А.И. Антонов выделяет 7 рутинных и 7 проблемных типов репродуктивного поведения. Основной критерий выделения рутинных и проблемных ситуаций - чередование применения и неприменения контрацепции в зависимости от соотношения между величиной потребности в детях и их фактическим числом. При совпадении этих двух величин супруги во всех типах репродуктивного поведения будут стремиться предотвратить беременность, а при наступлении последней - к её прерыванию. Если же фактическое число детей в семье меньше величины потребности в детях, то поведение может быть как рутинным, так и проблемным.
В условиях многодетности основной проблемой оказывается отсутствие зачатия и родов, т.е. нарушения плодовитости. Аналогичная ситуация может иметь место и в условиях малодетности, когда нарушения плодовитости мешают удовлетворить потребность даже в одном или двух детях. В условиях малодетности, когда преобладает потребность в одном или двух детях в семье, чаще всего встречаются проблемные ситуации, связанные с неэффективной контрацепцией. Эти ситуации приобретают особую значимость, когда фактическое число детей больше величины репродуктивной потребности.
По поводу понятия "репродуктивная потребность (потребность в детях)" только в отечественной научной литературе существует значительное число различных, зачастую прямо противоположных точек зрения. Ряд авторов, в частности Л.Е. Дарский, П.А. Эглите, вообще отрицают наличие такой специфической потребности. А.И. Антонов, С.И. Голод, А.Г. Вишневский существование репродуктивной потребности признают, но придерживаются мнения, согласно которому её удовлетворение в условиях конкуренции с другими потребностями может быть отложено или вообще никогда не осуществиться. Условия жизни способствуют либо препятствуют достижению полной реализации этой потребности, но не в состоянии ни усилить, ни ослабить её. Всеми исследователями признаётся, что репродуктивная потребность не связана с физиологической сексуальной потребностью, поскольку в современном обществе сексуальные отношения всё в меньшей степени выступают средством деторождения.
Таким образом, репродуктивная потребность это - устойчивое социально-психологическое состояние социализированного индивида, проявляющееся в том, что без наличия детей и подобающего их числа он испытывает затруднения в своей личностной самореализации, в достижении внешней и внутрисемейной интеграции /А.И. Антонов, В.В. Бойко/. Социологи, демографы, социальные психологи, специализирующиеся в области репродуктивного поведения населения и признающие наличие репродуктивной потребности, единодушно подчёркивают её социальную природу. Это - существующие в культуре или субкультуре и усвоенные человеком в процессе социализации социальные нормы детности.
Если обычно ценностные ориентации и потребности соотносятся как интернализованная институциональная и индивидуальная основы социального действия, то репродуктивная потребность (потребность в детях) это - скорее репродуктивные ценностные ориентации, поскольку у человека отсутствует как таковая индивидуальная репродуктивная потребность. Однако, согласно сложившейся в отечественной социологии и демографии семьи традиции, в настоящее время повсеместно используется термин "репродуктивная потребность" или "потребность в детях", что - одно и то же.
Количественной составляющей потребности в детях являются репродуктивные установки, которые А.И. Антонов и В.М. Медков определяют как "психические состояния личности, обусловливающие взаимную согласованность разного рода действий, характеризующихся положительным или отрицательным отношением к рождению определённого числа детей". Репродуктивные установки разделяют на две группы:
установки на применение контрацепции и искусственное прерывание беременности;
установки детности, регулирующие достижение определённого числа детей (в т. ч. установки на благополучные исходы беременности, на протогенетические и интергенетические интервалы, на пол ребёнка, на усыновление или удочерение).
Репродуктивные установки это - количественная составляющая репродуктивной потребности, тогда как репродуктивные мотивы - качественная. Репродуктивные мотивы (мотивы рождаемости) это - психические состояния личности, побуждающие индивида к достижению разного рода личных целей через рождение определённого числа детей. Репродуктивные мотивы подразделяются на экономические, социальные и психологические.
Экономические мотивы побуждают к рождению того или иного числа детей в семье благодаря тому, что посредством этого события достигаются (или предполагается, что достигаются) какие-то экономические цели, связанные со стремлением приобрести материальные блага, а также сохранить или повысить свой материальный статус.
Социальные мотивы побуждают к рождению определенного числа детей в пределах существующих социокультурных норм детности и являются индивидуальной реакцией на эти нормы. Социальные мотивы существуют в том случае, если действуют стимулы, сохраняющие или повышающие социальный статус или престижа в глазах окружающих. Соответственно, если нет таких стимулов, то нет социальных мотивов рождения определённого числа детей. Например, в современной городской малодетной среде родители трёх или более детей могут подвергаться негативным санкциям в виде морального давления и других проявлений негативного общественного мнения.
