Смекни!
smekni.com

Семейно-брачные отношения: история и современность (стр. 2 из 6)

Брачные обычаи отличались в разных культурах и даже местностях, но основным было то, что мужа для дочери выбирал отец или старший мужчина в семье. В 7 -6 вв. до н.э. существовал обычай в состоятельных семьях приглашать погостить одновременно нескольких претендентов в мужья в дом невесты. Для них устраивались различные состязания и испытания, они соперничали в силе, ловкости, богатстве, привозили дары отцу невесты и ей самой. Отец наблюдал за ними и оценивал их характер, манеру держаться, другие достоинства, и потом выбирал жениха. Чем богаче и знатнее была невеста, тем более длительными и пышными были эти отборы и затем свадебные обряды. Отвергнутым женихам предлагались отступные дары, чтобы они не чувствовали себя униженными.

В то время браки очень редко заключались по любви. Решающими были социально -экономические, политические, родовые и иерархические мотивы. Дочери правителей использовались для заключения в выгодных династических браков. Жена должна быть здорова, физически хорошо развита, чтобы произвести на свет крепкое потомство. Семья невесты должна быть достаточно обеспеченной, чтобы дать приданое. Такое положение дел свидетельствовало о более низкой «ценности» женщины по сравнению с мужчиной - именно семье женщины приходилось платить за то, чтобы её взяли в жены. Фактически женщина при заключении брака переходила из -под власти отца во власть супруга и не имела практически никаких прав.

Роль женщины в семье и общественно -политической жизни, её свобода - ограничивалась. Женщины обитали исключительно на женской половине дома, не могли без сопровождения появляться на улице, посещать общественные мероприятия, получать образование в государственных школах, участвовать в спортивных состязаниях.

В Древнем Риме женщины обладали несколько большей светской свободой. Римские жены могли ходить в гости и принимать гостей, появляться в обществе, бывать на торжественных приёмах. Но, несмотря на уважение, проявляемое к женщинам в доме, в обществе, в целом сохранялась безраздельная власть и главенство отца и мужа. Постепенно, особенно в эпоху Империи, взгляды римлян на семью и брак стали более свободными. Женщины получали больше прав, в том числе возможность разводиться и иметь мужей, иметь личную собственность и распоряжаться ею, получать образование. Осуждались супружеские измены, при этом женщины наказывались строже, чем мужчины. Муж имел право убить любовника жены.

В Древнем Риме почти двенадцать веков поддерживался и сохранялся культ домашних божеств, духов - покровителей, связанных с почитанием предков. Центром этого культа являлся домашний очаг. К нему возлагали ежедневное жертвоприношение в виде пищи, трижды в месяц - цветы и плоды. Эти ритуалы посвящались духам предков, их мифическим воплощениям - пенатам и ларам, а также духу - «двойнику» каждого домочадца - его доброму охраняющему гению.

Лары и пенаты покровительствовали семье, её быту и благосостоянию. Важнейшие семейные события - рождение ребёнка, бракосочетание или смерть члена семьи - требовали специальных обрядов, которыми незримо руководили духи и младшие божества.

Бездетность в браке могла служить основанием для принудительного развода.

Брачным возрастом у мужчин считался период с 25 до 35 лет. У женщин он был значительно ниже - девушка могла быть невестой уже с 12 -15 лет. Оптимальным для брака у женщины считался возраст 18 -20 лет.

Несмотря на стремление сохранить чистоту рода, из-за недостаточного количества женщин были распространены полиэтнические браки. Молодые мужчины - солдаты отправлялись в завоевательные походы и экспедиции в новые земли и зачастую там оставались, выбирая в жёны местных уроженок. Часто это были пленные или украденные с целью брака женщины.

Несмотря на государственное поощрение многодетности семьи старались не заводить более двух или трёх детей, чтобы не дробить наследство. Таким образом, дети могли быть более обеспечены. В связи с этим в греческих полисах и Риме со временем началась убыль населения, наблюдалось снижение численности жителей городов в отсутствие войн и болезней.

Семья была не только ячейкой общества, она являлась и своеобразной основой любого производства. В период Античности, затем Средневековья и вплоть до 19 в. Семейные компании в основном связаны были совместной собственностью на земельные угодья, законами кровного родства. И хотя постепенно, по мере развития экономики и промышленности, на первое место в организации семейных отношений вышли профессиональные интересы, вложенный в производственно -торговые или банковские предприятия капитал, семья и родственные связи долгое время являлись важным фактором организации хозяйственной, общественной и политической жизни общества.

