ХХ век. Царская Россия
К началу XX века общественная и частная благотворительность становится в России явлением повсеместным, не на словах, а на деле доказывая широту Великой Русской Души. Музеи, библиотеки, школы, картинные галереи, выставки – вот спектр благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие (23, с. 319).
1902 год стал по истине знаковым для Российской благотворительности: Савва Морозов жертвует 300 тысяч рублей на постройку нового здания Московского художественного театра (так тогда назывался МХАТ), а его двоюродный брат Викула – 400 тысяч рублей на строительство детской больницы, которая с тех пор носит название «Морозовская». Именно в этом году было сделано уникальное, самое крупное в мире пожертвование. Речь идет о 20-ти миллионном наследстве купца Г.Г. Солодовникова. Согласно воле жертвователя, большая часть этой огромной по тем временам суммы была потрачена на устройство в Тверской, Архангельской, Вологодской и Вятской губерниях земских женских училищ, мужских и женских профессиональных школ, а также создание родильного приюта на 50 человек. Оставшиеся деньги пошли на постройку в Москве домов с дешевыми квартирами для малоимущих.
Благотворительность в Советской России
Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Идеология революции не допускала никаких форм благотворительности. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами.
Большевики начали кампанию безжалостной критики «буржуазной филантропии», которая, по их мнению, лишь маскировала «эксплуататорскую сущность» российского предпринимательства. В целях соблюдения «революционного порядка» любая частная (как, впрочем, и общественная) благотворительная деятельность пресекались. Так, в 1921 году писателю Максиму Горькому запретили организовать кампанию помощи голодающим в Поволжье, а международным благотворительным организациям не разрешили доставить голодающим продукты питания и медикаменты.
Официальная идеологическая позиция по отношению к благотворительности была отражена в Большой советской энциклопедии, изданной в 1927 году. Там благотворительность трактовалась как «явление, свойственное лишь классовому обществу», тогда как «социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности».
Однако в годы Великой Отечественной войны с помощью церкви на оборону страны было собрано 200 миллионов рублей. Часть из них пошла на танковую колонну имени Дмитрия Донского и авиационную эскадрилью имени Александра Невского. Люди сдавали не только деньги и драгоценности, но и одежду, обувь, приносили, кто что мог.
Потом функции благотворительности опять целиком взяло на себя государство, но коллективный труд на благо общества (субботник, сбор макулатуры и металлолома, движение школьников-тимуровцев, помощь пенсионерам) приветствовался.
Необходимо отметить, что добровольность работы на субботниках, уборках урожая или шефской работы была зачастую тесно связана с обязательностью и общественным принуждением. Никакого закона о добровольческом труде в советской России не было. Сегодня традиции благотворительности продолжают развиваться в волонтерском движении на благо общества и каждого человека.
Таким образом, благотворительность и добровольчество всегда были присуще России. Проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь к неимущему являлось общественным социальным явлением.
Добровольчество – понятие для России достаточно новое, однако сама идея социального служения почти столь же древняя, как и понятие «социум».
Несмотря на то, что изучение зарубежного опыта добровольческой работы внесло и продолжает вносить большой вклад в теорию и практику социальной работы в нашей стране, современное российское общество не может принять целиком ни одну из моделей организации социальной работы, эффективно действующих в других странах. В то же время оно не может оставить неизменными те средства социальной защиты и поддержки, которые сложились за годы советской власти. Как можно заметить, сегодня в России формируется свой, специфический механизм поддержки населения, который определяется многими факторами, в частности состоянием экономического развития страны в целом и отдельных ее регионов, наличием поликультурной среды обитания, усилением социальной дифференциации, переходом от одного типа общественного устройства к другому.
Следует отметить, что из-за многих социальных стереотипов добровольческая деятельность в России плохо приживается. Последние исследования показали, что процент населения, занимающегося добровольчеством, ничтожно низок, в том время, как во многих странах Европы, Азии и Америки добровольчество является обычным явлением.
