Смекни!
smekni.com

Социальная адаптация в современных условиях (стр. 5 из 6)

Третий подход – создание иных организационных форм, ориентируемых на развитие малого предпринимательства с целью финансового обеспечения процессов социальной адаптации бывших военнослужащих. Четвертый подход – деятельность неправительственных общественных организаций или объединений, создаваемых, как правило, бывшими военнослужащими по месту их жительства в целях совместного решения своих собственных социальных проблем.

Как показал анализ, этим организациям во всех их формах не удалось обеспечить достаточный комплексный подход к решению проблем социально-психологической адаптации бывших военных к новым жизненным условиям и включение их в активную жизнедеятельность в условиях рынка.

Для разработчиков Программы "Социальная адаптация кадровых военнослужащих, уволенных в запас или отставку" было очевидным, что существующий на тот момент подход к данной проблеме недостаточно эффективен. Невозможно всех уволенных как адаптировать, так и оказать им необходимую помощь. Значит, и ставить такую цель нецелесообразно, прежде следует отработать механизмы комплексного решения социальных проблем данных категорий населения. Целью Программы явилась отработка механизма комплексного решения социальных проблем, возникла необходимость создания комплексной модели организации процесса социальной адаптации на основе самоокупаемости.

При разработке концепции Программы учитывался тот факт, что уволенные в запас кадровые военные, в ходе адаптации к гражданской жизни, сталкиваются преимущественно с социальными (трудоустройство и переобучение) и психологическими проблемами. Приоритетной задачей было решение социальных проблем семьи военнослужащего. При трудоустройстве этих людей основной целью стало включение их в систему предпринимательства и в активную экономическую жизнь страны. Это было особенно необходимо в местах, где были локализированы военные гарнизоны и городки. В ходе реализации этой Программы важным аспектом стала социально-психологическая реабилитация участников боевых действий и вооруженных конфликтов. Все это и объединилось в понятие "социальная адаптация военнослужащих".

Социально-психологическая адаптация становится для большинства уволенных военнослужащих сложным процессом: необходимо освоить новые социальные роли, сформировать адекватную самооценку, обрести новую профессию. Им трудно ориентироваться в мире гражданских профессий и источниках информации, соотнести свои возможности с требованиями различных видов труда, осуществить поиск вакантных должностей и заключить трудовые договоры. Все это ведет к тому, что люди, способные внести свой вклад в преобразование российского общества, оказываются незащищенной частью населения. Серьезные трудности с подбором гражданской профессии испытывают до 70% уволенных в запас офицеров, многие из них больше года после увольнения из рядов Вооруженных Сил остаются безработными.

Решить эту проблему – значит оказать квалифицированную социально-психологическую помощь военнослужащим. Это под силу лишь специалистам, целенаправленно работающим с бывшими военнослужащими в государственных структурах. В настоящее время службы занятости с этой проблемой справиться не могут.

Однако, кроме трудоустройства, для полноценного вхождения бывших военных в мир гражданской жизни необходима еще более сложная работа: многое нужно изменить в представлениях о себе, своем внутреннем мире и мире вокруг, обрести новые стратегии и тактики поведения, поскольку такими, какими они вышли на просторы гражданской жизни, они вряд ли достигнут успеха. Стать своеобразным проводником и помощником в мире гражданских норм, прав, обязанностей, профессий, отношений с людьми, наконец, с самим собой призваны центры социальной поддержки военнослужащих. Центры привлекательны для бывших военных уже тем, что имеют стабильное бюджетное финансирование, поддерживаются государством, местной администрацией и создаются директивным путем, регулируя свою деятельность законодательно оформленными нормами. Успех реформ в армии во многом определяется тем, как и насколько быстро и безболезненно удается адаптироваться вчерашним офицерам, мичманам, прапорщикам к новым условиям жизни.

2.2. Трудности социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запас

Основываясь на анализе материалов социологических и психологических исследований и данных Министерства обороны, можно охарактеризовать особенности внутриличностной адаптации каждой из вышеназванных категорий.

Военнослужащие до 30 лет. В настоящее время не существует жестких ограничений причин увольнения из армии. Молодой офицер принимает решение об увольнении, если чувствует, что не может полностью реализовать свой творческий потенциал на военной службе, сравнивая свой жизненный путь и его результаты с тем, как живут и чего успели добиться его сверстники на "гражданке", или выбрал эту профессию случайно. Это наиболее мобильная часть общества. Они не преминули воспользоваться открывшимися возможностями. Они увольняются без пенсии, несмотря на то, что какое-то время им придется столкнуться с финансовыми трудностями, особенно тем, кто имеет семью. Им необходима такая подготовка, которая дала бы быстрый материальный достаток и рост в профессиональной карьере. Это наиболее успешная часть увольняемых военнослужащих с точки зрения перспективы переобучения на гражданские специальности.