Психологические мотивы побуждают к рождению определённого числа детей благодаря тому, что посредством этого достигаются личностные, т.е. внутренние цели индивида. Они отражают только личную заинтересованность в рождении определённого числа детей в семье. Психологические мотивы подразделяются на два класса в зависимости от того, в каком качестве выступают родители в отношениях с детьми: как субъекты или как объекты.
Первый класс психологических мотивов (где родители - субъекты) связан с теми чувствами и стремлениями, которые обращены от родителей к детям, т.е. желание проявлять заботу о ребёнке, любовь к нему, желание его опекать и определять его развитие. Второй класс мотивов (где родители - объекты) объединяет всё то, что через общение с детьми удовлетворяет потребность родителей быть объектами чувств, идущих к ним от детей - потребность в любви и уважении, в смысле жизни (в виде детей), стремлении продолжить себя в детях и т.д.
Соотношение в структуре репродуктивной мотивации экономических, социальных и психологических мотивов постоянно меняется, отражая общемировой процесс исторического отмирания многодетности. Генеральная тенденция состоит в том, что постепенно ослабевают и исчезают экономические и социальные мотивы рождения детей, а на первый план выходят мотивы психологические, т.е. внутренние.
Самосохранительное поведение это - поведение человека, ориентированное на поддержание индивидуального здоровья. Повсеместное снижения уровня здоровья во всех категориях населения является одним из факторов депопуляции в современной России. Это проявляется в высоких показателях младенческой и детской смертности, смертности мужчин трудоспособного возраста, частоты осложнений во время беременности и родов. Низкий уровень здоровья населения в значительной степени обусловлен характером ценностных ориентаций индивидов на поддержание здоровья (т.е. самосохранительных ценностных ориентаций).
При сохранении в дальнейшем современного повозрастного уровня смертности каждый третий из сегодняшнего поколения шестнадцатилетних юношей не доживет до 60 лет. Положение с доживаемостью до пенсионного возраста у российских мужчин самое неблагоприятное даже среди стран СНГ. В развитых странах мира (и у нас в том числе) больше всего жизней уносят хронические болезни (сердечно-сосудистые, рак, инсульт). Уровень смертности характеризует общественное здоровье и качество жизни населения.
Приближённую оценку уровня смертности даёт её общий коэффициент. Показатели смертности рассчитывают не только за год, но и за более короткие или более длительные периоды. Уровень смертности населения существенно различается в отдельных половых и возрастных группах. Поэтому сравнивать общие показатели смертности в странах и регионах, имеющих различный половозрастной состав, - некорректно. Для этой цели используются более точные специальные показатели, рассчитываемые не для всего населения, а для выделенной по определённым признакам статистической группы. Такими признаками выступают прежде всего пол, возраст, место жительства, причины смерти, а также сочетания этих и других признаков.
Возрастные коэффициенты смертности имеют следующую закономерность. Наиболее высокий риск гибели ребёнок имеет в первые часы жизни, чуть меньший - в первые дни, ещё несколько меньший (но всё же высокий) - в первые недели жизни. Чем старше ребёнок, тем меньше вероятность его смерти. Наиболее низкие показатели смертности наблюдаются в возрастах от 5 до 20 лет. После 20-летнего возраста происходит постепенный рост показателя. Максимальных значений он достигает после 60 лет. Ещё одной закономерностью показателя смертности является более высокий его уровень в большинстве возрастных групп у лиц мужского пола и сельских жителей.
В статистике детской смертности выделяют следующие группы показателей.
1. Младенческая смертность (смертность на первом году жизни):
неонатальная (в первые 4 недели жизни);
ранняя неонатальная (в первые 7 дней жизни);
поздняя неонатальная (на 2, 3, 4-й неделях жизни);
постнеонатальная (с 29-го дня жизни и до 1 года).
2. Смертность детей в возрасте до 5 лет.
3. Смертность детей в возрасте от 1 года до 15 лет.
Уровень младенческой смертности является индикатором здоровья и социального благополучия общества. Подъём этого уровня означает ухудшение состояния здоровья населения страны или региона. Младенческая смертность в России в настоящее время самая высокая среди экономически развитых стран мира (примерно в 2 раза выше, чем в США, Канаде, Великобритании, Германии, Франции и в 3 раза выше, чем в Финляндии, Норвегии, Швеции, Японии).
В международной практике принято рассчитывать коэффициент смертности детей в возрасте до 5 лет. Эксперты ООН выбрали этот показатель как наиболее важный с точки зрения положения детей в различных странах и как принципиальный индикатор благополучия детского населения. В России уровень смертности детей в возрасте до 5 лет значительно превышает этот уровень в экономически развитых странах. По данному показателю Россия занимает 30-е место в мире.
1. Дарский Л.Е. Формирование семьи. - М., 1972.
2. Жизнедеятельность семьи: Тенденции и проблемы/Отв. ред. Антонов А.И. - М., 1990.
3. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. - М., 1989.