Распространение «духа насилия» в политической жизни всех людей в демократических обществах превращает индивидуума из субъекта в гражданина. Но процесс политизации и превращения субъекта в гражданина в странах тоталитарных, авторитарных режимов отсутствует.
Функция политических интересов — в странах с демократическим режимом, где существует официальное уважение общественного мнения и приверженность доктрине свободы ассоциаций, объединении по интересам и т. п. рассматриваются как связующие звенья между гражданином и государством. Люди часто выражают интересы не адекватные интересам и целям политической партии. Интересы формируются, происходит их артикуляция, выходя из-под власти и государства, политических партий. И если политическая партия система в состоянии формировать реальные интересы социальных общностей, слоев и различных групп, то она способна и- превращать требования в альтернативы государственной политики.
Политические коммуникации — процесс передачи информации и убеждений. Политолог Карл Дойч определяет политическую систему как специфическую коммуникативную систему, раскрывает не только сам процесс формирования и внесения в сознание политической информации, но и показывает социальные последствия ведения новой информации в политическую систему.
Для руководства и реализации политики обычно требуется вертикальный поток информации от народа к правительственным структурам и от правительства к народу. Необходим и горизонтальный поток информации между уровнями и органами власти.
Стихийные действия по овладению властью в процессе коммуникации облекаются в определенную форму взаимоотношений между людьми, формируется уважение к власти, создается государственность. Обычно процесс нормотворчества включает ряд этапов: выработку политики и выбор общих целей, разработку решений и конкретных правил для достижения целей. Такую функцию выполняют законодательные, исполнительные и судебные органы. Принятием законов не исчерпывается государственная политика. В процессе принятия решений важную роль играет функция «применения норм», которую исполняют не только исполнительные органы и административные структуры, но нередко также законодательные и правовые структуры. Важное значение имеет и контроль за соблюдением — законов и действия с целью определения факта нарушения закона и наложении ил нарушителя соответствующего наказания и т. п.
Функционирование политической системы определяется тремя уровнями: возможности политической системы; конверсивный процесс и поддержание модели политической системы и адаптации (процесс социализации и рекрутирования). Характер и содержание возможностей политической системы различны и охватывают разнообразные стороны ее функционирования.
Способность политической системы черпать человеческие и материальные ресурсы (таланты людей, поддержку, средства, финансы и т. п.) в определенных целях создает экстрактивная (вспомогательная) возможность. Способность контролировать поведение отдельных людей и социальных общностей, слоев и групп в обществе, регулировать деятельность властных структур и политических партий в обществе создает регулирующая возможность.
Способность создавать, размещать и распределять материальные и нематериальные ценности в обществе определяет распределительная возможность. Способность политической системы реагировать на требования «подачей на выход» соответствующей политики отмечать на многообразные требования, исходящие от различных социальных общностей, групп создает реализующая возможность. Символизирующая возможность тесно связана с потребностью в законности и поддержке, со способностью политической системы развивать популярные убеждения, взгляды, мифы, создавая доходчивые, символизирующие лозунги, манипулировать ими с целью поддержания необходимой законности для осуществления целей.
На второй уровень функционирования политической системы отражает то, что происходит в ней самой, то есть имеется в виду конверсивный процесс превращения. Конверсивные процессы (или функции) это способ превращения входящих факторов в исходящие. Коннерсивный процесс одной политической системы можно аналировать и сравнивать с процессом другой системы по схеме Габриэля Алмонда, где приводятся шесть основных функций: формирование требований (артикуляция интересов); формирование норм поведения людей в политической и общественной жизни; регуляция норм; контролирование и регулирование норм поведения людей; коммуникация.
Третий уровень функционирования политической системы определяет функции поддержания людьми модели и адаптации, прежде всего. процесса социализации и рекрутирования талантов людей, вовлечение новых социальных слоев, групп в политическую жизнь, происходит оздоровление и совершенствование политической системы.
