Смекни!
smekni.com

Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения (стр. 10 из 15)

При работе с семьей алкоголика диагностика подразуме­вает выявление основной причины злоупотребления спиртными напитками и сопутствующих обстоятельств. Для этого необходимо изучение личностей всех членов семьи, а также изучение социальной биографии. Причинами злоупотребле­ния алкоголем могут быть семейная предрасположенность, некоторые особенности личностного статуса (неустойчивость личности, инфантилизм, зависимость), традиции семейного или социального окружения, иллюзорная попытка уйти от проблем. Зачастую выявляется совокупность этих причин. Их анализ необходим, ибо иногда не пьянство является причи­ной конфликтов в семье, а наоборот, к пьянству прибегают именно для того, чтобы таким способом (хотя бы в своем воображении) преодолеть конфликтность. Далее составляет­ся программа работы с наркозависимым лицом, его семьей, социальным окружением — это лечебные мероприятия, кон­сультации, психотерапия и психокоррекция, возможно, со­циально-трудовая реабилитация самого алкоголика и его се­мьи. Медицинская реабилитация лиц, злоупотребляющих алкоголем, до настоящего времени малоэффективна, ибо после реабилитации пациент возвращается в ту же среду, в которой у него появилась привычка к алкоголю; семья, дли­тельно существующая в условиях перманентного кризиса и выработавшая определенный гомеостазис, вольно или неволь­но способствует возобновлению у него прежней привычки. Если человек не обладает сильной волей, то его личностных ресурсов недостаточно, чтобы препятствовать таким тенден­циям [61, 21].

Поэтому работа с такой семьей подразумевает формиро­вание мотивации клиента и его семьи к безалкогольному об­разу жизни и построению иной системы взаимоотношений; психокоррекционные мероприятия, направленные на воспи­тание личности, способной быть хозяином собственной судь­бы; введение клиента в объединения или клубы лиц — при­верженцев безалкогольного образа жизни или создание та­кого объединения. Одна из самых эффективных технологий создания благоприятной среды, способствующей длительно­му излечению от алкоголизма, — движение "Анонимныеалкоголики", а также программы "Анонимные дети алкоголиков", "Анонимные наркоманы" и др.

Работа с конфликтной семьей или семьей, эмоциональный климат в которой является неудовлетворительным, начинается, как правило, после заявления одного из супругов, хотя иногда поводом для констатации серьезных внутрисемейных проблем могут быть наблюдения школьного или социального педагога, детского врача, констатирующего отрицательные психосоматические последствия семейной напряженности для здоровья детей. Социальная работа с такой семьей начинается с тщательного изучения действительной семейной проблемы, о которой супруги чаще всего имеют неверные представления, ознакомления с особенностями личностей супругов, их семейных и брачных установок. Возникающие трудности могут быть обусловлены любой из названных причин. Следует отметить, что внешние затруднения — материально-экономические ограничения, неуверенность в завтрашнем дне, безработица и т.д., — как правило, только обостряют семейные конфликты, выявляют истинные их причины. Негативные черты личности, в первую очередь истеричность, психастеничность, компенсированные в процессе социализации или самовоспитания, под влиянием внешних причин могут вновь актуализироваться и стать причиной постоянных конфликтов. Серьезное расхождение в семейно-брачных установках может оставаться невыявленным довольно долго, однако в переломные, узловые моменты развития семейной жизни или под влиянием внешних трудностей может обнаружиться, что супруги придерживаются различных моделей семьи (эгалитарных или патриархальных), имеют несовпадающие взгляды на воспитание детей, эмоци­ональные, бытовые, финансовые и прочие взаимоотноше­ния. Соответственно семейная терапия включает в себя на­хождение компромисса в культурно-смысловой сфере, коррекцию накопившихся социально-психологических стерео­типов, обучение навыкам неконфликтного общения

Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии или игровой терапии.

К активно применяемым методам относится так называе­мая датерапия — аутодиагностическая и психокоррекционная методика, при помощи которой конфликтующие супруги рационализируют свои в целом негативные эмоционально психические взаимоотношения. В ходе ее осуществления предлагается ответить "да" или "нет" на ряд четко сформу­лированных вопросов относительно различных сторон взаи­моотношений супругов. В результате баланса своих положительных или отрицательных ответов супруг может смяг­чить свое отношение к другому супругу, которого привык обвинять во всех грехах, и определить свои истинные наме­рения — хочет ли он улучшения отношений или развода. Дру­гая диагностическая методика — популярный на Западе ме­тод "скульптурной группы": члены семьи визуализируют свое представление о семейных взаимоотношениях, создавая скульптурную группу, причем при обсуждении места в ней каждого члена семьи он реально оценивает свою позицию в ней и несовпадение своей оценки с оценкой других.

