций составляет обмен информацией, на основе которого осуществляется принятие решений и ответ на них, взаимодействие на межличностном и групповом уровне и т. д. [13]
Существуют основные концепции организации.
Организация как трудовой процесс. Наиболее ранний подход к измерению и построению организационной системы. Методологической основой его явилось выделение блока «человек – труд» как первоосновы организации. В рамках этого блока процесс труда максимально размельчался на простейшие элементы с целью задать работнику наиболее оптимальный режим исполнения. Собственно трудовая деятельность принципиально отделялась от управления, которое становилось функцией другого лица.
Под именем тейлоризма эта модель широко известна. Главные ее особенности – полностью, детально расписанное поведение работника по рационализированной схеме, а также подход к самому работнику как к своего рода запасной части, годной лишь к определенному месту.
Организация – машина. Авторы этой модели – А. Файоль, Л. Урвик и другие – рассматривали организацию как безличный механизм, построенный из формализованных связей, статусов, целей в виде многоуровневой административной иерархии. Упор делается на единство командования, выделение функциональных звеньев и рычагов регулирования (планирования, координации, контроля и проч.). Организация в этом смысле есть, прежде всего, инструмент решения задач, человек в ней выступает не как личность, а лишь как абстрактный человек вообще. Такая почти техническая система предполагает и полную управляемость, контролируемость ее деятельности.
«Бюрократическая» модель организации. Близкая к предыдущей концепция рационализации («бюрократизации») поведения человека в организациях. М. Вебер разработал ее с целью преодоления свойственной людям иррациональности в поступках и отношениях. Гарантия эффективности организации обеспечивается через стандарты деятельности. Преимущества при этом достигаются за счет точности, однозначности, четкой субординации, целостности и т. д. отношений. Обязанности между членами организации распределяются по степени компетентности, на этом принципе и строится власть в организации. В отличие от упомянутых выше авторов, М. Вебер не занимался практическим построением административных структур, его образ «бюрократической» организации давал только теоретическую модель снятия нарастающих проблем.
Организация – община. Представление об организации как о частном случае человеческой общности, особой социальности. Ключевыми являются отношения «человек–человек», «человек-группа», причем отношения эти строятся на межличностной основе взаимных привязанностей, общих интересов и т. д. Главный регулятор – принятые в группе нормы поведения. Структура строится на основе стихийно складывающихся первичных отношений между индивидами, по шкале престижа, через процессы лидерства и т. д. В этой среде образуются частые, неформальные ассоциации. Подобная организованность удовлетворяет социальные потребности индивида (в общении, признании, принадлежности) и контролирует его поведение (через общественное мнение). Эта социально-психологическая «организация в организации» мало доступна управлению, действующему прежними методами, и единственный путь воздействия на организацию лежит через включение в ее естественную систему, воздействие на мотивы, установки и проч. Экспериментально и теоретически эта модель была обоснована Э. Мейо, Ф. Ротлисбергером и другими.
Социотехническая модель. Предложена Тавистокской школой. Основывается на зависимости внутригрупповых связей от технологии производства. Исследования, проведенные в 50-х годах группой английских социологов на угольных шахтах в Уэльсе, на текстильных фабриках в Ахмедабаде, показали также и обратное влияние социально-психологических качеств группы на производительность. В той степени, в какой это позволяют особенности оборудования и технологического процесса, организации следует учитывать и допускать неформальные регулирование на отдельных участках. По мере развития технической базы производства эти допуски могут варьировать вплоть до исчезновения.
Интернационистская модель. Начиная от Ч. Бернарда, далее у Г. Саймена, Дж. Марча и других, организация рассматривается как система длительных взаимодействий между работниками. Причем индивиды вносят в организацию собственные ожидания и ценности, руководствуются своим представлением о ситуациях. Поскольку цели, структура и т. д. являются в некоторой мере продуктом этих взаимодействий (наряду с формальными), возникают большая неопределенность для управления, риск при принятии решений. Рациональность руководителя также ограничена: знание его об организации неполно, все последствия своих решений он не предвидит, порядок предпочтений у него неустойчив. Важный способ поддержания контроля – системный анализ и построение организации с учетом границ ее формализации и неформальных последствий внутригрупповых отношений.
«Естественная» организация – концепция, идущая от Т. Парсонса, Р. Мертона, А. Этциони и др.
Функционирование организации рассматривается как объективный, самосовершающийся процесс, в котором субъективное начало хотя и присутствует, но не преобладает. Организованность – состояние системы, позволяющее ей самонастраиваться при воздействии извне или изнутри. Цель – лишь один из возможных результатов функционирования, отклонение от цели – не ошибка или просчет, а естественное свойство системы, следствие большой роли в ней принципиально непланируемых, стихийных факторов. Такой подход избегает взгляда на организацию с позиций управления, видит ее как специфическое социальное явление, развивающее по своим собственным закономерностям. Эти закономерности известны лишь отчасти, отчего возникают многочисленные непредвиденные ситуации. [12]
Проанализировав основные теоретические подходы к определению организации, теории организации, можно дать следующее определение общественной организации, а на основе этого выявить сущность женской общественной организации.
Таким образом, общественная организация – это общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Женская общественная организация – это многофункциональная общественная организация, объединяющая женщин, занимающихся решением широкого круга социальных проблем, основанная на членстве и созданная на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения целей объединившихся.
1.2. Нормативно-правовая база деятельности женских общественных организаций в Российской Федерации.
В Конституции Российской Федерации 1993 г. Россия впервые названа социальным государством, то есть государством, которое обязано заботиться о создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Такая обязанность государства не может, однако, подменить собственной активности граждан. Члены общества сами, собственными усилиями обеспечивают свое благосостояние и свободное развитие, объединяясь для достижения этих целей и создавая общественные организации.
Общественные объединения создаются на основе общности интересов граждан для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Цели деятельности общественных объединений лежат в области прав человека, благотворительности, образования, науки, искусства, физкультуры и спорта, экологии и т. п. Цели общественных объединений могут быть самыми разнообразными. Запрещаются создание и деятельность лишь тех общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Учредителями, членами и участниками общественного объединения могут быть только граждане (физические лица) и другие общественные объединения – юридические лица.