Какие же можно сделать выводы? Их немного.
У человека можно забрать и вернуть ему всё, кроме жизни. Жизнь не восстановима. Она даётся свыше, не законами и декретами, а вечной тайной. Мы не имеем никакого права посягать на то, что принадлежит не нам. По сему смертная казнь противозаконна в самом высшем божественном смысле. Конечно, в приступе гнева и отчаяния мы готовы вслед за Алёшей Карамазовым, которого искушал брат Иван вопросом: " Что делать с генералом, затравившим собаками ребёнка?", ответить: "Расстрелять!" - но очнёмся, как очнулся Алёша, и вспомним великую заповедь: "Не убий!"
Противники смертной казни говорят, что жизнь человеческая есть благо не нарушаемое и неотчуждаемое, поэтому смертная казнь несправедлива. Внимательная оценка изложенных доказательств против и за приводит к следующим заключениям. Если учение о ненарушимости жизни человеческой не подтверждается ни прошедшею, ни настоящею жизнью народов, это еще не означает, чтобы оно было противно природе человека и, следовательно, неосуществимо. Напротив, с тех пор, как оно явилось на свет Божий, оно имеет уже свою, хотя и скудную, историю. Оно вызвано было новыми потребностями, совершенно противными тем, которые поддерживали такую низкую цену на жизнь человеческую. С тех пор уважение к жизни человеческой значительно возросло, а вместе с тем крепнет надежда на возможность осуществления в системе наказаний учения о ненарушимости жизни человеческой. Подтверждением всему этому служит постепенное изгнание в течение последних полутораста лет смертной казни из европейских и американских кодексов, громадное уменьшение в действительности количества смертных экзекуций в Европе и Америке, все более и более возрастающее нерасположение европейского человека к отнятию жизни у преступников. Если в жизни народов есть движение вперед, то нет сомнения, что, идя тем путем, которым они до сих пор шли, они дойдут до полного изгнания смертной казни и вместе с тем до признания ненарушимости жизни человеческой даже в лице преступника.
1. Гуддинг Д., Леннокс Дж. Мирровозрение: Для чего мы живём и какого наше место в мире. Пер. с англ., Под общ. ред. Т.В. Барчуновой. - Ярославль: ТФ "Норд" 2001. - 384 с.
2. Лаврин А.П. Хроники Харона. М.: Моск. Рабочий, 1993. - 511 с.
3. Философия: учебник для вузов/под редакцией В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - 4 -е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008. - 735 с. - (Серия "Золотой фонд российских учебников").
4. Философия права: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция"/ В.П. Малахов - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 336 с. - (Серия " Cogitoergosum").
5. Маковеев Д.В. Жизнь человека. Насилие и смерть: Аспекты социально - философского анализа / Пермский гос. тех. Университет. - Пермь, 2004. - 184 с.
6. Борисов А. О покаянии // Российская юстиция. 2001. N 9. С.18.
7. Василевский А. О смертной казни // Новый мир 2005. № 9 с.138 - 140.
8. Костанов Ю. Казнить нельзя помиловать. Пора бы, в конце концов, поставить пресловутую запятую // Закон. 2002. N 9. С.88; Гулиев В.Е. Отмена смертной казни - преступное непротивление злу насилием // Юридический мир. 2002. N 1. С.12 - 13.
[1] Лаврин А.П. Хроники Харона. М.: Моск. Рабочий, 1993. – 511 с.
[2] Василевский А. О смертной казни // Новый мир 2005. № 9 с. 138 – 140.
[3] Борисов А. О покаянии // Российская юстиция. 2001. N 9. С. 18.