Надо сказать, что осознание реальной семейной пробле­мы имеет не только диагностическое, но и терапевтическое значение, поскольку обнаруженное и осознанное затрудне­ние заставляет членов семьи пересмотреть свое поведение [56, 74].

Одна из многосторонних методик — построение гемограммы семьи, т. е. это схемы семейной истории, создаваемой по определенным правилам и отражающей взаимоотношения в поколениях прародителей, родителей и в самой исследуемой семье. Этот процесс довольно увлекателен — составление своего генеалогического дерева является одной из глубин­ных потребностей людей. Кроме того, в ходе его создания вместе с семейным терапевтом и при его участии члены се­мьи, возможно, практически не общавшиеся в течение дли­тельного времени, вовлекаются в единую деятельность, до­полняя друг друга. Наконец, итоговая картина обладает зна­чительной информативностью: чрезмерное количество вдов или случаев разводов в восходящих или боковых ветвях се­мьи могут свидетельствовать соответственно о негативной биологической предрасположенности либо о наличии врож­денных личностных проблем.

Диагностическая деятельность должна помочь клиентам осознать и признать необходимость изменения их семейных взаимоотношений, укоренить мотивацию для длительной, терпеливой и сложной работы, направленной на самоизмене­ние, преодоление собственных нежелательных стереотипов. Следует подчеркнуть, что существующие методики манипулятивного воздействия на личность, не желающую привлечь свои собственные трансформационные возможности, не продуктивны.

Например, методика направленного изменения заключа­ется в том, что член семьи, который выявил в другом члене семьи нежелательные черты или особенности поведения, воз­действует на того при помощи эмоционального поощрения или наказания (под наказанием может подразумеваться от­сутствие поощрения, эмоциональная холодность). Лишь "хо­рошее поведение" заслуживает награды. Методика отлича­ется от обыденных взаимоотношений тем, что воздействие на манипулируемого производится, не на рациональном, а на подсознательном уровне, причем по замыслу ее разработчи­ков, индивид через достаточно короткий срок научится автоматически избирать формы поведения, за которыми сле­дует награда. К сожалению, практика использования подоб­ных средств в семейной терапии показывает ее довольно низкую эффективность и даже контрпродуктивное воздей­ствие, прежде всего на самого "манипулятора", так как вме­сто спонтанных отношений доверия, открытости и взаимо­поддержки здесь культивируются отношения односторонне­го воздействия.

Рассматривая семейный патронаж — то это индивидуальная деятельность специа­листа, благодаря которой семья (клиент) получает конкрет­ную помощь и поддержку от социальной службы, призван­ной мобилизовать и повысить ее адаптационные возможно­сти [56, 45].

В настоящее время различают два направления социаль­ного патронажа семьи.

Первое направление основывается на характере тех дей­ствий, которые осуществляют социальные службы в отно­шении семей и детей особого риска. Она включает в себя такие виды патронажа, как социальный, медико-соци­альный, социально-педагогический, социально-психологичес­кий, социально-экономический, выражающийся в выдаче пособий, продуктов, одежде и т. д.

Второе направление основывается на характеристике объектов патронажа. Они классифицируются по возрасту (дети, подростки, пожилые люди), по половой принадлежности (девочки, мальчики, женщины, мужчины), по ме­дицинским показаниям (инвалиды, беременные женщины и т. д.), по социальному статусу (безнадзорные дети, жертвы насилия), по семейным проблемам (неблагополучные се­мьи, дети родителей алкоголиков) и т. д.

Рассматривая первое направление отметим, что, напри­мер, медико-социальный патронаж действует в отношении больных и физически неполноценных членов семьи, в том числе детей (инвалидов), нуждающихся в повседневном ухо­де.

Содержание медико-социального патронажа зависит от категории этих клиентов. Он включает доставку лекарств, измерение давления, ночное дежурство, предоставление гигиенических услуг, доставку продуктов и кормление, уборку помещения, выполнение несложных физических упражне­ний и т.д., т. е. все то, в чем нуждается человек, не способ­ный к самообслуживанию.