Военнослужащие 30 – 40 лет. Это группа военнослужащих, уволенных в связи с сокращением Вооруженных Сил, хотя это не всегда совпадает с их личными планами. Они считают себя обиженными, склонны негативно оценивать свои перспективы, вплоть до агрессии по отношению к окружающим. Сочетание материальных трудностей и бытовой неустроенности приводит к кризисным состояниям психики. Но несмотря на трудности, представители данной категории пытаются сохранить эмоциональную и душевную гибкость и ведут активный поиск новых форм поведения. Если этой группе военнослужащих удается положительно разрешить данный возрастной кризис, то повышается вероятность вступления в период высокой продуктивности в самых разнообразных областях деятельности. Это та часть уволенных военнослужащих, которая нуждается в тщательной и глубокой психологической помощи, профессиональном консультировании, социально-правовой поддержке.

Военнослужащие старше 40 лет. Это группа военнослужащих, полностью выслуживших установленные сроки и максимально реализовавших свои возможности в рамках армейской службы. Они имеют определенные льготы и некоторое материальное благополучие. Они стремятся к деятельности, в которой будут сохранены атрибуты их былой власти и былого социального статуса, но при этом не стремятся к особо сложным видам деятельности, так как это связано с процедурами освоения новой специальности. Процесс серьезного обучения для них непривлекателен, они ориентируются на работу в административно-хозяйственных и контрольных органах государственной и муниципальной власти, в сфере образования или в финансовых органах. При выборе дальнейшего жизненного пути они охотно обращаются за помощью и советом в различные организации. Так выражается их стремление быть выслушанными и понятыми.

Особую группу составляют бывшие военнослужащие – участники боевых действий. По данным исследований, 30% военнослужащих, участвовавших в боевых действиях на территории Чеченской республики, имеют выраженные проявления посттравматических стрессовых реакций. Особенно отмечаются повторяющиеся яркие сны и ночные кошмары боевых ситуаций, навязчивые воспоминания о психотравмирующих событиях, внезапные переживания, повышенная раздражительность, беспричинные вспышки гнева и др. У абсолютного большинства участников боевых действий отмечается негативное отношение к представителям власти и государства. Они считают себя обманутыми и испытывают желание выместить накопившуюся злость за бессмысленное кровопролитие, гибель и унижение Вооруженных Сил. Эти люди сплачиваются в объединения типа "Союз ветеранов Афганистана", фонд "Единение" и др. Для таких людей возможны суицидальные попытки, асоциальное поведение, алкоголизация как уход от реальности и, как итог – конфликт с обществом, с друзьями, родственниками, членами семьи, неоправданная тяга к риску. Чем дальше уходят события, тем тяжелее становится груз моральной ответственности нашего общества за то, что для медицинской, социальной, психологической реабилитации этой категории бывших военнослужащих делается ничтожно мало. Проблемы социально-психологической помощи и поддержки военнослужащих, увольняемых в запас, затрагивают емкое и многоплановое понятие "реабилитация", которое является составной частью социальной адаптации. Реабилитация – это комплекс специализированных мер, которые необходимо осуществить в отношении уволенного из армии или вернувшегося с войны солдата или офицера для того, чтобы вернуть его в русло нормальной жизни. Социальный опыт всех категорий военнослужащих, уволенных в запас, имеет специфические различия. Это рождает различия в подготовленности к самому процессу социально-психологической адаптации при увольнении из рядов Вооруженных Сил.

У категории офицеров командного звена эта готовность проявляется в узко специфических военных занятиях и навыках, командно-административном стиле руководства людьми и привычке быть одновременно и начальником, и подчиненным. Пребывание в жестко иерархической системе зависимости формирует такое качество личности, как конформизм, то есть неосознанное подчинение влиянию той социальной сферы, в которую она включена, что откладывает отпечаток на процесс принятия решения, сохраняя разумную инициативу. Эта категория военнослужащих отличается физической подготовкой, исполнительностью, решительностью, волей, умением выполнять приказы, жестким стереотипом действий в любой обстановке. Как правило, у офицеров этой категории есть специальности, применимые к гражданской жизни, но в процессе службы практические навыки этой специальности бывают утеряны. Увольнение из армейских рядов они переносят сложно и трудно. Для них рекомендуются профессии, связанные с четкой ориентацией действий и организованности, исполнительностью (силовые и частные охранные структуры, военизированные пожарные службы, фермерство, преподавание в учебных заведениях основ обеспечения безопасности жизнедеятельности).