4. Необходимость легитимизации политической власти
Легитимация — процедура общественного признания какого-либо действия политической власти, действующего лица, события или факта; в политике — ее признания, объяснения и оправдания.
Легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности, и потому легитимацию не следует смешивать с легализацией, а легитимность — с легальностью, то есть с законностью.
Легитимация не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Легитимация утверждает политику и власть, объясняет и оправдывает политические решения, создание политических структур, их изменение, обновление и т. п. Легитимация призвана обеспечить повиновение, согласие, политическое участие, без принуждения, а если оно не достигается,— оправдание такого принуждения, использование силы и всех других средств, которыми располагает власть.
В политической истории часто наблюдается покорность масс, которую трудно объяснить какими-то психологическими обстоятельствами. Люди сами способствуют приходу к власти жестоких правителей, требуют сильной власти, поощряют вмешательство государства во все сферы общественной жизни, и напротив, есть немало случаев отторжения массами демократических форм организации политической жизни, недоверия к демократическим институтам, к лидерам, отстаивающим либеральные принципы свободы личности. Одним из примеров в истории падения Веймарской республики в Германии, приход к власти Гитлера.
Есть в истории и множество примеров, когда народы вынуждены покоряться власти, в душе презирая ее, при малейшей возможности отклоняясь от нее. В таких случаях правящие социальные силы неизбежно прибегают к давлению, применению силы. Страх становится основной формой проявления отношения людей к власти. Американский социолог Сеймур Мартин Липсет понимание проблемы легитимации политики рассматривает в зависимости от эффективности политической системы, утверждает, что стабильность любого государственного строя полностью зависела от его законности и эффективности. Законность, с точки зрения Сеймура Липсета, имеет оценочный характер, что связано со способностью системы формировать и поддерживать у масс убеждение в том, что функционирование существующих политических институтов самое рациональное. Эффективность преимущественно «инструментальна» и означает удовлетворенность процессов управления социальной системой.
Одним из признаков легитимности эмоционально-доверительное отношение людей к власти, основанное на вере в особое предназначение, в ее способности решать жизненно важные для общества и каждого человека проблемы и цели, в необходимость использования и применения разнообразных, в том числе и насильственных, методов для достижении целей. Поведение, основанное на легитимности, отличается от простого социального поведения, которое опирается на обычай или сочетание интересов. Легитимность политики обязана сущностью ряду обстоятельств, которые объективно сопутствуют человеческому обществу в его социально неоднородном состоянии.
Эмоциональное отношение людей к власти многообразно и отображает индивидуальную неповторимость каждой личности. Однако, легитимность политики определяется общими тенденциями состояния отношений между властью и населением. Такими тенденциями признаны: преобладание страха, безысходной покорности и вера в целесообразность существующего политического режима, убежденность в его необходимости. Важнейшим индикатором легитимности выступает преобладание второй тенденции — веры в целесообразность политического режима. Психологические основы веры в целесообразность политики и режим ее осуществляющие также неоднозначны.
Вера может формироваться в сознании как ответ на подражательную способность людей, их стремление следовать привычным типам поведения, сложившимся стереотипам восприятия. Иррациональный тип веры проявляется в слепом следовании сложившимся в обществе принципам. Доверие к власти складывается под влиянием привычки, боязни перемен, опасений перед трудностями приспособления к новому политическому порядку. Такая верн утверждает проф. Азер Эфендиев, обеспечивала жизнеспособность многих политических режимов, поддерживала их легитимист, Исследования в социальной и политической антропологии показывают, что так называемые традиционные общества с их строю регламентированной системой "отношений, достаточно жесткими структурами, деспотизмом правителей существовали на протяжении длительных исторических периодов благодаря, прежде всего, одному следованию сложившимся стереотипам поведения, вере в незыблемость и правомерность структуры власти. Это — вера-подражание, обеспечивающая постоянное воспроизводство сложившихся ранее отношений между правителями и населением. Веру охраняли общественные нормы, закон.