В западных странах одной из главных забот государства является предотвращение социальных конфликтов. Многое делается для поддержки наиболее уязвимых в условиях конкурентной экономики слоев населения - престарелых, инвалидов, многодетных семей.
Помимо классов и других социальных групп социальную структуру общества составляют исторически сложившиеся общности людей: племена, народности, нации. Современное человечество представлено примерно двумя тысячами различных народов, а в нашей стране их больше ста. В то же время независимых государств в мире насчитывается около 200. Следовательно, большинство народов проживает в многонациональных государствах. И значит, сколько бы не была нам дорога историческая память о своих национальных корнях, важно понимать и другое: все мы живём и всегда будем жить вместе с людьми разных национальностей. Это требует от каждого из нас особой личной деликатности и ответственности в отношениях с людьми других национальностей. Тем более что у разных народов больше общих черт, чем различий, и их общность постоянно нарастает, поскольку усиливается взаимозависимость, взаимосвязанность и целостность мира. Конечно, сближение народов не означает отрицание их национальных особенностей. Напротив, именно своеобразие их культуры служит живым источником духовного богатства всего человечества, бесконечного многообразия мировой культуры.
Исторически сложившиеся общности людей— род, племя, народность. Так, род и племя характерны для первобытного общества. Народность складывается с появлением классов и государств. Капитализм активизирует экономические и культурные связи, создаёт единый национальный рынок, ликвидирует хозяйственную раздробленность средневекового государства, Сплачивает различные входящие в него народности в единое национальное целое. Возникает нация.
Наряду с понятиями «племя», «народность», «нация» в науке утвердилось понятие «этнос». Это греческое слово означает «народ» и не имеет однозначной характеристики. Под этносом понимается совокупность людей, обладающих общностью культуры, осознающие эту общность как выражение общности исторических судеб. Более широкое толкование термина состоит в том, что он объединяет понятия племя, народность, нация.
Нация— наиболее развитая историко-культурная общность людей. Она складывается в течение длительного исторического периода в результате объединения, «перемешивания» представителей различных (родственных и неродственных друг другу) племён и народностей. Современные научные теории не дают однозначного ответа на вопрос о признаках этой общности.
Начнём с языка, как важнейшего элемента культуры, основной формы проявления национального и личностного самосознания, как главного средства общения людей.
Обычно представители одной нации говорят, пишут на одном языке (что не исключает развитие диалектов). Видимая простота и кажущаяся ясность этого признака приводят некоторых учёных к мнению, что язык— несомненный признак нации. Однако это не совсем так. В Швейцарии, например, четыре равноправных языка— немецкий, французский, итальянский и ретороманский, однако швейцарцы являются единой нацией. Ещё пример: англичане и американцы говорят на одном языке, но это разные нации. Но язык несомненно является одним из факторов влияющих на национальные отношения.
Сплочению наций способствует общность их исторического пути. Русские, американцы, узбеки, французы, эстонцы— каждая нация или народность имеет свои корни в истории, прошла свой неповторимый, часто только ей свойственный исторический путь. Здесь имеется в виду ряд составляющих: складывание и развитие общности на определённой территории, образование и укрепление государственности, возникающие и развивающиеся в рамках территориального размещения наций хозяйственные связи, дипломатические, военные, экономические отношения с соседями— ближними и дальними. Несомненна значимость и религиозного влияния.
История невозможна без памяти. Историческая память—великий источник национальной общности и национальной ответственности.
Помнить об уроках прошлого, чтить память предков, вести летопись хороших дел, остерегаться ошибочных поступков, чувствовать ответственность перед поколениями— это важные функции исторической памяти, помогающей сплачивать национальную общность.
Один из наиболее осязаемых результатов исторической памяти— национальная культура: сказки, легенды, исторические повествования, песни, танцы, музыка, особое художественное мастерство, проявляющееся в храмовых постройках, иконах, домашней утвари; это народный эпос, где ярко выступают национальные отличия, это творчество писателей, в том числе современных, где находят своё отражение национальный колорит, национальные легенды.
Однако было бы неверно представлять себе процесс развития народов, как идеально прямой путь движения от одной общности к другой. Человечество— это живой многоцветный мир народов. Он пребывает в непрерывном движении: народы появляются, расцветают, исчезают…И у каждого народа своя судьба.
