Важной проблемой является одиночество, характеризующееся узостью, или даже отсутствием социальных контактов. В пожилом возрасте подобная эмоциональная невовлеченность появляется по трагическим причинам: смерть супруга, длительная болезнь, прекращение профессиональной и общественной деятельности.
Материальная обеспеченность, точнее необеспеченность составляет основу для постоянной тревоги старого человека. Часто уже не под силу планирование расходов, «выкраивание» средств на самое необходимое, мысли о финансовом обеспечении собственных похорон.
«Характерной особенностью психологического состояния старости является постоянно присутствующее подсознательное предчувствие близкой кончины».[70] В связи с этим встает несколько проблем, связанных с уходом из жизни. Люди пожилого возраста попадают в группу риска по суицидальным намерениям. «Наклонность к самоубийству приходит к своей кульминационной точке только в самом преклонном возрасте. Даже снижение числа самоубийств, отмечаемое довольно часто в возрасте 80 лет, помимо того, что очень незначительно и совсем не носит общего характера, имеет только относительное значение, так как 90-летние старики лишают себя жизни не менее часто, а иногда и чаще, чем 70-летние».[71] Многих из них интересуют проблемы эвтаназии. Это не может не сказаться на профессиональной деятельности работников социальной сферы. В обществе складывается определенное отношение к эвтаназии. Например, в республике Казахстан, несущей существенный отпечаток русской культуры, «анонимные опросы медицинских работников свидетельствуют о том, что существует множество примеров применения эвтаназии в практической деятельности медиков при отсутствии какого-либо наказания».[72] Причины, по которым пожилые люди стремятся уйти из жизни, в общем-то, сводимы к их возрастным, психологическим, социальным и материальным проблемам.
Волгоградский областной геронтологический центр был создан специально для работы с пожилыми людьми на базе бывшего санатория-профилактория завода «красный Октябрь» в 1999 году. На территории Центра расположены главный корпус, овощехранилище, гараж, прачечная, баня и реабилитационный центр. Центр начинал свою работу с группой проживающих из 20 человек. В настоящий момент их 100 человек. Штат Центра полностью укомплектован специалистами-медиками и специалистами по социальной работе.
Специалисты Центра работают с опекаемыми, учитывая их возрастные физические и психологические особенности пациентов, среди которых наиважнейшими являются: общее снижение физических сил, затрудненный слух и зрение, плохая адаптация к изменяющимся условиям, плохая память, часто высокая замкнутость и подозрительность, капризность и раздражительность. Кроме того с возрастом проявляются черты эмоционального застревания. «Оскорбление личных интересов, как правило, никогда не забывается застревающими личностями, поэтому их часто характеризуют как злопамятных и мстительных людей. Кроме того, их называют чувствительными, болезненно обидчивыми, легкоуязвимыми людьми».[73]Трудности ухода за пожилыми людьми напрямую связаны с особенностями психики, вызывающими определенное поведение. «Пожилые люди в стационаре часто страдают депрессией… страдают расстройством кратковременной памяти…»[74]. Кроме того, многие проживающие пожилого возраста приобретают детские черты личности и поведения. «Люди преклонного возраста очень ревниво относятся к знакам внимания со стороны медицинского персонала»[75]. Часто пожилые люди страдают синдромом дезориентации, выражающемся в том, что пациент неверно оценивает время или место, в котором находится. Эта особенность пожилых больных также требует от медицинских и социальных работников определенной линии поведения и большой изобретательности.
Геронтологический центр, являясь учреждением постоянного (или временного) проживания, хранит в своих архивах историю жизни каждого пожилого человека, поселившегося здесь. У каждого человека есть свои причины, по которым он живет не дома, а в социальном учреждении. В 2005 году мы провели медико-социальное исследование, одной из главных целей которого было выявление и классификация причин проживания в Волгоградском областном геронтологическом центре. Важным аспектом исследования являлось выявление взаимосвязи проживания в геронтологическом центре и снижения способности к самообслуживанию.
Исследование проводилось методами тестирования (по Кацу) и индивидуального консультирования.
Тестирование предполагало:
- Выявить способность к самообслуживанию, отражающюю сохранение первостепенных индивидуальных функций повседневной активности, таких, как передвижение, одевание, гигиена и питание;
- Оценить второстепенные функции повседневной активности, к которым относятся социально-бытовые функции: доставка продуктов питания, уборка помещения, стирка белья и т.д.;
- Определить деменцию по Кацу.
Результаты представлены на графике 1.
График 1. Снижение способности к самообслуживанию у подопечных Волгоградского областного геронтологического центра (2005 г.)
Анализ результатов показал, что у 27% проживающих снижена активность жизнедеятельности, что соответствует норме с учетом общего количества проживающих и возрастных изменений.
Обращение к графику 2 поможет лучше понять причины, по которым пожилые люди оказались в социальном учреждении.
График 2. Причины проживания в Волгоградском областном геронтологическом центре
Очевидно, что причины проживания в геронтологическом центре по собственной оценке подопечных, заключаются в отсутствии жилья у16,6% пожилых проживающих; в потере возможности самообслуживания у 36,8% подопечных; в одиночестве у 13,8% стариков; в затяжных конфликтах в семье у 12% пожилых людей. Собственным выбором руководствовались 4,6% проживающих.
Взаимосвязь между способностью к самообслуживанию и проживанием в Геронтологическом центре самая прямая: 100% подопечных, имеющих самую низкую способность к самообслуживанию, считают ее причиной проживания в геронтологическом центре, а не дома.
В связи с выявленными причинами проживания в геронтологическом центре, можно прогнозировать ожидания пожилых людей к медицинским и социальным работникам. Желание прожить подольше и при этом не быть обузой, оставаться, по возможности, социально активными, приводит к появлению основного компонента медико-социальной реабилитации пожилых людей – их мотивации, их собственному желанию вести социально активный образ жизни. Реабилитация невозможна без субъекта реабилитации. Усилия медиков и социальных работников будут бесполезными, если пожилой человек не хочет восстанавливать жизненные и социальные функции.
В волгоградском областном геронтологическом центре накоплен большой опыт реабилитации, реадаптации и ресоциализации пожилых людей.
Важное место в комплексной реабилитации отводится:
- медицинской реабилитации под руководством целого штата медицинских работников, в том числе и квалифицированных врачей-реабилитологов;
- библиотерапии, восстановлению и поддержанию интеллектуальных и духовных функций под руководством библиотекаря;
- трудовой восстановительной терапии под руководством специалиста по трудотерапии;
- реабилитации средствами культуры (пение, танцы, театральные постановки и т.п.);
- психологической реабилитации под руководством клинического психолога в специальной сенсорной комнате с обилием оборудования для восстановления и тренировки функций психики;
- восстановлению физических функций при помощи массажа, проводимого квалифицированным массажистом;
- поддержанию жизненного тонуса при помощи фиточая (различные сборы, способствующие укреплению здоровья, профилактике заболеваний).
Одним из самых важных положений при подходе к вопросам реабилитации «является необходимость дифференциации контингента, в основу которого положена способность к социальной активности».[76]