По данным ассоциации Gallup International, сегодня в Соединенных Штатах и Канаде 45% трудоспособного населения состоят во всевозможных добровольческих организациях, в Западной Европе показатель достигает 67%. У нас же, по данным того же Gallup, волонтерами можно назвать от 5 до 10% населения. Эксперты считают эти данные завышенными, поскольку к добровольцам причислены и доноры, и члены общества Красного Креста, и религиозные прежде всего православные благотворительные организации. К тому же, те, кто называет себя добровольцем, как правило, участвовали в каких-то разовых акциях. Добровольчество – особый образ жизни. В Западной Европе добровольцы составляют две трети взрослого населения, а у нас даже точную цифру никто не берется назвать. Наше добровольчество неорганизованно, разрозненно, не признается всерьез чиновниками и не пользуется доверием социальных работников. Между тем, по словам экспертов, Россия сейчас, как никогда, нуждается в создании массового добровольческого движения. При нынешнем финансировании социальной сферы помочь обездоленным способны только энтузиасты (20, с. 113).
Понятие, содержание и формы добровольческого труда в современной России приобрело конкретные черты только в 90-е годы одновременно с зарождением так называемого третьего сектора, который составляют некоммерческие, общественные и благотворительные организации.
Деятельность добровольческих организаций регулируется Федеральными законами, среди которых есть закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (7 июля 1995 г.), дающий юридическое определение волонтера: «Добровольцы – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации». (2).
Как уже отмечалось, появление добровольчества в России имеет своиособенности и трудности. Назовем основные из них.
Правовые. Отсутствие соответствующих норм, процедур, механизмов защиты (судебной, административной, социальной и другой), решения конфликтных ситуаций (между объектом и субъектом деятельности, общественными организациями и властью), режима благоприятствования процессам создания добровольчества и другим формам проявления жизни локальной общности (налоги, аренда помещений, статус и т.д.).
Государственные. Недостаточное количество государственных программ (на федеральном и региональном уровне), стимулирующих процесс регенерации жизненной ткани общества, а главное – отсутствие потребности у власти в таких программах.
Социально-психологические. Иждивенческая психология, разрушенность нормальных общественных и государственных институтов.
Технологические. Нет школ и традиций добровольчества, нехватка социальных работников. Существует и проблема подготовки, обучения добровольцев элементарным способам действия.
При этом было бы наивно думать, что повсюду добровольцев встречают с распростертыми объятиями. Недоверие к ним у социальных работников очень велико, на них смотрят как на лишнюю головную боль. Не у всех добровольцев хватает сил выдерживать постоянный пресс недоверия, и «утечка кадров» в добровольческих рядах велика (8, с. 19).
Однако, несмотря на определенные трудности, число желающих вступить в ряды добровольцев растет. У каждого человека есть свои мотивы и причины, по которым он становится добровольцем. Среди них наиболее часто встречаются следующие:
· желание помочь другим людям;
· знакомство с новыми людьми;
· гражданские чувства;
· религиозные соображения;
· сострадание нуждающимся;
· групповая работа с друзьями;
· чувство обязанности вернуть людям то, что получил сам;
· желание почувствовать свою необходимость.
Социальные перемены в стране отражаются и на мотивации добровольчества. В последние годы увеличилось число людей, которые приходят в некоммерческие организации с целью получения необходимого опыта работы, знаний и навыков, реализации своих идей, повышения своей квалификации.
В настоящее время во многих городах России функционируют организации добровольцев, на счету которых самые разнообразные акции и мероприятия по оказанию помощи нуждающим.
Российский Красный Крест (РКК) – одно из 185 обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, существующих в мире и объединенных в международное Движение. РКК – добровольная организация, оказывающая помощь нуждающимся, созданная для реализации идей гуманизма и сострадания к людям, а также содействия органам государственной власти и местного самоуправления в гуманитарной области.