Многие когда-то известные народы ушли в небытие или растворились в других народах (финикийцы, скифы, сарматы и др.), а некоторые современные народы появились в глубокой древности (армяне, грузины и др.). Английская нация сложилась в XVI в., русская—в XVII-XVIII вв. Десятки наций сформировались и формируются в XX в. Нынешнее человечество представлено всем многообразием исторически сложившихся форм общности— сегодня на Земле живут роды и племена, народности и нации, что связано с разнообразием, природно-климатических, экономических, социальных и культурных условий их жизнедеятельности.
Что касается понятия национальность, то оно означает принадлежность человека к той или иной нации. В большинстве стран мира национальность определяется не государственными органами, а самим человеком добровольно. Сегодня на Земле всё больше становится людей, родившихся от смешанных браков (т. е. от родителей разных национальностей), они вправе выбирать себе национальность любого из родителей. В подавляющем большинстве современных демократических государств каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность.
Учёные считают, что сегодня существует два основных направления, или тенденции, в развитии наций и межнациональных отношениях: Дифференциация и интеграция. Первая проявляется в естественном стремлении к саморазвитию, национальной самостоятельности, развитию национальной культуры, экономики, политики и т. д. Эту тенденцию ещё называют национальной.
Вторая тенденция (её принято называть интернациональной) ведёт к расширению связей между различными нациями, ломке национальных перегородок, развитию общения в сфере культуры, углубления экономических, политических, гражданских отношений, к восприятию всего лучшего, что создано другими народами.
Действие указанных тенденций прослеживается на протяжении всей истории человечества. Они способствуют прогрессу цивилизации, ибо ведут к развитию и расцвету народов: одна через внутреннее совершенствование, другая— путём взаимообогащения, обмена национальными ценностями, всестороннего сближения народов, укрепления взаимопонимания, доверия, дружбы и мира, а в конечном счёте обе тенденции благоприятно сказываются на развитии человеческой личности, на личностном становлении каждого человека.
Обращаясь к истории, можно заметить, что за время существования наций и народностей отношения между ними были нередко напряжёнными и даже трагическими. Так, русские земли испытывали на себе удары монгольских кочевников, немецких рыцарей, польских захватчиков. По Средней Азии и Закавказью огненным валом прокатились войска Тамерлана.
И сегодня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое. Подтверждением этому служат недавние события в Югославии, в ряде территорий бывшего Советского Союза.
Особенно тяжёлые последствия вызывает национальное насилие— подавление или принижение нации, которые могут осуществляться в разных формах: это и ущемление прав нации, и запрещение или преследование её религии, культуры, языка, традиций и т. д.
Прогрессивные силы мира ведут напряжённый поиск путей выхода из многочисленных современных этнических кризисов. Если кратко охарактеризовать основные достижения в этом направлении, то можно сказать: передовой частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода к этническим проблемам. Суть его состоит, во-первых, в добровольном поиске согласия (консенсусе), в отказе от национального насилия во всех его видах и формах, а во-вторых, в последовательном развитии демократии, правовых начал в жизни общества, в признании приоритета прав личности над правами государства и нации. Иначе говоря, обеспечение прав и свобод личности, независимо от национальной принадлежности, есть условие свободы любого народа. Такова основная идея современного цивилизованного подхода к решению национальных проблем.
Современная цивилизация и политическая жизнь.
Политика в переводе с греческого означает государственные дела, искусство управления государством. Зачем нужно такое искусство?
В любом неоднородном обществе, где существуют разнообразные противоречивые интересы наций, социальных слоёв, классов. Возникает потребность в регулировании отношений между ними, а значит, в деятельности государства. Ведь государство, как правило, выполняло и выполняет ряд общественно значимых функций, и прежде всего таких, как поддержание общественного порядка и стабильности в обществе; использовании имеющихся возможностей для экономического развития; защита безопасности страны. Эти функции государство выполняет благодаря специально разрабатываемым мерам, политической линии, включающей цели, задачи, средства и пути достижения поставленных целей. Таково значение понятия политика в узком смысле слова.