Многие профессии стали семейными. Дело и капитал, мастерство и клиентура передавались от отца к сыну. Отношения в семье регулировались религиозными установками и скрепляются брачным контрактом, приобретающим вид торговой сделки, и невесте без приданого довольно трудно было выйти замуж. Бесприданница обречена на несчастную судьбу. Поэтому копить приданое начинали уже с рождения дочери.

3. СЕМЬЯ В РОССИИ

А). Древнерусская семья

Отличительной чертой традиционной русской семьи являлось проживание неразделёнными многопоколенными семьями. Фактически семья и род были неразделяемыми понятиями. В дореволюционной России преобладало сельское население, быт и семья были подчинены патриархальным отношениям. Мужчина - добытчик, кормилец и защитник традиционно противопоставляется женщине - матери, хранительнице домашнего очага. В ведении мужчины находилась внешняя жизнь, общественные связи, в ведении женщины - весь уклад и внутренний мир семьи.

В то время в патриархальных русских семьях существовала своя специфика: жена главы семьи, «большуха», имела достаточно серьёзное влияние на других членов семьи и на мужа. Недаром издавна существует пословица: «Муж в доме голова, а жена - шея, как повернет - так и будет».

В древней русской семье характерны были три вида отношений: кровное родство, усыновление -удочерение и свойство. Свойство подразумевало родство по браку, то есть отношения между одним супругом и кровными родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов. Браки между свойственниками не допускались, так же, как и между кровными родственниками.

В разные периоды русской истории существовало несколько форм заключения брака. В дохристианский период в славянских племенах было распространено насильственное похищение - «умыкание» невесты. С течением времени и укреплением взаимосвязей между родами и племенами насильственное похищение стало заменяться символическим, по согласованию с родственниками и невестой. Именно с тех, языческих, времён сохранился до сегодняшнего дня шутливый обычай прятать невесту на свадьбе, когда жених должен её отыскать и даже заплатить выкуп. В некоторых национальных культурах обряд похищения невесты жив до сих пор.

Надо сказать, что и значительно позже, уже в христианский период время заключения браков увязывалось с календарём сельскохозяйственных работ. За этим строго следила церковь, запрещая или разрешая играть свадьбы в определённое время года.

Существовала ещё одна форма заключения брака - приведение. Она заключалась в том, что невесту вели в дом к жениху с приданым и оставляли там.

Необходимо помнить, что в то время, да и много позже знакомство невесты и жениха было необязательным. Любовь и взаимная симпатия никогда не считались необходимыми для брака. С тех пор дошла до нас поговорка: «Стерпится - слюбится». Станут молодые мужем и женой, а любовь или привычка потом придут.

Необязательность знакомство невесты и жениха до брака была распространённой нормой отношений практически в большинстве стран. Поэтому во все века поэты, сказители, писатели воспевали другие, хотя и очень редкие отношения, основанные на любви и взаимном желании быть вместе. По этой же причине до нас дошло так много волнующих, трагических историй о неземной любви и возможности быть рядом из -за противодействия родителей и родственников или нелюбимого, несвязанного против воли мужа. Ромео и Джульетта, Тристан и Изольда, Анна Каренина и Вронский – эти примеры стали уже хрестоматийными.

Другой распространенной формой заключения брака была купля -продажа, «покупка». Это уже был брак по договорённости, со сватовством, сговором и свадьбой. Традиционная формула, произносимая сватами: « У вас есть товар - у нас есть купец». При этом жених должен был давать определённую плату за невесту - выкуп. Чем выше была социальная ценность невесты, тем выше цена. Оплата женихом невесты происходила из ранней формы обрядности - похищения. Это было символическое примирение жениха -похитителя с родом невесты и возмещение ущерба за уведённые из семьи рабочие руки.

Реже встречался осуждаемый и обществом и религией самовольный брак, который совершался посредством убегания из дома против воли родителей - «самокрутка». В этом случае речь шла о сердечной привязанности и тайной договорённости между женихом и невестой. Обычно к таким бракам готовились тайно, совершали их без соблюдения традиционных обычаев, чтобы обойти сопротивление родителей, не дававшим на него согласия. После тайного венчания молодые приходили в родительский дом и просили простить их за самовольный поступок. Родители мужа довольн6о часто даровали своё прощение, ведь такие браки обходились намного дешевле, чем обычные. С родителями невесты было сложнее. Чем богаче были родители, тем дольше они не могли идти на согласие и примирение, особенно если у них были другие планы на другой, более выгодный брак дочери. Могли и вовсе не простить, а отсутствие родительского благословения на брак нередко приводило к трагедиям.